Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:05, реферат
Цель-Выявление личности как объекта и субъекта управления.
Задачи
1. Раскрыть понятие личности, а также психологические структуры личности.
2. Рассмотреть личности как объекта управления и самоуправления.
3. Выявить личности как субъекта управления.
Введение
Глава Ι. Понятие личности. Его психологическая структура.
1.1 Понятие личности
1.2 Психологическая структура личности
Глава ΙΙ. Личность как объект управления и самоуправления
Глава ΙΙΙ. Личность как субъект управления
3.1 Руководство и лидерство
3.2 Социальные характеристики личности современного руководителя
Заключение
Список использованной литературы
Доказано, что наиболее успешными оказываются руководители со средними умственными способностями. С чем это связано? Дело в том, что существует, по меньшей мере, два вида (типа) интеллекта - теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический. С точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности. Так что нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического.
3. Личностные качества.
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность.
Все эти
качества объединяет нечто общее, а
именно то, что каждое из них можно
выработать, воспитать. Остановимся
на них более подробно.
Доминантность (влияние).
Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.
М. Вудкок и Д. Френсис выделили следующие характеристики руководителя, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, устанавливает хорошее взаимопонимание, награждает требуемое поведение, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим []
Уверенность в себе.
Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего, то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той “спиной”, которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.
И есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
Это родственные, близкие друг другу личностные
черты руководителя. Они, безусловно, могут
вырабатываться и развиваться, но только
в случае, если это делается целенаправленно.
Что касается первой из них, то исследователи
в области психологии управления обращают
внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Во-вторых, руководитель - это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий - неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Прежде чем вести разговор о стрессоустойчивости, давайте выясним отличие двух понятий - “стресс” и “дистресс”. Стресс - это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс - это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека.
Некоторые причины, вызывающие дистресс у руководителей. Это: страх не справиться с работой; страх допустить ошибку; страх быть обойденным другими; страх потерять работу; страх потерять собственное “Я”.
Креативность.
Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их. М. Вудкок и Д. Френсис считают, что существуют некоторые препятствия, мешающие человеку проявлять творческий подход к делу. Это: слабое стремление к новому; недостаточное использование возможностей; излишняя напряженность; излишняя серьезность; плохая методология [ ]. Стремление к достижениям и предприимчивость.
Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей - потребность в самореализации, в достижении целей.
Исследования показывают, что руководители обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан. В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи - информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.
Таковы основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Необходимо отметить, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.
Формированию нужных качеств могут способствовать
социально-психологические тренинги,
иные специальные формы обучения. Однако
главное состоит в том, чтобы у руководителя
было желание самосовершенствоваться,
и он понимал, что необходимо ежедневно
“строить”, создавать свою личность.
Заключение
Обобщая все сказанное, можно утверждать, что Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу.
Индивидуальность — это
конкретного человека. Это также своеобразие
его психофизиологической
структуры (тип темперамента, физические
данные, психические особенности), интеллекта,
мировоззрения; сочетание семейно-бытовых,
производственных и общественных функций,
своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность
— это непременный и важнейший признак
личности.
В системе управления
личность может выступать и как субъект
управления, и как объект управления, а
чаще всего одновременно совмещает в себе
и субъект, и объект.
Как субъект управления личность выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.
Как объект управления, личность является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.
Вследствие чего человек, личность – является носителем определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения (статуса) в обществе, так как личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления,
Список использованной литературы
1. Ершов А. А. Взгляд
психолога на активность человека. М„
1991.
2. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель...
Элементы психологии в
повседневной работе. М., 1993.
3. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента / Пер. с англ.
М„ 1992.
4. Петровский А.В. Психология о каждом
из нас. М., 1992.
5. Типы руководителей - стили управления
/ Сост. Н. А. Некрасов,
Новосибирск 1992г.
6. Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное
пособие 2003 г. С. 211
7. Акимова Т.А. Теория организации. – М., 2003 С. 98
8. Герчикова И. Н., Менеджмент. - М.: Юнити, 2003. С. 322
Информация о работе Личность как объект и субъект управления