Механизм возвратного финансирования науки и инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

Файлы: 1 файл

Контрольная иновационный мкнеджмент.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Российская  Открытая Академия Транспорта

при МГУ  ПС (МИИТ) 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Инновационный менеджмент» на тему:

«Механизм возвратного финансирования науки  и инноваций» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса з/о

Климакина Е.В.

шифр: 0810-п/МО-4063 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

 

Содержание

 

Введение

    Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

    Система финансирования выступает одним  из основных  инструментов реализации государственной политики и при оценке ее эффективности необходимо оперировать совокупностью критериев, прежде всего:

  • критерием целевой ориентации финансового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности. Критерий определяет, в какой степени выдвинутые государством цели научно-технической политики обеспечены соответствующими ресурсами, финансовыми средствами;
  • критерием оптимальности форм прямой государственной поддержки по конкретным направлениям развития науки и техники;
  • критерием эффективности механизма, стимулирующего привлечение ресурсов из внебюджетных источников. Эти критерии учитываются при формировании механизма финансирования, как на общесистемном уровне, так и на элементном уровне (по типам источников средств, формам и методам организации финансирования).

    Наука и инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения.

    Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный  и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. Он в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализованных источниках целевого назначения, которые образовывались в структурах управления по соответствующим жестким нормативам. В 1990-1991 гг. в нашей стране начались реорганизационные мероприятия, связанные с финансированием НТП. Было отменено регламентированное распределение прибили по фондам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, заметно упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно, что все эти перемены имели весьма важное значение.

    Важной  особенностью выбора источников финансирования является достаточно широкая их альтернативность. Эта альтернативность формируется не только в диапазоне возможного привлечения собственных или заемных источников инвестиционных ресурсов (например, собственный капитал или долгосрочный кредит), но и в диапазоне каждого из этих видов привлекаемого капитала (собственный капитал, привлекаемый из внутренних или внешних источников; заемный капитал, привлекаемый в форме долгосрочного кредита банка, финансового лизинга или облигационного займа).

    Инвестирование  науки и инноваций может осуществляться как за счет собственных, так и  привлеченных средств.

    За  исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг. Именно об этом и пойдет речь в данной работе. Целью работы является изучение механизма возвратного финансирования (кредитования и его различных форм) науки и инноваций.

    Целью данной работы является изучение механизма  возвратного финансирования, который в свою очередь является важной составной частью финансово-кредитной системы науки и инноваций.

 

Способы и источники  финансирования

    Мировая практика выделяет следующие источники  финансирования инноваций:

  1. государственные ассигнования
  2. собственные средства организаций
  3. средства некоммерческих организаций
  4. кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал.

    Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим направлениям:

  • средства республиканского (местного) бюджета
  • собственные средства
  • средства внебюджетных фондов
  • средства организаций предпринимательского сектора
  • средства частных неприбыльных организаций
  • средства иностранных источников.

    Государственное финансирование

    Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Центральное место занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

    Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться  государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовым финансированием), и выделением средств на конкретные научно-исследовательские и инновационные программы и проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведения и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

    Действенность контрактной системы связана со стимулированием спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты для государственных нужд и их реализацией на выгодных для государства условиях. Поэтому задачей контрактной системы является не только обеспечение взаимодействия между государственным заказчиком и исполнителем, но и определение взаимных обязательств и прав, в том числе и на результаты НИОКР. Важной составной ее частью становится система возвратного финансирования, распространение которой обеспечивает строгий отбор инновационных проектов с точки зрения их народнохозяйственной целесообразности.

    Выбор механизмов реализации контрактной  системы в инновационной сфере обусловлен прежде всего экономическими приоритетами обеспечения рационального и эффективного использования средств на научно-технические исследования для государственных нужд, определяемых как потребности Российской Федерации и удовлетворяемых за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

    Внебюджетное  финансирование

    По  мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

    Государство активно использует имеющиеся в  его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

    Контроль  за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при  учреждении и создании некоммерческих организаций. Председатель фонда и состав попечительского совета утверждается решением Правительства РФ (правительством субъекта федерации)

    Кредитование  инвестиционных и инновационных  программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором кредитной организации и фондом.

    Собственные средства

    Во  всех развитых странах собственные  средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание.  Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть развернуто производство новых видов техники и материалов.

    Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

  1. работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и совершенствование производства
  2. работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии
  3. научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

    Возвратное  финансирование

    Обеспеченность  науки и инноваций финансовыми  ресурсами на всех стадиях жизненного цикла способствует снижению риска отторжения инновации рынком и увеличивает ее эффективность.

    Элементами  системы финансирования науки и инноваций являются:

    1. источники инвестиционных ресурсов;
    2. механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в инновационные проекты;
    3. механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.

    Существуют  следующие формы возвратного  финансирования науки и инноваций:

  • банковские кредиты;
  • лизинг;
  • форфейтинг;
  • франчайзинг;
  • Венчурное финансирование.

    Банковские  кредиты. Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие реальными сроками окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала. Банковский кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

    Лизинг — процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. В широком значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга, договор купли-продажи, договор займа).

Информация о работе Механизм возвратного финансирования науки и инноваций