Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:15, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователя.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Лидерство и командообразования (модуля)»
по теме: «Лидерство»
Исполнитель: студент(ка)
Направление_менеджемент
Профиль производственный менеджмент
группа_____ПМп-12Р_____
Ф.И.О ____Морозова А.В.__
Екатеринбург
2011
Введение
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователя. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.
Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
Стратегия развития организации
и эффективность лидерства
Незаменимая роль лидера
в осуществлении изменений
Контрольная работа №1
Лидерство – это индивидуальные качества человека, способность к выполнению роли лидера, возглавить группу, партию, движение, общих целей.
Менеджмент – это
совокупность принципов, форм, методов,
приемов и средств управления
производством и
Различие заключается в том, что менеджеры управляют подчиненными, а лидеры ведут за собой приверженцев и последователей.
Теорию черт еще называют теорией «лидерских черт». В нее входят личностные качества человека: психологические или эмоциональные, физиологические, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые.
Групповые теории лидерства основываются на идеях социальной психологии, в частности на классической теории обмена. Для достижения групповых целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями.
Следовательно, теория лидерства отличается от теории черт, тем что теория лидерства основывается на групповых целях, а теория черт на личностных целях человека.
Теория лидерства «путь – цель» - это теория является широко признанной теорией, которая развивалась в рамках концепции теории ожидания.
Теория лидерства «путь – цель» пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и деятельность.
Ситуационный подход к лидерству реализуется в двух основных направлениях исследования. Во-первых, он изучает лидерское поведение, как зависимую переменную от ситуации. А во-вторых, направляет свое внимание на ситуации и рассматривает влияние лидера на их изменения.
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.
Теория атрибуции
объясняет причинно-
Теория атрибуции к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение подчинённых, обусловлены реакцией лидера на поведение подчиненных. Иначе сказать, наблюдая за работой подчинённых, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчинённого.
Теория социального научения позволила сформулировать общую концептуальную основу для описания организационного поведения, она может помочь в создании непрерывного взаимодействия между лидером, окружением и поведением.
В данном случае подчиненные играют активную роль, и вмести с лидером концентрируют внимание на своем поведении и поведении других, на факторах окружающей среды и своих рассуждениях.
Можно привести
следующий пример: лидер и подчиненные
совместно пытаются найти способы
управления индивидуальным поведением
для получения взаимно
Основными особенностями американской модели лидерства является:
8. На каких принципах основана японская модель лидерства.
9. Каковы плюсы и минусы группового мышления?
Групповое мышление — феномен, нередко возникающий при коллегиальном принятии управленческих решений. Он состоит в том, что члены тесно связанной управленческой группы, стремясь, прежде всего к групповому единодушию, жертвуют при этом реалистической оценкой действительности и разумным выбором путей действия. Групповое мышление связано с внутригрупповым давлением и приводит к значительному снижению эффективности принимаемых решений.
К достоинствам группового мышления можно отнести высокую сплоченность группы – это мера желания членов группы держаться вместе, оставаться вместе как группа, принадлежать группе.
К недостаткам группового мышления относятся: изоляция группы; наличие директивного лидера; однородность группы; отсутствие ясных процедурных норм.
10. Какие стили харизматического лидерства вы знаете?
Теория харизматического лидерства - это возврат к старому пониманию лидера как человека, который силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей. Теория предсказывает, что харизматический лидер, оказывая воздействие на своих подчинённых, может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его миссии. К ситуациям благоприятным для появления харизматического лидерства, относятся кризисы, требующие серьёзных изменений, и глубокое недовольство подчинённых положением дел в организации.
Существует три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль управления характеризуется жестким управлением, единоличным принятием решений руководителем, слабым интересом к работнику как к личности, неприятием неформальных отношений с подчиненными.
Демократический стиль управления в противоположность авторитарному широко использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения
Либеральный стиль управления опирается на минимальное вмешательства руководителя в дела подчиненных, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.
Отсюда следует, что теория харизматического лидерства относится к демократическому стилю.
11. Назовите основные стили в «управленческой решетке» Блэйка и Моутон, модели жизненного цикла Херси и Бланшара и четырех системах Лайкерта?
Основные стили в «управленческой решетке» Блэйка и Моутона: либеральный и демократический.
Основные стили в модели жизненного цикла Херси и Бланшара: авторитарный и либеральный.
Основные стили четырех систем Лайкерта: авторитарный и демократический.
12. Какие навыки нужны лидеру?
Лидер помимо развития лидерских качеств должен приобретать лидерские навыки, это крайне необходимо для эффективного управления людьми.