Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:14, курсовая работа
С проблемами политики формирования и регулирования доходов населения тесно связаны (и в немалой мере определяют ее направленность) вопросы организации оплаты труда в первичном звене — на предприятиях, в организациях и учреждениях различных отраслей и форм собственности. Здесь существенную роль призваны играть и в большинстве случаев играют механизмы оплаты по тарифу, рациональные подходы к применению форм и систем заработной платы. Принципиально важными представляются методы обеспечения связи заработной платы как основного источника доходов работников наемного труда со стоимостью, условиями, интенсивностью и напряженностью труда, а главное — с его результативностью
Введение…………………………………………………………………….…3
1.Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике…………….5
2.Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
2.1.Основные элементы механизма……………………………….….7
2.2.Результативность политики доходов……………………………..9
2.3.Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы…………………………………………………………….......10
3.Валовой внутренний продукт -показатель уровня экономического развития…………………………………………………………………………..12
4.Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы……………………………………………………………………………14
5.Факторы, определяющие уровень оплаты труда
5.1.Взаимозаменяемость труда и капитала………………………….16
5.2.Общие тенденции спроса на рабочую силу, ее предложения и уровня оплаты труда…………………………………………………………….19
Заключение………………………………..…………………………………….22
Список литературы………………………
Известно, что снижение предельных ставок налогообложения доходов стимулирует трудовую и предпринимательскую деятельность. При сокращении ставок налогов увеличивается база налогообложения, о чем свидетельствует кривая Лаффера (рис. 1.1).
Важным результатом политики доходов и заработной платы является изменение доли граждан, живущих за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается — политика эффективна.
О результатах политики доходов и заработной платы можно судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы условия для роста благосостояния. В развитых странах удельный вес среднего класса достигает 70%.
Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности — участии в забастовках, акциях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует об эффективности политики доходов и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли теневой экономики в ВВП.[2]
Дальнейшее развитие политики доходов и заработной платы предполагает укреплениеинституциональных основ их регулирования.
Политика доходов и заработной платы в России осуществляется, исходя из разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления государством.[4]
Средства на осуществление социальных программ и на оплату труда работников бюджетной сферы выделяются при разработке и утверждении закона о бюджете. Министерство труда и социального развития РФ контролирует соблюдение КЗоТа и других нормативно-правовых актов в области доходов и заработной платы. Министерство РФ по налогам и сборам и его органы осуществляют сбор налогов.
Государственное регулирование доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение (федеральные, региональные и муниципальные налоги), государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (установление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов (федеральный и региональные бюджета), деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для решения социальных проблем (негосударственные фонды и другие некоммерческие организации), система льгот для них и для предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность.[3]
Государственное регулирование доходов и заработной платы все в большей мере переходит с федерального на региональный уровень.
К задачам федеральных органов власти относятся принятие нормативных актов, регулирующих общие принципы политики доходов и заработной платы; установление единой системы государственных минимальных социальных стандартов, порядка оплаты труда работников бюджетной сферы; разработка федеральных целевых социальных программ, определение сумм и механизма их финансирования.
Органы власти субъектов РФ распределяют полученные ими трансферты в соответствии с целевым назначением, разрабатывают региональные социальные программы и устанавливают порядок их финансирования, организуют предоставление адресной социальной помощи посредством субсидий и льгот. В ведении муниципальных органов находится фонд оплаты труда работников социально-культурной сферы. Они осуществляют социальные программы на своем уровне и оказывают социальную поддержку населению.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается.
Поскольку конечная продукция в основной своей части потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.
ВВП может быть также определен как валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость продукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчисленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в производство продукта или услуги в условиях, когда их создание вследствие разделения труда является результатом кооперированной деятельности многих предприятий.[3]
ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Теоретически износ основного капитала следовало бы исключить из состава ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стоимости, а характеризует стоимость потребленного в производстве капитала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимыми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала принято включать в объем ВВП. Это делает его более сравнимым при сопоставлении данных по отдельным странам.
Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость,характеризующую непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная стоимость соответствует сумме первичных доходов.
Первичные доходы — это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. Как первичные доходы рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.
Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства.[3]
Периоды экономического роста могут сменяться спадом производства, занятости, снижением ВВП на душу населения и соответственно жизненного уровня. Однако если рассматривать развитие за длительные периоды, то очевидно, что в основе повышения жизненного уровня населения лежит рост производства товаров и услуг, т.е. ВВП в целом и в расчете на душу населения. Основными факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ресурсов, прежде всего дополнительного физического капитала и труда, а также увеличение производительности факторов производства в результате научно-технического прогресса, использования более продуктивных технологий и повышения квалификации работников.
Увеличение трудовых ресурсов связано с ростом численности населения в целом и в трудоспособном возрасте. Одновременно повышаются образовательный уровень, профессиональная подготовка и соответственно качество рабочей силы.[2]
Наряду с ростом численности занятых возрастает объем накопленных производственных зданий, оборудования и других средств и условий труда. В связи с мелиоративными и оросительными работами может несколько возрастать количество сельскохозяйственных угодий; проведение геолого-разведочных работ ведет к увеличению возможных для использования в производстве месторождений полезных ископаемых.
Увеличение используемых ресурсов является важным фактором роста ВВП. Однако большая часть его прироста достигается за счет научно-технического прогресса, позволяющего производить новые виды товаров, повышать качество традиционных товаров и более полно использовать применяемые ресурсы.
Национальный доход — это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.[3]
Как правило, сальдо первичных доходов, полученных и переданных за рубеж в странах с развитой экономикой, является положительным, а в развивающихся странах — отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся — меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны как более богатые в большей мере предоставляют финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Можно полагать, что в России валовой национальный доход меньше ВВП, часть которого образует доходы других стран в виде процентов
за кредит, репатриации дивидендов и т.п.
На общий объем доходов страны влияют также полученные и переданные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме. Национальный доход с учетом сальдо трансфертов образует соответственно валовой или чистый располагаемый национальный доход.
Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются следующие правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих подоходных налогов и налогов на материальные ценности, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. При этом натуральные трансферты оцениваются в денежной форме.[2]
Валовой или чистый национальный располагаемый доход может быть определен на основе соответственно валового или чистого национального дохода путем добавления текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны от нерезидентов, и исключения трансфертов, выплачиваемых нерезидентам.
Чистый располагаемый доход полнее характеризует потребительские возможности страны, чем национальный доход. Он распределяется, как отмечалось, на первичные доходы, часть которых в последующем перераспределяется.
Первичные доходы лежат в основе величины конечных доходов каждого сектора экономики, в том числе конечных доходов населения, но не тождественны им. Конечные доходы образуются на основе первичных и производных (вторичных) доходов и используются на потребление и накопление. Они определяются с учетом перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью трансфертов. Суммы доходов, переданных и полученных секторами экономики в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, однако по каждому сектору и у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных доходов.[3]
Понятие дохода в принципе может определяться по-разному в зависимости от целей анализа. Доход может трактоваться как сумма денежных доходов, получаемых хозяйствующими субъектами. Это увязывает категорию дохода с категорией денежного обращения, однако при этом в доход не включается стоимость натуральных продуктов, производимых домашними хозяйствами для собственного потребления. Требованиям, предъявляемым к этому показателю для характеристики уровня жизни, в большей мере соответствует понятие дохода, включающего как денежные, так и натуральные поступления.
Информация о работе Механизм осуществления политики доходов и заработной платы