Личность как объект и субъект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:05, реферат

Краткое описание

Цель-Выявление личности как объекта и субъекта управления.
Задачи
1. Раскрыть понятие личности, а также психологические структуры личности.
2. Рассмотреть личности как объекта управления и самоуправления.
3. Выявить личности как субъекта управления.

Оглавление

Введение
Глава Ι. Понятие личности. Его психологическая структура.
1.1 Понятие личности
1.2 Психологическая структура личности
Глава ΙΙ. Личность как объект управления и самоуправления
Глава ΙΙΙ. Личность как субъект управления
3.1 Руководство и лидерство
3.2 Социальные характеристики личности современного руководителя
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Личность как объект и субъект управления - копия.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Доказано, что наиболее успешными оказываются  руководители со средними умственными  способностями. С чем это связано? Дело в том, что существует, по меньшей  мере, два вида (типа) интеллекта - теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический. С точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности. Так что нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического.

3. Личностные качества.

Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность.

Все эти  качества объединяет нечто общее, а  именно то, что каждое из них можно  выработать, воспитать. Остановимся  на них более подробно.  
 
 

Доминантность (влияние).

Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет.     Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.

М. Вудкок и Д. Френсис выделили следующие  характеристики руководителя, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, устанавливает  хорошее взаимопонимание, награждает требуемое поведение, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим []

Уверенность в себе.

        Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего, то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той “спиной”, которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

И есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

        Это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.  

Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Во-вторых, руководитель - это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий - неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Прежде чем вести разговор о стрессоустойчивости, давайте выясним отличие двух понятий - “стресс” и “дистресс”. Стресс - это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс - это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека.

        Некоторые причины, вызывающие дистресс у руководителей. Это: страх не справиться с работой; страх допустить ошибку; страх быть обойденным другими; страх потерять работу; страх потерять собственное “Я”.

Креативность.

Это способность  человека к творческому решению  задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной  деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.         М. Вудкок и Д. Френсис считают, что существуют некоторые препятствия, мешающие человеку проявлять творческий подход к делу. Это: слабое стремление к новому; недостаточное использование возможностей; излишняя напряженность; излишняя серьезность; плохая методология [  ]. Стремление к достижениям и предприимчивость.

          Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей - потребность в самореализации, в достижении целей.

         Исследования показывают, что руководители обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан. В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи - информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

          Таковы основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Необходимо отметить, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.

        Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, и он понимал, что необходимо ежедневно “строить”, создавать свою личность. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

           Обобщая все сказанное, можно  утверждать, что Личность — это  самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу.

          Индивидуальность — это единство  неповторимых личностных свойств 
конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической 
структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, 
производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. 
        В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.

         Как субъект управления личность выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

       Как объект управления, личность является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.

Вследствие чего человек, личность – является носителем определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения (статуса) в обществе, так как  личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления,

Список  использованной литературы

1. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М„ 1991. 
2. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель... Элементы психологии в 
повседневной работе. М., 1993. 
3. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. 
М„ 1992. 
4. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992. 
5. Типы руководителей - стили управления / Сост. Н. А. Некрасов, 
Новосибирск 1992г. 
6. Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие 2003 г. С. 211

7. Акимова Т.А. Теория организации. – М., 2003 С. 98

8. Герчикова И. Н., Менеджмент. - М.: Юнити, 2003. С. 322

Информация о работе Личность как объект и субъект управления