Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:05, реферат
Цель-Выявление личности как объекта и субъекта управления.
Задачи
1. Раскрыть понятие личности, а также психологические структуры личности.
2. Рассмотреть личности как объекта управления и самоуправления.
3. Выявить личности как субъекта управления.
Введение
Глава Ι. Понятие личности. Его психологическая структура.
1.1 Понятие личности
1.2 Психологическая структура личности
Глава ΙΙ. Личность как объект управления и самоуправления
Глава ΙΙΙ. Личность как субъект управления
3.1 Руководство и лидерство
3.2 Социальные характеристики личности современного руководителя
Заключение
Список использованной литературы
Руководителям
небольших предприятий, ведущим
специалистам крупных организаций,
которым требуется планировать
свою работу не менее, чем на год
вперед, важно обладать конкретно-умозрительным
мышлением, которое дает возможность
регулировать деятельность достаточно
сложных структур, элементы которых находятся
в самых разнохарактерных взаимосвязях
друг с другом. Такой уровень мышления
обеспечивается высшим образованием,
определенными практическими знаниями
и опытом.
ΙΙ. Личность как объект управления и самоуправления
Объекты управления – отдельные люди или группы, на которые направлены организационные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Человек как объект управления:
1. Человек собственного управления
2 Человек как гражданин государства
3 Человек как работник, производитель исполнитель.
4 Человек
как объект управления со
5 Человек
со стороны своего
При этом человек как объект самоуправления может быть представлен совокупностью своих действий, а в широком смысле, собственной личностью.
Психология
процессов внутреннего
Выступая в качестве
объекта управления – личность должна
уметь подчиняться, обладать восприимчивостью
и подверженностью
ΙΙΙ.
Личность как субъект
управления
3.1 Руководство и лидерство
В предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет.
Эмпирическое изучение социально-психологических проблем руководства началось с 20-х годов текущего столетия, и к настоящему времени число работ по этой тематике стало огромным.
В науке управления, психологии различают руководство и лидерство. Руководство всегда связано с властью, это феномен, производный от официальных, формальных отношений, а лидерство порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими инстанциями, получая от них властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидер выдвигается стихийно, в штатных расписаниях он никогда не предусматривается. Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако эти санкции также неформальные. Лидерство по своей сути психологический феномен.
Несмотря на явные различия руководства и лидерства, они имеют немало общего. Р. Л. Кричевский выделяет следующие три общие черты:
1)
руководитель и лидер
2) руководитель и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами;
3)
руководитель и лидер
— заранее не предусмотрены. Более существенные различия имеются между ролями предпринимателя и менеджера. Следует сказать, что в зарубежной практике под лидерами понимают предпринимателей или тех менеджеров, которые выходили за свои рамки и шли на риск, опробуя новые, неизвестные приемы управления или внедряя какие-либо организационные и научно-технические новшества (См.: Тучи, Деванна. Лидеры реорганизации. М., 1989).
На
основе изучения западными исследователями
различительных признаков лидеров
и менеджеров нами составлена следующая
таблица.
Лидеры | Менеджеры |
Лидер,
как правило, не стремится навечно
сохранить существующую систему. Охотно
откликается на нововведения и в
меньшей степени, чем менеджер, опирается
на общепринятые управленческие методы,
частично игнорируя классические управленческие
принципы. Может пренебречь правилами
управленческой иерархии в компании, непосредственно
обращаясь к источнику информации.
Лидер считает что простота
– главный принцип успеха. Он
стремится научить всех
Лидеры всегда признают и
|
Менеджеры - высокообразованный
специалист с богатым опытом –
разрабатывает и принимает Преуспевающие менеджеры понимают, что им платят за планирование, организацию, набор и управление рабочей силой компании. Менеджеры считают, что подчиненные, обладающие даже высокой компетенцией, недостаточно компетентны, чтоб достичь значительного прогресса без тщательно разработанного контроля, а также не в состоянии выполнять работу на высоком уровне без конкретных указаний сверху. Менеджеры не прощают ошибок не себе, ни другим. Они редко одобряют рискованные операции своих подчиненных во имя совершенствования или профессионального роста. Менеджеры считают, что в кризисных ситуациях необходимо выявить виновников и заставить людей работать так как необходимо. |
Существует, по крайней мере три концепции происхождения личных качеств лидера, руководителя. Согласно первой — харизматической (от греч. charisma — "дар", "благодать"), человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми. Согласно второй — "теории черт", личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера — высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твердую уверенность в себе, целеустремленность и т.д.
Две
названные "крайние" концепции и
были объединены в "синтетическую"
теорию лидерства. Согласно этой теории,
эффективность руководства определяется
не столько личными качествами руководителя,
сколько стилем его поведения по отношению
к подчиненным. Оптимальный стиль лидерства
меняется в зависимости от ситуации и
вида деятельности.
Как было выше рассмотрено, в психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно “разложить” на три группы характеристик:
1. биографические
характеристики;
2. способности
(в том числе управленческие);
3. черты
личности (личностные качества).
1.Биографические характеристики
Первая группа включает: возраст; пол; социальный статус; образование.
Возраст. С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. С другой стороны, было бы ошибочно думать, что только зрелый возраст и опыт дают основания рассчитывать на высокий пост и управленческий успех. Есть немало аргументов и в пользу молодости.
Таким образом, есть основания считать, что возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте
Пол. Кто более эффективен в качестве менеджера? Кто-то считает, что мужчины, кто-то - что женщины.
Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя - мужчина или женщина, - это некорректный вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это зависит не от половой принадлежности. Пол, как и возраст, может рассматриваться с точки зрения биологической и психологической.
С точки зрения психологической, пол есть социальная роль, навязываемая обществом. А что касается представления о мужчинах как о существах от природы более активных и изначально более способных к руководству, чем женщины, то такое представление не более чем распространенное заблуждение, не имеющее под собой реальных оснований. Известно, что профессиональные успехи женщин, сделанные ими карьеры многие склонны объяснять их внешними данными или везением, а не способностями и активностью. Это один из примеров стереотипного подхода.
Социальный статус и образование.
И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять руководящую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Образование - это, прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Можно получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны, прежде всего, знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в голове.
Что же касается социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки реализации личности в менеджменте, то утверждение, что высокий статус способен оказать положительное влияние на карьеру, в доказательствах не нуждается. И все же многие выдающиеся руководители начинали свои блистательные карьеры с очень низких стартовых площадок, и, наоборот, известны случаи, когда, получив во владение компанию, наследники приводили ее к банкротству. Так что путь наверх в менеджменте открыт для каждого.
2.Способности.
Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные).
Информация о работе Личность как объект и субъект управления