Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:32, курсовая работа
Цель курсового исследования заключается в развитии теоретических основ и рассмотрению методологических положений по формированию эффективной системы корпоративного контроля российских компаний.
Введение 1
Глава 1
Система управления персоналом на предприятии 6
Задачи и цели корпоративного управления 7
Контроллинг как инструмент управления корпорацией 8
Специфика российской модели корпоративного управления 10
Особенности корпоративного контроля в переходной
экономике России 13
Основания для установления контроля 16
Модели корпоративного управления 17
Типы корпораций 18
Глава 2
2.1. Организационные основы реформирования естественных
монополий 20 2.2. Структурные реформы в РАО «ЕЭС России» 22
2.3. Российский ТЭК в глобальном контексте 26
Заключение 28
Список литературы 29
Надлежащая
система корпоративного контроля -
необходимое условие
В этом аспекте содержание корпоративного управления характеризуется как «система отчётности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией»2.
Относительно продолжительный период развития корпоративных структур в современной экономике привёл к формированию качественно отличных их типов. В.Иноземцев среди прочих выделяет классический и креативный типы корпораций3.
Классическая
корпоративная структура
Во второй половине XX в. в развитии корпораций выделяются три периода. Первый из них обычно характеризуется западными исследователями терминами «постфордизм» или «этап гибкой специализации», отходом от установки на массовое производство. Важнейшей предпосылкой для таких сдвигов стал научно-технический прогресс 50-60-х годов, вылившийся в распространение новых технологий, которые способствовали децентрализации и фрагментации производства и требовали повышения квалификации работников, роста их самостоятельности.
Второй
этап (70-е и начало 80-х годов) ознаменовался
формированием
Третий этап (80-е – первая половина 90-х годов). На данном этапе внутренняя структура классической индустриальной корпорации начинает меняться. Ведущую роль в ней начинают играть так называемые работники интеллектуальной сферы. От них не в меньшей мере, чем от владельцев, зависит её успех, они обладают гораздо большей свободой, чем традиционный персонал, и, как следствие, предпочитают трудиться не на фирму, а вместе с ней. Важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится уже не простая материальная зависимость сотрудников от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой «моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия»4.
Таким
образом, классическая корпорация проходит
через глубокую трансформацию, обусловленную
ростом роли работников интеллектуальной
сферы в обеспечении эффективно
В основе развития креативной корпорации как принципиально нового типа организационно-экономической структуры – экспансия «новой экономики», развивающейся за счёт наиболее совершенных информационных технологий. Резкое удешевление информационных орудий привело к тому, что всё больше квалифицированных специалистов находят применение своим способностям в небольших компаниях.
Креативные корпорации обладают рядом особых черт. Они чаще всего не следуют текущей хозяйственной конъюнктуре, а формируют её. Их продукцию обычно составляют качественно новые наукоёмкие товары и услуги. В большинстве случаев они не принимают форму диверсифицированных форм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Они не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь всё новым и новым компаниям. В условиях, когда отдельные работники как бы персонифицируют отдельные элементы производственного процесса, не существует препятствий для выделения из той или иной структуры новых самостоятельных элементов.
ГЛАВА 2.
Одной из важнейших функций государства в рыночной экономике является поддержание конкурентной среды и проведение антимонопольной политики. При этом сфера деятельности монополий и, в собственности, естественных монополий является объектом пристального внимания государства.
К естественным монополиям, как известно, относятся те виды производства, в которых конкуренция либо не эффективна, либо невозможна вообще в силу технологических или «естественных» причин. Условием существования естественной монополии является ситуация, при которой эффект масштаба производства вследствие технологических особенностей настолько значителен, что обеспечение низких издержек на единицу продукции и, соответственно, низкой цены возможно лишь при весьма крупных объёмах производства. При этом единственное предприятие отрасли обеспечивает потребности в продукции или услугах данного вида с издержками в расчёте на единицу значительно меньшими, чем два или более конкурирующих предприятий.
Например, существование параллельных железных дорог означает увеличение затрат на их инфраструктуру, наличие нескольких городских электрокомпаний влечёт за собой большие расходы на строительство и эксплуатацию параллельных высоковольтных сетей и т.д. В результате производство в рамках естественных монополий способно демонстрировать более низкие издержки. Для общества в целом монополистическая организация производства в этих случаях оказывается экономически более выгодной, чем создание конкурирующих предприятий. Сокращение объёмов производства для каждого отдельного предприятия в случае возникновения параллельных производств и делёжка рынка между ними привлекло бы к удорожанию продукции и услуг каждого из конкурентов и, соответственно, к росту цен для потребителей. И наоборот, монопольные предприятия могут производить определённое количество продукции с меньшими издержками, чем две или несколько фирм, производящие такое же количество продукции.
К естественным монополиям принято относить железнодорожный транспорт, электроэнергетику, предприятия по транспортировке нефти и газа по трубопроводам, связь, предприятия водо- и теплоснабжения.
Предприятия-монополисты слабо заинтересованы в снижении издержек, поскольку в отличие от конкурентного производства, испытывающего давление со стороны конкурентов и вынужден постоянно принимать меры для снижения издержек до минимально возможного уровня, предприятия-монополисты не имеют такого стимула и могут иметь издержки выше, меряясь с такими фактами как недостатки управления, слабое внимание к совершенствованию технологии, неэффективное использование ресурсов и др. Достаточно распространённой практикой для предприятий монополистов в целях сохранения своего монопольного положения служит расходование значительных средств (перекладываемых, в конечном счёте, на потребителя) на лоббирование своих интересов в органах законодательной и исполнительной власти, добиваясь принятия выгодных законов и других решений, препятствующих развитию конкуренции на том или ином рынке.
Постановка проблемы реформирования естественных монополий в России определяется объективной необходимостью решения главной задачи – повышения эффективности функционирования инфраструктурных отраслей экономики. Развёрнутый перечень направлений реформы впервые сформулирован ещё в Указе Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий»5. Он содержит следующие направления:
Следует добавить, что в послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 года, задаются как бы социально-экономические рамки реформирования естественных монополий, когда подчёркивается, что «реформирование монопольного сектора экономики должно проводиться в интересах страны. Потребители продукции и услуг – граждане, муниципалитеты, государство – не должны страдать в ходе модернизации этих гигантов. Реформы монополий призваны привести к понижению издержек, избавлению от непроизводительных расходов, к появлению продуманных инвестиционных программ»6.
Следует отметить наличие внешнего фактора, в частности МВФ, с завидным постоянством указывающих свою политику в области предоставления кредитов с требованием о фактическом расчленении таких корпораций монополистов как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также российских железных дорог. Политика МВФ, во многом определяемая США, понятна. В отношении «Газпрома», в частности, она диктуется стремлением ослабить позиции мощнейшего конкурента американских нефтяных компаний. Дело в том, что газ всё шире выступает альтернативным нефти источником сырья и энергии. Кроме того, главенствующие позиции «Газпрома» на европейском газовом рынке объективно усиливают политические позиции России на континенте. При этом, очевидно, что «внешний фактор» существенно укрепляет внутри страны позиции сторонников радикально-либерального подхода к реформированию естественных монополий.
Такие крупные естественные монополисты как РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» наряду с деятельностью, попадающей под действие закона о естественных монополиях, куда включаются, прежде всего, услуги по транспортировке, осуществляют также производительную деятельность по добыче газа и производству электроэнергии. Последняя попадает под действие антимонопольного закона. Оба наших крупнейших монополиста включены в реестр предприятий монополистов, то есть в перечень хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35%. Значительное усилие контроля за их деятельностью связано также с образованием соответствующих органов регулирования естественных монополий и базируется на законе, принятом в 1995 году.
РАО «ЕЭС
России» является составной частью
отрасли электроэнергетики
Общество – головная (материнская) компания РАО «ЕЭС России», включая филиалы и представительства.
Холдинг – Общество и его дочерние и зависимые общества АО-энерго и АО-электростанции, в том числе АО «ЛАЭС».
Группа – Холдинг и все остальные дочерние и зависимые общества, включая научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, строительные, обслуживающие и непрофильные организации.
Анализ современного состояния РАО «ЕЭС России» и электроэнергетики России в целом указывает на основные факторы или причины, вынуждающие реформирование крупнейшей в мире энергетической корпорации, которые служат одновременно ориентиром для направлений структурной реформы, в рамках которых её необходимо осуществить. К таким причинам, носящим как внутренний, так и внешний по отношению в РАО характер, относятся:
При сохранении
существующей сегодня тенденции
к росту и так высокой
Внутреннее потребление
Показатели / годы |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
Электроэнергия, млрд. кВт. Ч |
1073 |
841 |
849 |
948 |
1079 |
1253 |
1509 |
тоже, % к 1990 |
100,0 |
78,4 |
79,1 |
88,3 |
100,6 |
117,0 |
141,0 |
Электроёмкость ВВП, кВт. ч/долл. |
1,08 |
1,29 |
1,37 |
1,21 |
1,10 |
0,99 |
0,91 |
Электроёмкость ВВП, т у.т./тыс. долл. |
1,27 |
1,43 |
1,44 |
1,21 |
1,03 |
0,86 |
0,73 |