Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:57, реферат
Персонал – это совокупность физических лиц, состоящих с организацией, как с юридическим лицом в отношениях регулируемых договором найма. Управление персоналом – это целенаправленная деятельность, которая включает разработку концепций и стратегий кадровой политики, а также вырабатывает закономерности процессы и методы управления. Управляющие персоналом – это специальная самостоятельная группа специалистов-менеджеров.
Управление персоналом
Лекция от 22.10.2011
Преподаватель
– Иванова Надежда
Вопрос 1: Сущность управления персоналом
Персонал – это совокупность физических лиц, состоящих с организацией, как с юридическим лицом в отношениях регулируемых договором найма. Управление персоналом – это целенаправленная деятельность, которая включает разработку концепций и стратегий кадровой политики, а также вырабатывает закономерности процессы и методы управления. Управляющие персоналом – это специальная самостоятельная группа специалистов-менеджеров.
Управление персоналом включает следующие функции:
1 Организация найма
2 Отбор и прием персонала
3 Деловая оценка
4 Аттестация
5 Профориентация и адаптация
6 Мотивация и стимулирование
7 Регулирование трудовых отношений
8 Управление конфликтами и стрессами
9 Обеспечение безопасности персонала
10 Управление
нововведениями в кадровой
11 Обучение, повышение квалификации и переподготовка
12 Кадровая политика
и служебно-профессиональная
13 Управление социальным развитием
14 Управление высвобождением (увольнением)
В связи с данными функциями выделяют 4 группы факторов:
1
группа – технико-
Включают:
- изменение структуры и форм занятости,
- пересмотр организации труда с акцентом на нтегрирование трудовых функций
- переподготовка
- создание комплексных
систем управления качества
2 группа факторов – личностные:
- создание системы
непрерывного образования
- ориентации я системы стимулирования на предпринимательство
- повышение корпоративной культуры
- комплексный
подход к воспроизводству
3 группа факторов – экономические и социальные:
- аккумулирование передового опыта в управлении
- создание новых
форм сотрудничества между
- усиление взаимосвязи с государственными органами
- политизация управления
4 группа факторов – развитие теории управления:
- формирование
видения личности в
- обеспечение
управленческих решений
Можно выделить несколько факторов, имеющих воздействие на персонал:
1 иерархическая структура организации (упорядочение звеньев для формирования организации)
2 культура
3 рынок труда
Вопросы 8 и 9: Система управления и ее цели
Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в конечный результат.
Свойство системы – это взаимосвязь элементов, реакция как единое целое и способность деления на множество подсистем
В теории управления персоналом выделяют следующие подсистемы:
Подсистемы – линейные и функциональные (10).
Линейная:
Система управления персоналом, включает управление организации в целом и управление подразделениями.
Функциональные подсистемы:
1 Подсистема планирования и маркетинг персонала
2 Подсистема найма и отбора персонала
3 Подсистема трудовых отношений
4 Подсистема условий труда
5 Подсистема развития персонала
6 Подсистема
мотиваций и стимулирования
7 Подсистема социального развития
8 Подсистема
развития орг.структур управлен
9 Подсистема
правовой обеспеченности
10 Подсистема информационного обеспечения
Подсистема
выполняет определенные цели, которые
в иерархической
1 уровень - главная цель (обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие)
2 уровень:
- разработка стратегий управления;
- прогнозирование
и перспективное развитие
- построение мотивационного механизма и системы стимулирования персонала
3 уровень:
- анализ требований
новых технологий к
- анализ динамики
развития персонала и
- анализ трудовых
процессов, анализ качества
- планирование социального развития.
Под принципами построения системы понимают определенные положения правила и нормы. При формировании системы управления рассматривают 2 группы:
1 группа – принципы, характеризующие требования к формированию самой системы
2 группа – принципы, определяющие направление развития управления персоналом.
Основные цели, которые решает система: экономические, научно-технические и социальные
Экономические цели – заключаются в получении прибыли (в современных условиях это главная цель
Научно-технические – обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг.
Производственная – обеспечение планового объема (выпуска) продукции и оказание услуг заданного (необходимого) качества
Социальная цель – рассматривается с 2 сторон:
1 сторона – с точки
зрения администрации, т.е.
2 сторона – социальная
цель рассматривается с
Чем ближе совпадают данные требования, тем эффективней управление персонала
Закономерности
управления персоналом – это объективно
существующие связи явлений и
процессов, которые происходят между
объектами и субъектом
Основные закономерности включают:
- системность
- оптимальное сочетание централизации и децентрализации.
- пропорциональное сочетание
подсистем и элементов
- необходимость в разнообразии систем управления
- минимизация ступеней управления персоналом.
Под Стратегией управления персоналом понимают планы, методы, приемы, позволяющие эффективно воздействовать на персонал для реализации Стратегии развития всей организации.
Стратегия базируется на определенных концепциях управления. Концепция – это определенные взгляды на управление. Выделяют: базовые концепции и корпоративные.
Базовые концепции бывают технократические и гуманистические.
Технократические – рассматривают персонал как механизм производства.
Гуманистические – заключаются в рассмотрении творческого начала человека, который может самостоятельно принимать решения и определять задачи.
Корпоративные
концепции разрабатываются
Базовые концепции – основные, которые подходят для компании любой формы и любой сферы деятельности.
Технократические – они рассматривают персонал как элемент производства.
Гуманистические направлены на отношение к человеку.
Корпоративные строятся в каждой организации отдельно, в ракурсе рамках этих концепций.
Стратегией рассматриваются в 3 направлениях:
- стратегии на базе концепций стратегической субординации, т.е. когда стратегия управления персоналом ставится выше, чем общая стратегия всей организации.
- стратегии,
базирующиеся на концепции
- стратегии, базирующиеся на концепции доминирования, когда стратегия организаций выше.
Вопрос: Методы управления персоналом
Под методами управления персоналом понимают управляющее воздействие на коллектив в целом, отдельные группы и на конкретного работника.
Методы управления классифицируются по различным признакам следующим образом:
1 По типу воздействия: Методы прямого и методы косвенного воздействия
2 По масштабу использования: общие и частные.
3 По источнику управляющего воздействия: централизованные методы и децентрализованные
4 По продолжительности
воздействия: долгосрочные
5 По способу
выработки управленческих
6 В связи с организационными особенностями воздействия: профилактические, пресекающие и подкрепляющие и поддерживающие.
7 По механизму
и характеру воздействия: административные
(организационно-
Методы прямого воздействия предполагают однозначное исполнение, обусловленное действием четких регламентов. Их применение не допускает свободу исполнителей.
Методы косвенного воздействия такую свободу предполагают.
Общие методы – универсальные и применяются для реализации нескольких задач, например: метод нормирования.
Частные методы – разрабатываются и применяются для решения конкретных задач.
Централизованные методы - разрабатываются высшим руководством.
Децентрализованные методы – разрабатываются на низших уровнях управления.
Долгосрочные методы по продолжительности – это свыше 3 лет.
Среднесрочные методы - от 1 года до 3 лет.
Краткосрочные методы - от 1 дня до 1 года.
Единоличные методы разрабатываются одним менеджером (обычно высшего уровня управления).
Коллегиальные методы – группой специалистов.
Коллективные методы – всем персоналом (коллективом).
Профилактические методы – направлены на предупреждение нежелательных действий или результатов.
Пресекающие методы – направлены на прекращение нежелательных действий.
Подкрепляющие методы - направлены на сохранение желательных действий.
Главный признак – По механизму и характеру воздействия!!!
Выделяют административные. Их основой являются директивы органов управления.
Административные в свою очередь делятся на организационно-стабилизирующие в форме нормативов, инструкций, регламентов и т.п.
Организационно-стабилизирующие в свою очередь делятся на регламентирование, нормирование, инструктирование. При этом различают типовые и локальные нормативы. Типовые разрабатываются Правительством в соответствии с Трудовым Кодексом РФ (статья 162). Локальные разрабатываются высшим руководством на базе типовых норм.
Инструктирование является наиболее мягкой формой воздействия на персонал. Инструктирование обычно проводится в отношении конкретному работнику и предполагает разъяснение специфики хода работ.
Следующая форма административных методов – это распорядительная. Они обеспечивают текущую деятельность в зависимости от сложившейся ситуации, включают: директивы, приказы, резолюции, предписания и т.д.
Последние в административной методологии – дисциплинарные. Их применение строятся на должностной ответственности. Различают: административную и исполнительскую ответственность.
Административная ответственность предусматривает ответственность за обеспечение условий для исполнения решения, как правило, соответствует деятельности руководителей.
Исполнительская ответственность связана с выполнением конкретной работы.
Экономические методы основаны на экономическом интересе персонала. Подразделяются: экономическое стимулирование и экономическую или материальную ответственность. Материально- экономическое стимулирование – это система воздействий путем денежных выплат и предоставления других материальных благ. Их величина должна способствовать достижению целей организации.