Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 21:36, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Оглавление
Введение…………………………………………………………..……….………3 Глава 1. Сущность лидерства…………………………………………………....6 1.1 Сущность лидерства………………………………………………………….6 1.2 Отличие лидера от менеджера………………...….………………………....6 Глава 2. Три основных подхода к изучению проблемы в лидерстве………...17 Глава 3. Стили руководства…………………………………………….............35 Глава 4. Организационная структура управления на примере Закрытого акционерного общества ЗАО "Кубанькровля"(г.Краснодар)………...……….30 Заключение……………………………………………………………....……….39 Список используемой литературы…………
Представления демократичного
руководителя о работниках отличаются
от представлений автократичного руководителя.
Мак Грегор назвал их теорией “У” :
1. Труд - процесс естественный. Если условия
благоприятные, люди не только примут
на себя ответственность, они будут стремиться
к ней.
2. Если люди приобщены к
организационным целям, они будут
использовать самоуправление и
самоконтроль.
3. Приобщение является функцией
вознаграждения, связанного с достижением
цели.
4. Способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный потенциал
среднего человека используется
лишь частично.
Благодаря
этим предположениям, демократичный руководитель
предпочитает такие механизмы влияния,
которые апеллируют к потребностям более
высокого уровня: потребности в принадлежности,
высокой цели, автономии и самовыражении.
Настоящий демократичный руководитель
избегает навязывать свою волю подчиненным.
Организации,
где доминирует демократичный стиль характеризуются
высокой степенью децентрализации полномочий.
Подчиненные принимают активное участие
в принятии решений и пользуются широкой
свободой в выполнении заданий. Довольно
часто, объяснив цели организации, руководитель
позволяет подчиненным определить свои
собственные цели в соответствии с теми,
которые он сформулировал. Вместо того,
чтобы осуществлять жесткий контроль
за подчиненными в процессе их работы,
низовой руководитель обычно ждет, когда
работа будет выполнена до конца, чтобы
провести ее оценку. Руководитель действует
как связующее звено, обеспечивая соответствие
целей производственной группы целям
организации в целом и заботясь о том,
чтобы группа получала необходимые ей
ресурсы.
Поскольку
демократичный лидер предполагает, что
люди мотивированы потребностями более
высокого уровня - в социальном взаимодействии, успехах
и самовыражении, - он пытается сделать обязанности
подчиненных более привлекательными.
В некотором смысле он старается создать
ситуацию, в которой люди до некоторой
степени сами мотивируют себя, потому
что их работа, по природе своей, сама является
вознаграждением. Он также способствует
тому, чтобы подчиненные понимали, что
им предстоит решать большую часть проблем,
не ища одобрения или помощи. Но руководитель
вкладывает много усилий в создание атмосферы
открытости и доверия с тем, что если подчиненным
и понадобится помощь, они, не стесняясь,
могли бы обратиться к руководителю. Чтобы
добиться этого, руководитель организует
двухстороннее общение и играет направляющую
роль.
Исследования Левина.
Возможно,
самое раннее исследование эффективности
стилей лидерства было проведено Куртом
Левиным и его коллегами. В своем знаменитом
исследовании Левин обнаружил, что авторитарное
руководство добивалось выполнения большего
объема работы, чем демократичное.
Однако на другой чаше весов были низкая
мотивация, меньшая оригинальность, меньшее
дружелюбие в группах, отсутствие группового
мышления, большая агрессивность, проявляемая
как к руководителю, так и к другим членам
группы, большая подавляемая тревога и
одновременно - более зависимое и покорное поведение.
По сравнению с демократичным руководством,
при либеральном объем работы уменьшается,
качество работы снижается, появляется
больше игры, и в опросах выражается предпочтение
демократичному руководителю.
Более поздние
исследования не полностью подтвердили
выводы о том, что автократичное руководство
обеспечивало более высокую продуктивность,
но более низкую степень удовлетворенности,
чем демократичное. Тем не менее, исследование
Левина дало основу для поисков других
ученых стиля поведения, который может
привести к высокой производительности
труда и высокой степени удовлетворенности.
Руководство, сосредоточенное на
работе и на человеке.
Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском
университете разработали альтернативную
систему, сравнивая группы с высокой производительностью
труда и группы с низкой производительностью
в различных организациях. Они считали,
что разницу в производительности может
объяснить стиль лидерства. Аналогично
континууму по теориям “Х” и “Y” МакГрегора,
руководители групп с высокой и низкой
производительностью классифицировались
по континууму, находящемуся в пределах
от одной крайности - сосредоточенные на работе (теория “Х”),
до другой - сосредоточенные на человеке (теория
“Y”). Этот континуум представлен на Рис
2.
Рис. 2
РУКОВОДИТЕЛЬ, сосредоточенныЙ НА РАБОТЕ, также
известный как руководитель, ориентированный
на задачу, прежде всего, заботится о проектировании
задачи и разработке системы вознаграждений
для повышения производительности труда.
Классическим примером руководителя,
сосредоточенного на работе служит Фредерик
У. Тейлор. Тейлор строил задачу по техническим
принципам эффективности и вознаграждал
рабочих, которые перевыполняли квоту,
тщательно рассчитанную на основе измерения
потенциального выпуска продукции.
В противоположность
этому, первейшей заботой руководителя, СОСРЕДОТОЧЕННОГО
НА ЧЕЛОВЕКЕ, являются люди. Он сосредоточивает
внимание на повышении производительности
труда путем совершенствования человеческих
отношений: делает упор на взаимопомощи,
позволяет работникам максимально участвовать
в принятии решений, избегает мелочной
опеки и устанавливает для подразделения
высокий уровень производительности труда.
Он активно считается с нуждами подчиненных,
помогает им решать проблемы и поощряет
их профессиональный рост.
На основании
своих исследований, Лайкерт сделал вывод,
что стиль руководства неизменно будет
ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось
ни одного руководителя, кто бы проявлял
оба эти качества в значительной степени
и одновременно. Результаты также показали,
что стиль руководства, сосредоточенный
на человеке, почти во всех случаях способствовал
повышению производительности труда.
Четыре системы Лайкерта.
Как продолжение
своих исследований, Лайкерт предложил
четыре базовых системы стиля лидерства.
Рис. 3
Система 1
Система 2
Система 3
Система 4
Эксплуататорско-
авторитарная
Благосклонно-
авторитарная
Консультативно-
Демократическая
Основанная на
участии
Рис. 3
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-авторитарных.
Эти руководители имеют характеристики
автократа.
Система 2 называется благосклонно-авторитарной.
Эти руководители могут поддерживать
авторитарные отношения с подчиненными,
но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно,
участвовать в принятии решений. Мотивация
создается вознаграждением и в некоторых
случаях - наказанием.
Руководители
системы 3, называемой консультативной,
проявляют значительное, но не полное
доверие к подчиненным. Имеется двустороннее
общение и некоторая степень доверия между
руководителями и подчиненными. Важные
решения принимаются наверху, но многие
конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 подразумевает групповые решения и участие
работников в принятии решений. По мнению
Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители
полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения
между руководителем и подчиненными дружеские
и взаимно доверительные. Принятие решений
в высшей степени децентрализовано. Общение
двусторонне и нетрадиционное. Кроме того,
они ориентированы на человека, в противоположность
руководителям системы 1, ориентированным
на работу.
Исследования
Лайкерта показали, что самые эффективные
руководители низового звена уделяли
внимание, прежде всего, человеческим
аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными,
и создавали отношения, основанные на
взаимопомощи. Они продуманно разделяли
подчиненных на производственные группы
и ставили перед ними усложненные задачи.
Они использовали групповое руководство
вместо традиционных индивидуальных бесед
с подчиненными.
Двумерная трактовка стилей лидерства.
Начиная
с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой
Бюро по исследованиям в области бизнеса
в университете штата Огайо, проводила
комплексное исследование и выявила серьезную
ошибку в концепции разделения руководителей
на тех, кто сосредоточен или только на
работе, или только на человеке. Их главной
находкой стало: люди могут вести себя
так, что это будет одновременно ориентацией
и на работу, и на человека. Они разработали
систему, согласно которой поведение руководителя
классифицировалось по двум параметрам:
структуре и вниманию к подчиненным. Структура
подразумевает такое поведение, когда
руководитель планирует и организует
деятельность группы и свои взаимоотношения
с ней. Внимание к подчиненным подразумевает
поведение, которое влияет на людей, апеллируя
к потребностям более высокого уровня,
строя взаимоотношения на основе взаимного
доверия, уважения, тепла и контакта между
руководителем и подчиненными. Очень важно
отметить, что уважение - это не внешнее проявление типа “похлопывания
по спине”. Несколько самых распространенных
типов поведения, подразумевающих внимание
к подчиненным, приведены на Рис.4.
Структура
Распределяет производственные роли
между подчиненными
Расписывает задания и объясняет
требования к их выполнению
Планирует и составляет графики
работ
Разрабатывает подходы к выполнению
работ
Передает свое беспокойство
о выполнении задания
Внимание
к подчиненным
Участвует в двустороннем общении
Допускает участие подчиненных
в принятии решений
Общается в одобрительной и
неугрожающей манере
Дает возможность людям удовлетворить
свои потребности, связанные с работой
Рис. 4
Было выявлено,
что люди могут вести себя с разной степенью
внимания к подчиненным и структурированию
проблем; четыре возможных комбинации
этих элементов в руководстве представлены
на Рис. 5.
Высокая
Низкая степень
структурирования
Высокая степень внимания
к подчиненным
Высокая степень
структурирования
Высокая степень
внимания
к подчиненным
Низкая
Низкая степень
структурирования
Низкая степень
внимания
к подчиненным
Высокая степень
структурирования
Низкая степень
внимания
к подчиненным
Низкая
Высокая
Структурирование
Рис. 5.
Несмотря
на то, что самая высокая производительность
ассоциировалась с руководителем, который
владеет и тем и другим стилем поведения,
более поздние исследования показали,
что эта классификация применима не ко
всем ситуациям.
Управленческая решетка.
Концепция,
разработанная в университете штата Огайо,
была модифицирована и популяризована Блэйком
и Мутоном , которые построили решетку
(схему), включавшую 5 основных стилей руководства.
Вертикальная
ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке”
по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует
“заботу о производстве” также по шкале
от 1 до 9. Стиль руководства определяется
обоими этими критериями. Блейк и Мутон
описывают среднюю и четыре крайних позиций
решетки, как
1. 1. - страх перед бедностью.
Со стороны руководителя требуется лишь
минимальное усилие, чтобы добиться такого
качества работы, которое позволит избежать
увольнения.
1. 9. - дом
отдыха. Руководитель сосредоточивается
на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях,
но мало заботится об эффективности выполнения
заданий.
9. 1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности
выполняемой работы, но обращает мало
внимания на моральный настрой подчиненных.
5. 5. - организация.
Руководитель достигает приемлемого качества
выполнения заданий, находя баланс эффективности
и хорошего морального настроя.
9. 9. - команда.
Благодаря усиленному вниманию к подчиненным
и эффективности, руководитель добивается
того, что подчиненные сознательно
приобщаются к целям организации. Это
обеспечивает и высокий моральный настрой,
и высокую эффективность.
Блэйк и
Мутон исходили из того, что самым эффективным
стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции
9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает
в себе высокую степень внимания к своим
подчиненным и такое же внимание к производительности.
Они также поняли, что есть множество видов
деятельности, где трудно четко и однозначно
выявить стиль руководства, но считали,
что профессиональная подготовка и сознательное
отношение к целям позволяет всем руководителям
приближаться к стилю 9. 9, тем самым повышая
эффективность своей работы.
Стиль, удовлетворение и производительность.
Можно понять,
почему и автократичный подход, и подход
с позиций человеческих отношений завоевали
много сторонников. Но сейчас уже ясно,
что и те, и другие сторонники грешили
преувеличениями, делая выводы, не вполне
подтверждающиеся фактами. Имеется
множество хорошо документированных ситуаций,
где благосклонно-автократичный стиль
зарекомендовал себя как весьма эффективный.
У демократического
стиля есть свои привлекательные стороны,
успехи и недостатки. Безусловно, можно
было бы решить многие организационные
проблемы, если бы совершенствование человеческих
отношений и участие трудящихся в принятии
решений всегда вели бы к большей удовлетворенности
и более высокой производительности. К
сожалению, этого не происходит. Ученые
встречали ситуации, где трудящиеся участвовали
в принятии решений, но, тем не менее, степень
удовлетворенности была низкой, а также
ситуации, где удовлетворенность была
высокой, а производительность низкой.
Совершенно
очевидно, что соотношение между стилем
руководства, удовлетворенностью и производительностью
можно определить только с помощью длительных
и широких эмпирических исследований.