Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:54, реферат
Цель курсовой работы – анализ основных элементов кредитной политики коммерческого банка.
В рамках поставленной цели были выдвинуты для решения следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и принципы кредитной политики коммерческого банка;
2) рассмотреть вопросы формирования кредитной политики коммерческого банка;
3) провести анализ кредитной политики ЗАО ГКБ «Автоградбанк»;
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования кредитной политики банка 4
1.1. Сущность и принципы кредитной политики банка 4
1.2. Формирование кредитной политики банка 8
2. Анализ и совершенствование кредитной политики ЗАО ГКБ «Автоградбанк» 13
2.1. Анализ кредитной политики банка 13
2.2. Совершенствование кредитной политики банка 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Как видно из таблицы, ежегодно отмечается рост числа заемщиков ЗАО ГКБ «Автоградбанк», что говорит о расширении кредитной деятельности банка. В 2007 году общая численность заемщиков банка составляла 3789 клиентов, в 2008 году их численность выросла на 113,6% и составила 4305 клиентов, в 2009 году численность клиентов выросла только на 104,6% и составила 4501 клиент. При этом во все годы основными клиентами банка являются юридические лица.
В целях управления кредитным портфелем в ЗАО ГКБ «Автоградбанк» ведется работа по управлению кредитными рисками. Для этого используются такие методы управления кредитными рисками, как страхование, лимитирование, резервирование, установление соответствующих нормативов, соблюдение нормативов, установленных Центральным банком, анализ платежеспособности и кредитоспособности заемщика. С целью управления кредитными рисками в ЗАО ГКБ «Автоградбанк» для каждого заемщика составляется кредитная история, но, несмотря на это, в банке отмечается наличие просроченной задолженности, которая говорит о недостаточной эффективности управления кредитными рисками.
В ходе анализа кредитной политики и кредитов ЗАО ГКБ «Автоградбанк» было выявлено, что в реальной деятельности банка не всегда выполняются условия и принципы, которые закреплены в документе о кредитной политике, что можно объяснить недостаточной информированностью сотрудников о кредитной политике банка. В документе о кредитной политике банка нет классификации желательных и нежелательных ссуд, что является одним из упущений, которое влияет на качество кредитного портфеля банка.
Одним
из показателей эффективности
Таблица 2.1.3
Динамика
ссудной задолженности ЗАО ГКБ
«Автоградбанк»
Наименование показателя | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
тыс. руб. | тыс. руб. | темп роста, % | тыс. руб. | темп роста, % | |
Ссудная задолженность по юридическим лицам | 779 007 | 1 098 809 | 141,1 | 1 360951 | 123,9 |
Ссудная задолженность по физическим лицам | 389 509 | 399 568 | 102,6 | 587 864 | 147,1 |
Общая ссудная задолженность | 1 168 516 | 1 498 377 | 128,2 | 1 948 815 | 130,1 |
Как
видно из таблицы, общая ссудная
задолженность ЗАО ГКБ «
Об
эффективности кредитной
Таблица 2.1.4
Динамика
просроченной задолженности ЗАО ГКБ «Автограбанк»
Наименование показателя | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
тыс. руб. | уд вес, % | тыс. руб. | уд вес, % | тыс. руб. | уд вес, % | |
Общая ссудная задолженность | 1 168 516 | 100 | 1 498 377 | 100 | 1 948 815 | 100 |
Просроченная ссудная задолженность, в том числе: | 134 379 | 11,5 | 193 290 | 12,9 | 356633 | 18,2 |
Просроченная ссудная задолженность по юридическим лицам | 74 785 | 6,4 | 98 893 | 6,6 | 189 035 | 9,6 |
Просроченная ссудная задолженность по физическим лицам | 59 594 | 5,1 | 94 398 | 6,3 | 167598 | 8,6 |
Анализ показал, что в ЗАО ГКБ «Автограбанк» ежегодно отмечается просроченная задолженность, которая в 2007 году была равна 134379 тыс. руб., что составляет 11,5% от общей ссудной задолженности. При этом просроченная задолженность связана с задержкой платежей в основном по юридическим лицам. В 2008 году просроченная задолженность уже составила 12,9% общей ссудной задолженности, что говорит о недостаточно эффективном управлении кредитным портфелем банка. Просроченная ссудная задолженность значительно выросла по физическим лицам. В 2009 году отмечается существенное увеличение просроченной ссудной задолженности банка, так как удельный вес просроченной задолженности составила уже 18,2%, что можно объяснить влиянием мирового финансового кризиса на деятельность клиентов банка, что привело к неплатежеспособности части заемщиков банка. Увеличение просроченной финансовой задолженности в 2009 году говорит о том, что банк недостаточно был подготовлен к финансовому кризису, что в результате привело к росту просроченной ссудной задолженности, что является результатом недостаточной разработанности политики банка для кризисных ситуаций.
Основные проблемы кредитной политики ЗАО ГКБ «Автоградбанк» связаны с недостаточностью информации и знаний работников в сфере кредитной политики банка, отсутствие полной информации о потребностях рынка, недостаточной проработанностью отдельных направлений кредитной политики, недостатками в управлении кредитными рисками, наличием высокого уровня ссудной задолженности.
Итак, анализ показал, что в целом проведенное исследование позволяет отметить, что в ЗАО ГКБ «Автоградбанк» осуществляется кредитование физических и юридических лиц на основании документа о кредитной политике, в котором закреплены цель, задачи, принципы кредитования, принятые в банке, распределены полномочия в сфере принятия решений по кредитам. В кредитном портфеле банка можно выделить два вида кредитов: кредиты для юридических лиц и кредиты для физических лиц, при этом отмечается преобладание в структуре заемщиков банка юридических лиц. В ЗАО ГКБ «Автограбанк» ведется достаточно консервативная кредитная политика, несмотря на это, отмечается просроченная ссудная задолженность, которая с каждым годом растет, что приводит к упущенной выгоде, следовательно, в кредитной политике банка существуют проблемы, которые связаны с недостаточно эффективным формирование кредитной политики банка, что требует совершенствования.
В ходе анализа был выделены проблемы в кредитной политике ЗАО ГКБ «Автоградбанк», которые негативно влияют на качество кредитного портфеля банка и конечные результаты его деятельности. С целью совершенствования кредитной политики банка в рамках данной работы предлагаются следующие рекомендации.
Для повышения уровня информированности и знаний кредитных работников банка необходимо ежегодно проводит обучение и аттестацию работников по кредитной политике, организовать сбор предложений и рекомендаций по совершенствованию документа о кредитной политике на основе анализа проблем, возникающих при реализации кредитной политики в реальной деятельности банка.
С целью совершенствования кредитной политики банка и обеспечения ее ориентации на рынок предлагается внедрить систему маркетинговых исследований клиентов банка, чтобы определить перспективы спроса на кредитные продукты. В дальнейшем использовать результаты маркетинговых исследований при корректировке кредитной политики банка на долгосрочную и краткосрочную перспективу.
Для обеспечения соответствия реальной кредитной политики и формальной кредитной политики, закрепленной в документе о кредитной политике, предлагается разработать рекомендации для работы с практическими запросами на кредиты, проработать вопросы администрирования кредитной политики, выделить процедуры обновления, интерпретации и реализации кредитной политики, определить должностных лиц, ответственных за выполнение таких процедур.
Для повышения эффективности работы банка, оптимизации времени рассмотрения заявок на кредиты, улучшения работы с клиентами предлагается в кредитной политике банка выделить хотя бы обобщенное деление желательных и нежелательных ссуд. Предлагаемая группировка таких ссуд представлена в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Группировка желательных и нежелательных ссуд
Кредиты желательные | Кредиты нежелательные |
Кредиты юридическим лицам | |
Краткосрочные
кредиты юридическим лицам на
приобретение текущих активов или
оплату текущих издержек, с погашением
за счет оборота текущих активов;
Срочные кредиты юридическим лицам, способным погашать их в устраивающие банк и заемщика сроки; Ссуды под закладные первой очереди, которые можно продать на вторичном рынке; Кредиты
для финансирования транспортировки
товаров при условии Промежуточные кредиты на строительство с твердыми обязательствами по их погашению; |
Ссуды
со спекулятивными целями;
Одноразовые ссуды, на основе которых нельзя установить долгосрочные отношения с клиентом; Неудовлетворительные по срокам (с учетом характера и срочности кредитных ресурсов); Ссуды новым предприятиям, уровень капитализации которых ниже установленных банком стандартов |
Кредиты физическим лицам | |
Ипотечные
кредиты физическим лицам в возрасте
до 50 лет;
Краткосрочные потребительские кредиты; Кредиты
заемщикам с положительной |
Ипотечные
кредиты физическим лицам в возрасте
старше 50 лет;
Долгосрочные потребительские кредиты; Кредиты заемщикам, имеющим отрицательную кредитную историю. |
Внедрение
предлагаемой группировки кредитов
снизит временные затраты на принятие
решений, так как кредитные работники
банка будут ориентироваться
на желательность и
Для совершенствования кредитной политики ЗАО ГКБ «Автоградбанк» необходимо разработать комплекс мероприятий для кризисных ситуаций. Основными задачами комплекса мероприятий для кризисных ситуаций должно быть:
Для устранения кредитных рисков в кризисных ситуациях необходимо внедрить стресс-тестирование. Главными задачами использования стресс-тестирования должно быть определение комплекса мероприятий по компенсации возможных критически больших потерь банка в экстремальной ситуации и разработка необходимых мер по уменьшению кредитных рисков и снижению негативного влияния этого риска. Основными принципами применения инструментов стресс-тестирования должны быть: регулярность использования, рассмотрение всех возможных сценариев, которые могут оказать критическое влияние на состояние банка.
С целью снижения уровня рисков по кредитам необходимо разработать внедрить новые виды страхования рисков: страхование риска потери клиентом работы; страхование риска банкротства клиента.
Для снижения роста просроченной ссудной задолженности и сокращения их уровня в будущем предлагается оптимизировать систему управления кредитными рисками за счет внедрения автоматизированной системы принятия решений по выдаче кредита с помощью программы «Tree Analyzer». Предлагаемая программа позволяет на основе данных за прошлые периоды построить модель, которая помогает определять принадлежность потенциального заемщика к одному из классов.
Внедрение автоматизированной системы принятия решений по кредитам позволит оптимизировать аналитические функции, сократит сроки принятия решений.
Таким образом, для совершенствования кредитной политики ЗАО ГКБ «Автоградбанк» предлагается повысить информированность и знания работников кредитных подразделений о кредитной политике банка, внедрить маркетинговые исследования потребностей рынка в кредитах, оптимизировать процедуры реализации кредитной политики, разработать комплекс мероприятий для кризисных ситуаций, совершенствовать управление кредитными рисками.