Лидерство и командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователя.

Файлы: 1 файл

контрольная по лидерству.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Лидерство и командообразования (модуля)»

по теме: «Лидерство»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление_менеджемент

Профиль производственный менеджмент

группа_____ПМп-12Р_____

Ф.И.О ____Морозова А.В.__

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Введение

 

Лидерство – важнейший  компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователя. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.

Теория черт объясняет  феномен лидерства выдающимися  качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские  способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Эффективность лидерства  непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной  и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Стратегия развития организации  и эффективность лидерства связаны  с объективными и субъективными  возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения  сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит  в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

 

  1. Что такое лидерство и чем оно отличается от менеджмента?

 

Лидерство – это индивидуальные качества человека, способность к  выполнению роли лидера, возглавить группу, партию, движение, общих целей.

Менеджмент – это  совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления.

Различие заключается  в том, что менеджеры управляют подчиненными, а лидеры ведут за собой приверженцев и последователей.

 

  1. Чем групповые теории лидерства отличаются от теорий черт?

 

Теорию черт еще называют теорией «лидерских черт». В нее входят личностные качества человека: психологические или эмоциональные, физиологические, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые.

Групповые теории лидерства  основываются на идеях социальной психологии, в частности на классической теории обмена. Для достижения групповых  целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями.

Следовательно, теория лидерства  отличается от теории черт, тем что  теория лидерства основывается на групповых  целях, а теория черт на личностных целях человека.

 

  1. В чем суть теории лидерства «путь – цель»?

 

Теория лидерства «путь – цель» - это теория является широко признанной теорией, которая развивалась в рамках концепции теории ожидания.

Теория лидерства «путь  – цель» пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение  лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и деятельность.

 

  1. Что такое ситуационный подход к лидерству?

 

Ситуационный подход к лидерству реализуется в  двух основных направлениях исследования. Во-первых, он изучает лидерское  поведение,  как зависимую переменную от ситуации. А во-вторых, направляет свое внимание на ситуации и рассматривает влияние лидера на их изменения.

С точки зрения ситуационного подхода  лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты  лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.

 

  1. Какое отношение к лидерству имеет теория атрибуции?

 

Теория атрибуции  объясняет причинно-следственную связь  между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной.

Теория атрибуции  к лидерству исходит из того, что  выводы лидера в равной мере, как  и поведение подчинённых, обусловлены реакцией лидера на поведение подчиненных. Иначе сказать, наблюдая за работой подчинённых, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчинённого.

 

  1. Как теория социального научения может быть применена к практике управления человеческими ресурсами?

 

Теория социального  научения позволила сформулировать общую концептуальную основу для описания организационного поведения, она может помочь в создании непрерывного взаимодействия между лидером, окружением и поведением.

В данном случае подчиненные играют активную роль, и вмести с лидером концентрируют внимание на своем поведении и поведении других, на факторах окружающей среды и своих рассуждениях.

Можно привести следующий пример: лидер и подчиненные  совместно пытаются найти способы  управления индивидуальным поведением для получения взаимно подкрепляющих  и полезных для организации результатов. Этот пример нам показывает, что подчинённые связаны регулируемыми отношениями, основанными на взаимодействии, и сознательно стараются изменить поведение друг друга, предоставляя и принимая желаемое вознаграждение.

 

  1. Назовите основные отличительные особенности американской модели лидерства.

 

Основными особенностями  американской модели лидерства является:

  • Функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником.
  • Раскрытие творческого потенциала сотрудника. Поощрение новых идей.
  • Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.
  • Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.
  • Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.
  • Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации.

 

8. На каких принципах основана японская модель лидерства.

 

  • Поведение работника в организации. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.
  • Система управленческого контроля. Управленческий контроль - это сокращенное определение управленческого планирования и обратной связи, которое является инструментом деятельности менеджеров в достижении организационных целей. Способность человека управлять имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден оптимальный масштаб бизнеса, позволяющий управлять эффективно.
  • Система управления качеством. Предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

 

9. Каковы плюсы и минусы группового мышления?

 

Групповое мышление — феномен, нередко возникающий при коллегиальном принятии управленческих решений. Он состоит в том, что члены тесно связанной управленческой группы, стремясь, прежде всего к групповому единодушию, жертвуют при этом реалистической оценкой действительности и разумным выбором путей действия. Групповое мышление связано с внутригрупповым давлением и приводит к значительному снижению эффективности принимаемых решений.

К достоинствам группового мышления можно отнести высокую сплоченность группы – это мера желания членов группы держаться вместе, оставаться вместе как группа, принадлежать группе.

К недостаткам  группового мышления относятся: изоляция группы; наличие директивного лидера; однородность группы; отсутствие ясных процедурных норм.

 

10.  Какие стили харизматического лидерства вы знаете?

 

Теория харизматического лидерства - это возврат к старому пониманию лидера как человека, который силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей. Теория предсказывает, что харизматический лидер, оказывая воздействие на своих подчинённых, может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его миссии. К ситуациям благоприятным для появления харизматического лидерства, относятся кризисы, требующие серьёзных изменений, и глубокое недовольство подчинённых положением дел в организации.

Существует  три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный  стиль управления характеризуется жестким управлением, единоличным принятием решений руководителем, слабым интересом к работнику как к личности, неприятием неформальных отношений с подчиненными.

Демократический стиль управления в противоположность  авторитарному широко использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения

Либеральный стиль управления опирается на минимальное вмешательства  руководителя в дела подчиненных, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.

Отсюда следует, что теория харизматического лидерства  относится к демократическому стилю.

 

11.  Назовите основные стили в «управленческой решетке» Блэйка и Моутон, модели жизненного цикла Херси и Бланшара и четырех системах Лайкерта?

 

Основные стили  в «управленческой решетке» Блэйка и Моутона: либеральный и демократический.

Основные стили  в модели жизненного цикла Херси  и Бланшара: авторитарный и либеральный.

Основные стили  четырех систем Лайкерта: авторитарный и демократический.

 

12.  Какие навыки нужны лидеру?

 

Лидер помимо развития лидерских качеств должен приобретать  лидерские навыки, это крайне необходимо для эффективного управления людьми.

  • Коммуникативные навыки. Сколько и как охотно вы говорите и поддерживаете обмен информацией? Можете ли вы хранить информацию в секрете? Как часто вы можете и на самом деле слушаете других людей больше, чем говорите? Как вы можете оценить свои навыки общения с каждым из ваших сотрудников? Как вы справляетесь с нехорошими новостями, которые вы получаете?
  • Навыки построения и поддержания отношений. Какой уровень доверия и чувства уважения сложен у вас с каждым из ваших сотрудников? С каждым из ваших коллег? Насколько трудно или легко вы начинаете строить новые отношения? Углублять существующие отношения? Умеете ли вы эффективно строить и поддерживать отношения с другими людьми?
  • Навыки убеждения. Каков уровень силы вашего убеждения и насколько вы влиятельны? В каких обстоятельствах вы можете убедить других людей в верности вашей точки зрения? В какой степени люди ценят ваше мнение и следуют вашему примеру?
  • Приспособляемость. В какой степени вы можете отказаться от жёсткости? Контроля? Насколько легко вы переносите перемены? Испытываете ли вы трудности в принятии решений, попадая в незнакомую для вас обстановку? Как вы реагируете на нежелательный исход ситуации?
  • Командная работа. Какое значение вы придаёте командной работе в группе? Содействуете ли вы созданию командного духа у тех людей, которые идут за вами? Каким образом вы ведёте совместную работу с вашими коллегами? Как вы справляетесь с конфликтами в команде?
  • Коучинг и развитие. Как вы относитесь к развитию людей вокруг вас? Поощряете ли вы, воспитываете ли и строите ли потенциал тех, кто идёт за вами? Насколько легко или тяжело для вас оставить ваши потребности и разделить управление с другими? Умеете ли вы хорошо распределять задачи?
  • Принятие решений. Насколько комфортно вы умеете принимать окончательные решения? Склонны ли вы к слишком быстрому принятию решений, без должного анализа, или же вы слишком долго проводите анализ, размышляете над всеми возможными последствиями, что так и не можете принять решение? В каких областях вы уверенно принимаете решения и стоите за то, во что верите?
  • Планирование. Насколько легко вы умеете составлять планы мероприятий и проектов? Насколько легко вы держите свой план в уме и придерживаетесь своего плана? Умеете ли вы разбираться в эффективности своего плана в данный момент времени с тем, чтобы в случае если план уже не актуален, внести в него изменения?

Информация о работе Лидерство и командообразования