Менеджер и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

Стандартное определения понятия «менеджер» сводится к тому, что человек является менеджером, если он отвечает за других людей и за их работу. Однако такое представление о менеджере кажется чересчур ограниченным. Основная ответственность менеджера направлена вверх, то есть на предприятие, составную часть которого он представляет. Кроме того, отношения менеджера с руководством предприятия и с коллегами-менеджерами не менее важны в его деятельности, чем отношения с подчиненными, работой которых он руководит и за которых он несет ответственность.

Оглавление

Профессия менеджер 4
Деятельность менеджера и его функции 5
Основные качества менеджера 8
Требования к менеджеру 10
Обязанности менеджера 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Менеджер и его функции.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 Если менеджер тяготеет  к демократическому стилю руководства,  придерживается рационализма, то  различия между ними и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда менеджер поддерживается предпринимательского стиля управления.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ  КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

 

В современных условиях постоянно  увеличивается количество крупных  предприятий. Это ставит дополнительные проблемы, связанные с трудностью единоличного управления подобными организациями. По этой причине в настоящее время роль главы корпорации сводится не к управлению самой организацией, а к координации деятельности менеджеров, отвечающих за отдельные функциональные области: маркетинг, производство, финансы и т.д.

Деятельность менеджера разнообразна. В процессе работы менеджеру приходится выполнять множество функций:

  • Организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
  • Распределение заданий и инструктирование подчиненных;
  • Контроль за выполнением обязанностей и заданий, проверка и оценка результатов работы;
  • Заполнение форм отчетности, подготовка и изучение отчетов;
  • Ознакомление с новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
  • Знакомство с текущей корреспонденцией;
  • Ответы на звонки и прием посетителей;
  • Проведение собраний и представительство;
  • Ведение переговоров.

Современный менеджер должен обладать целым рядом качеств, без которых он не сможет эффективно выполнять свои обязанности.

1. Менеджер должен быть хорошим  управляющим, способным организовать  работу подчиненных таким образом,  чтоб она была максимально  эффективной. Естественно, менеджер  должен предъявлять к себе те же требования, что и к другим людям.

2. Менеджер должен быть лидером,  способным увлечь людей и повести  их за собой. А поэтому он  должен иметь авторитет, обладать  высоким уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.

3. Менеджеру приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личные качества. Если менеджер не умеет воздействовать на людей и помогать им проявлять себя с лучшей стороны, у него никогда не получиться создать крепкий коллектив, члены которого будут хорошо понимать, для чего он существует, и станут действовать в его интересах.

4. Менеджер должен быть прекрасным  дипломатом, способным наладить  контакт как с подчиненными  и другими сотрудниками, так и  с властями и партнерами.

Жесткое проведение своей линии необходимо, но далеко не во всех ситуациях. Иногда полезно уступить, пойти на компромисс. Особенно это важно, если жесткое проведение своей линии может провести к разрушению или ухудшению отношений с человеком, который важен для существования организации. Это касается как людей из внешней среды, так и сотрудников.

5. менеджеру приходится быть  инноватором – человеком, который  способен реализовать в реальности  планы, которые могу показаться  необоснованными. Прежде всего  это касается выбора новой  сферы деятельности организации или внедрения нового продукта.

Данная роль менеджера не может  быть не реализована, если он не будет  достаточно компетентным и профессиональным.

6. Работа менеджера не мыслима  без контактов с другими людьми. В процессе работы менеджер вынужден общаться как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому  менеджер должен быть хорошим коммуникатором. Слово «коммуникатор» появилось не так давно; используется для обозначения человека, который умеет эффективно общаться, обладает высокой культурой общения и умеет воздействовать на людей.

Эта роль менеджера требует от него самых разнообразных умений и  навыков. Во-первых, это языковая грамотность, умение правильно и красиво говорить, грамотно писать и точно, емко и кратко выражать свои мысли. Ни один человек еще не сделал карьеры, не умея хорошо писать деловые письма.

Во-вторых, это высокий уровень  общей культуры, знакомства с основными  достижениями человечества в духовных и материальных сферах, умение говорить не только на специальные, но и на общие темы. Человек, который умеет поддержать беседу и ненавязчиво показывает свои глубокие знания, во все времена вызывал уважение, симпатию и интерес. Имея дело с деловыми партнерами, осознается, что успех сделки часто зависит не только от ее выгодности для сторон, но и от того впечатления, которое человек оставляет о себе.

7. Наконец, менеджер должен быть  образцом для других людей.  Деятельность менеджера протекает  на виду у большинства числа  людей; сотрудников, подчиненных,  клиентов, партнеров. Поэтому у хорошего менеджера не должно быть качеств, которые могли бы послужить основанием для его осуждения. Если менеджер будет воплощать положительные качества, ему будет просто расположить к себе людей и добиться того, что ему действительно необходимо.

Высокий профессионализм необходим менеджеру в силу того, что выполняемые им работы требуют разносторонних навыков и умений. Рабочий, стоящий за станком, выполняет небольшое количество в целом однотипных операций. Иначе обстоит дело у менеджера, поскольку, как показывают проведенные исследователями подсчеты, ему приходиться выполнять до 200 самых разнообразных действий. Естественно, это требует прекрасных навыков, стремления приобрести новый опыт, который затем будет плодотворно использоваться в повседневной деятельности.

 

 

 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ

 

Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно  преодолевая возникающие трудности, другие же а подобных ситуациях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных  и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнит решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.

Чтобы подчиненные шли за своим  лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

Известны признаки трудового коллектива:

  • общность интересов всех его членов;
  • единая общественно полезная и личностно значимая цель;
  • совместная деятельность по достижению этой цели;
  • определенная организационная структура коллектива;
  • наличие отношений руководства и подчинения;
  • формальные и неформальные отношения.

Формирование коллектива – процесс  сложный и противоречивый. Это  прежде всего связанно с тем, что  коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок группы можно говорить о степени коллективности, или степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера. Руководителю необходимо иметь в ввиду, что в своем формировании и развитии трудовой коллектив проходит три основных этапа. 

На первом этапе, когда коллектив только создан, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и определить наиболее авторитетных и влиятельных работников с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить в коллективе. На этом этапе руководитель выступает как «внешняя сила» по отношения к коллективу. Большинство требований исходит от него и через него.

На втором этапе завершается  взаимное знакомство и изучение членов коллектива. Происходит дружеское сближение  людей в соответствии с их интересами и склонностями. В общих чертах складывается неофициальная структура коллектива, образуется актив, может образоваться и пассив. Возможно, при определенных условиях будет образованна и группа дезорганизаторов.

Руководителю необходимо тщательно проанализировать причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее попали те или иные работники.

Характерная особенность данного  этапа состоит в том, что руководитель может управлять коллективом  и может предъявлять к нему требования не только лично, но и через неформальных лидеров.

На третьем этапе сознательность и активность работников достигают  приблизительно одинаково высокого уровня, подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного  нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не вступают по отношению к остальным членам коллектива как «внешняя сила», поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов коллектива. Характерная черта данного этапа – достижение гармонического сочетания групповых (организации) и личных интересов.

    Вполне очевидно, что  коллектив в своем развитии  одни этапы может проходить  быстрее, другие медленнее. Бывают  случаи, когда он «застревает»  на одном из этапов и даже  распадается. Распадение коллектива происходит, когда менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям.

Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и  результативный коллектив, говорят, что  такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.

Таким образом рыночная экономика  требует от менеджера:

  • способности управлять собой;
  • разумных личных ценностей;
  • постоянного личного роста (развития);
  • навыков решать проблемы;
  • изобретательности и способности к инновациям;
  • способности влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • способности обучать подчиненных;
  • способности формировать и развивать трудовой коллектив.

 

 

5.Обязанности менеджера

 

1. Постановка целей. Менеджер определяет, какими должны быть эти цели. Он определяет, какими должны быть частные цели в каждой ключевой сфере предприятия. Он решает, что нужно делать, чтобы достичь этих целей. Он делает эти цели достижимыми, излагая их людям, от эффективности которых и зависит достижение этих целей.

 

2. Организаторская работа. Он анализирует необходимые действия, решения и отношения. Он классифицирует работу в целом. Он делит ее на виды деятельности, которыми можно эффективно управлять. Эти виды деятельности он делит на поддающиеся управлению работы. Определенным образом группируя эти виды деятельности и работы, он представляет их в виде организационной структуры, состоящей из ряда подразделений. Он подбирает людей для управления этими подразделениями.

 

3. Мотивация работников и общение с ними. Из множества людей, отвечающих за выполнение различных работ, он должен создать команду единомышленников. Он делает это на основе собственного практического опыта управления людьми. Он делает это на основе своего собственного отношения к людям, которыми он управляет. Он делает это, применяя те или иные методы стимулирования и вознаграждения за хорошую работу. Он делает это, используя возможность повышения по службе наиболее отличившихся работников. Он делает это, постоянно общаясь с подчиненными, причем это общение обязательно должно носить двусторонний характер. 

 

4. Измерение показателей. Менеджер устанавливает четкие показатели, отражающие эффективность выполнения того или иного вида работы, той или иной работы. Он отвечает за то, чтобы для каждого работника организации были предусмотрены соответствующие показатели или критерии эффективности, которые учитывали бы как эффективность организации в целом, так и эффективность конкретного человека, помогая ему успешно справляться со своими обязанностями. Менеджер анализирует эффективность каждого работника, оценивает и интерпретирует её. И, как и в любой другой сфере своей деятельности, менеджер излагает своим подчиненным и руководству суть этих измерений и анализирует полученные с их помощью результаты.

 

5. Развитие своих подчиненных. Стиль управления каждого менеджера может либо облегчать, либо затруднять саморазвитие и самосовершенствование своих подчиненных. Менеджер либо ведет своих подчиненных правильным путем, либо, наоборот, заводит их в тупик. Менеджер либо помогает им раскрыть свои способности, либо, наоборот, подавляет их. Он укрепляет личные качества, формирующие достойную личность или, наоборот, разрушает их. Он либо поддерживает в них чувство собственного достоинства, либо, наоборот сгибает их «в бараний рог». 

Все перечисленные действия являются базовыми элементами работы любого менеджера, — даже если он и не подозревает об этом. Он может их выполнять лучше или хуже, но он обязательно выполняет их. 

Одно лишь умение правильно ставить  цели не делает человека менеджером, точно  так же, как умение наложить простенький  шов в нужном месте вовсе не делает человека настоящим хирургом. Однако, если человек не умеет устанавливать цели, то не может быть и речи о надлежащем выполнении им обязанностей менеджера, точно так же, как человек, не умеющий накладывать элементарные швы, не может считаться настоящим хирургом. И как хороший хирург, постоянно совершенствующийся в наложении швов, со временем становится отличным хирургом, точно так же и хороший менеджер, постоянно совершенствующий собственную квалификацию и эффективность во всех пяти базовых элементах своей работы, со временем обязательно становится отличным менеджером.

Информация о работе Менеджер и его функции