Механизм возвратного финансирования науки и инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

Файлы: 1 файл

Контрольная иновационный мкнеджмент.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

    Такой подход вполне оправдан, особенно в условиях широко распространенной профессиональной некомпетентности, многолетней привычки получать централизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате, неприспособленности к рыночной среде, незнакомства со многими современными технологиями. Начинать осуществление приоритетных инновационно - инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров - от менеджеров до рабочих.

    При этом надежная кадровая база помогает более успешно решать вопросы  финансирования проектов и программ. Нужно смотреть правде в глаза, основной капитал сейчас находится у коммерческих банков, частных предприятий,  дельцов теневой экономики, а также иностранных инвесторов, работающих преимущественно в сфере обращения, поскольку отпугивают  политическая нестабильность, круговерть законов и большой коммерческий  риск. “Живые деньги” есть также у части населения, которое готово вкладывать  их в строительство жилых домов, надежные ценные бумаги, но нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими проектами.

    После решения вопроса о финансировании проекта встает проблема технологического оборудования.  Сейчас много производственных помещений, простаивающего оборудования. Но это обычно устаревшие машины, морально и физически изношенная техника, не пригодная для производства конкурентоспособной продукции. Помещения и производственную инфраструктуру после некоторой реконструкции вполне можно использовать (что удешевляет проект и сокращает сроки его реализации). Однако, как правило, приходится приобретать технологическое оборудование. Стремятся заказать его за границей вместе с апробированной эффективной технологией. Это лишает отечественное машиностроение заказов, усиливает безработицу в данной отрасли и зависимость от внешних поставщиков.

    Следовательно, нужно поддерживать ориентацию заказчиков на комплекты современного отечественного оборудования, широко привлекая к проектам конверсионные предприятия. Но для этого необходимо, чтобы отечественная техника не уступала импортной по своим параметрам, была дешевле и имела налаженное обслуживание и ремонт.

 

     Кредитно-инвестиционное обеспечение научных проектов

    Для создания системы отбора наиболее эффективных  и конкурентоспособных нововведений, как кредиты, так и безвозмездно выделяемые средства необходимо предоставлять на конкурсной основе.

    В данной связи, распределение средств  может осуществляться по двум  вариантам. Первый из них предусматривает выделение  финансовых ресурсов конечному производителю  инноваций пли головному разработчику технологического процесса, если средства направляются на проведение базисных научных исследований. При этом, предприятия и организации, получившие субсидии из инновационного фонда, самостоятельно распределяют их между соисполнителями и несут ответственность за  возврат кредитов  и эффективность использования безвозмездных сумм. Величина кредита в этом случае определяется с учетом затрат на осуществление всего объема работ по созданию нового изделия. Выделять же средства можно по этапам, с оценкой качества результатов, достигнутых на предыдущем этапе финансирования. Возвратность средств также может быть постепенной, по мере реализации нововведения.

    Затраты, финансируемые из предоставленного кредита с учетом их индексации, и плата за кредит должны включаться в себестоимость продукции, обеспечивающей создание инноваций. При этом каждый участник инновационного процесса за счет средств, вырученных от продажи своей части общей работы, возвращает кредит и расплачивается за него. Конечный производитель возвращает его инновационному фонду за счет продажи готовой продукции.

    По  второму варианту кредиты могут  предоставляться инновационным  фондом напрямую участникам нововведенческого  процесса. Последние возвращают проиндексированные кредитные ресурсы и плату  за кредит непосредственно фонду. 

    Кредиты конечному производителю нового изделия позволят повысить  обоснованность предоставления средств соисполнителям, уровень компетентности подбора  участников и ответственность изготовителя за инновационный процесс в целом. Кроме того, существенно облегчается процедура взыскания фондом кредитных ресурсов.

    Второй  вариант целесообразен в том  случае, если в начале осуществления  проекта конечный производитель  по тем или иным причинам не определен. Необходимо прекратить административное распределение финансовых ресурсов. Решение о предоставлении кредита должно основываться на заключении аудиторской фирмы о конкурентоспособности и эффективности предлагаемого к финансированию проекта. Качество подготовки заключения зависит от специалистов, способных выбрать наиболее эффективное с позиций рынка инновационное решение. При этом важно исследовать все аспекты  создания новшества: технический, экономический и маркетинговый.

 

     Заключение

    Важнейшей задачей государственного регулирования  в инновационной сфере является обеспечение финансовой поддержки реализации инновационных проектов, причем не столько посредством прямого финансирования из госбюджета, сколько созданием условий для осуществления инноваций частным капиталом, то есть формирование многоканальной системы финансирования инновационной деятельности. В настоящее время в России сложилась и действует подобная система, включающая в себя:

    - прямое финансирование инновационных проектов из бюджетов различных уровней;

    - льготное кредитование и субсидирование;

    - предоставление государственных гарантий частным инвесторам;

    - финансирование из целевых внебюджетных фондов.

    Важным  элементом государственной научно-технической  и инновационной политики является формирование и совершенствование  внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Сейчас развивается система конкурсного отбора и финансирования проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе, для проектов фундаментального характера - через Российский фонд фундаментальных исследований.

    Однако  сегодня еще нельзя сказать, что  в Российской Федерации сформировалась эффективно функционирующая национальная инновационная система, хотя имеются в наличии ее отдельные элементы - федеральные научно-технические программы, научные центры, инновационные фирмы, технопарки, фонды и т.д. Несмотря на оптимистичные уверения правительства, между этими элементами нет эффективных взаимосвязей, обеспечивающих оптимальное функционирование системы. Все они испытывают на себе сильное влияние общего системного кризиса российской экономики, чрезмерно зависят от политической и международной конъюнктуры, внутренней экономической нестабильности. Деятельность тех же внебюджетных фондов, к примеру, фактически весьма тесно связана с госбюджетом - либо непосредственно, либо через государственные предприятия, ведомства, вследствие чего общий кризис государственного финансирования препятствует результативной и скоординированной работе фондов. Механизмы их функционирования до сих пор не отлажены: слаб контроль за поступлением и отчислением средств, порядок распределения средств и отчетности и контроля их расходования разработаны недостаточно. В итоге за счет средств внебюджетных фондов в настоящее время финансируется не более 5-8% всех НИОКР и инновационных проектов, то есть они явно не выполняют предназначенную им роль.

    С учетом того, что государство не в состоянии принять на себя бюджетное финансирование инновационной деятельности в необходимом объеме (ежегодно урезая даже минимально необходимые для этого суммы, предусмотренные бюджетом), а банки либо не желают давать кредиты на эти цели из-за высокого риска невозврата средств, либо устанавливают чрезмерно высокий процент, основная тяжесть финансового обеспечения инноваций ложится на предприятия, которые в условиях дефицита собственных денежных средств вынуждены значительную часть ресурсов использовать на поддержку действующего производства и в достаточно редких случаях - на освоение новых технологий и конкурентоспособной наукоемкой продукции. По некоторым данным, из общего числа российских промышленных предприятий инновационно активных лишь около 5%. Таким образом, можно сделать вывод о крайне низкой финансовой обеспеченности инновационной сферы в Российской Федерации.  
 

 

      Список литературы

  1. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие. Под ред. Аньшина В.М., Дагаева А.А. – М.: Дело, 2003
  2. Инновационный менеджмент. Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001
  3. Казанцева А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебник. – М: Экономика, 2004
  4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: Инфра-М, 2007
  5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

Информация о работе Механизм возвратного финансирования науки и инноваций