Корпоративный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования заключается в развитии теоретических основ и рассмотрению методологических положений по формированию эффективной системы корпоративного контроля российских компаний.

Оглавление

Введение 1

Глава 1
Система управления персоналом на предприятии 6
Задачи и цели корпоративного управления 7
Контроллинг как инструмент управления корпорацией 8
Специфика российской модели корпоративного управления 10
Особенности корпоративного контроля в переходной
экономике России 13
Основания для установления контроля 16
Модели корпоративного управления 17
Типы корпораций 18

Глава 2
2.1. Организационные основы реформирования естественных
монополий 20 2.2. Структурные реформы в РАО «ЕЭС России» 22
2.3. Российский ТЭК в глобальном контексте 26

Заключение 28

Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Надлежащая  система корпоративного контроля -  необходимое условие привлечения  инвестиций, так как позволяет потенциальным инвесторам быть уверенными в том, что их средства разумно используются руководством компании для целей развития и обеспечения успешной финансово-хозяйственной деятельности и, таким образом, увеличивают стоимость доли участия инвесторов в акционерном капитале компании.

В этом аспекте содержание корпоративного управления характеризуется как  «система отчётности перед акционерами  лиц, которым доверено текущее руководство  компанией»2.

Относительно  продолжительный период развития корпоративных структур в современной экономике привёл к формированию качественно отличных их типов. В.Иноземцев среди прочих выделяет классический и креативный типы корпораций3.

Классическая  корпоративная структура предполагает чёткое разграничение собственности  и управления, противопоставляя наёмных работников владельцам компании. Её сущность вполне адекватно отражает понятие «фордизм», сформировавшееся в середине XX века.

Во  второй половине XX в. в развитии корпораций выделяются три периода. Первый из них обычно характеризуется западными исследователями терминами «постфордизм» или «этап гибкой специализации», отходом от установки на массовое производство. Важнейшей предпосылкой для таких сдвигов стал научно-технический прогресс 50-60-х годов, вылившийся в распространение новых технологий, которые способствовали децентрализации и фрагментации производства и требовали повышения квалификации работников, роста их самостоятельности.

Второй  этап (70-е и начало 80-х годов) ознаменовался  формированием децентрализованных и деиерархизированных систем управления, подготавливавших передачу права на принятие решений на максимально низкий уровень, что отвечало возросшему творческому потенциалу работников.

Третий  этап (80-е – первая половина 90-х  годов). На данном этапе внутренняя структура классической индустриальной корпорации начинает меняться. Ведущую роль в ней начинают играть так называемые работники интеллектуальной сферы. От них не в меньшей мере, чем от владельцев, зависит её успех, они обладают гораздо большей свободой, чем традиционный персонал, и, как следствие, предпочитают трудиться не на фирму, а вместе с ней. Важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится уже не простая материальная зависимость сотрудников от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой «моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия»4.

Таким образом, классическая корпорация проходит через глубокую трансформацию, обусловленную  ростом роли работников интеллектуальной сферы в обеспечении эффективности её деятельности, вследствии чего традиционный фактор собственности на средства производства в определённом смысле утрачивает своё основополагающее значение.

В основе развития креативной корпорации как  принципиально нового типа организационно-экономической структуры – экспансия «новой экономики», развивающейся за счёт наиболее совершенных информационных технологий. Резкое удешевление информационных орудий привело к тому, что всё больше квалифицированных специалистов находят применение своим способностям в небольших компаниях.

Креативные  корпорации обладают рядом особых черт. Они чаще всего не следуют текущей  хозяйственной конъюнктуре, а формируют  её. Их продукцию обычно составляют качественно новые наукоёмкие товары и услуги. В большинстве случаев  они не принимают форму диверсифицированных форм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Они не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь всё новым и новым компаниям. В условиях, когда отдельные работники как бы персонифицируют отдельные элементы производственного процесса, не существует препятствий для выделения из той или иной структуры новых самостоятельных элементов.

 

 

 

ГЛАВА 2.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

 

 

Одной из важнейших функций государства  в рыночной экономике является поддержание  конкурентной среды и проведение антимонопольной политики. При этом сфера деятельности монополий и, в собственности, естественных монополий является объектом пристального внимания государства.

К естественным монополиям, как известно, относятся  те виды производства, в которых  конкуренция либо не эффективна, либо невозможна вообще в силу технологических или «естественных» причин. Условием существования естественной монополии является ситуация, при которой эффект масштаба производства вследствие технологических особенностей настолько значителен, что обеспечение низких издержек на единицу продукции и, соответственно, низкой цены возможно лишь при весьма крупных объёмах производства. При этом единственное предприятие отрасли обеспечивает потребности в продукции или услугах данного вида с издержками в расчёте на единицу значительно меньшими, чем два или более конкурирующих предприятий.

Например, существование параллельных железных дорог означает увеличение затрат на их инфраструктуру, наличие нескольких городских электрокомпаний влечёт за собой большие расходы на строительство и эксплуатацию параллельных высоковольтных сетей и т.д. В результате производство в рамках естественных монополий способно демонстрировать более низкие издержки. Для общества в целом монополистическая организация производства в этих случаях оказывается экономически более выгодной, чем создание конкурирующих предприятий. Сокращение объёмов производства для каждого отдельного предприятия в случае возникновения параллельных производств и делёжка рынка между ними привлекло бы к удорожанию продукции и услуг каждого из конкурентов и, соответственно, к росту цен для потребителей. И наоборот, монопольные предприятия могут производить определённое количество продукции с меньшими издержками, чем две или несколько фирм, производящие такое же количество продукции.

К естественным монополиям принято относить железнодорожный транспорт, электроэнергетику, предприятия по транспортировке нефти и газа по трубопроводам, связь, предприятия водо- и теплоснабжения.

Предприятия-монополисты  слабо заинтересованы в снижении издержек, поскольку в отличие  от конкурентного производства, испытывающего давление со стороны конкурентов и вынужден постоянно принимать меры для снижения издержек до минимально возможного уровня, предприятия-монополисты не имеют такого стимула и могут иметь издержки выше, меряясь с такими фактами как недостатки управления, слабое внимание к совершенствованию технологии, неэффективное использование ресурсов и др. Достаточно распространённой практикой для предприятий монополистов в целях сохранения своего монопольного положения служит расходование значительных средств (перекладываемых, в конечном счёте, на потребителя) на лоббирование своих интересов в органах законодательной и исполнительной власти, добиваясь принятия выгодных законов и других решений, препятствующих развитию конкуренции на том или ином рынке.

Постановка  проблемы реформирования естественных монополий в России  определяется объективной необходимостью решения  главной задачи – повышения эффективности  функционирования инфраструктурных отраслей экономики. Развёрнутый перечень направлений  реформы впервые сформулирован ещё в Указе Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий»5. Он содержит следующие направления:

    • Совершенствование системы ценового регулирования естественных монополий, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, формирование рынков этих выводов деятельности на основе конкуренции;
    • Выделение (исходя из экономической целесообразности и в соответствии с федеральными законами) самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
    • Организация контроля за финансовыми потоками субъектов естественных монополий;
    • Поэтапное прекращение практики перекрёстного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищённых групп населения;
    • Придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счёт углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил «доступа к сети» на недискриминационной основе;
    • Совершенствование нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий;
    • Определение особенностей дальнейшей приватизации в сферах естественных монополий;
    • Повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ субъектов естественных монополий.

 

 

Следует добавить, что в послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 года, задаются как бы социально-экономические рамки реформирования естественных монополий, когда подчёркивается, что «реформирование монопольного сектора экономики должно проводиться  в интересах страны. Потребители продукции и услуг – граждане, муниципалитеты, государство – не должны страдать в ходе модернизации этих гигантов. Реформы монополий призваны привести к понижению издержек, избавлению от непроизводительных расходов, к появлению продуманных инвестиционных программ»6.

Следует отметить наличие внешнего фактора, в частности МВФ, с завидным постоянством указывающих свою политику в области предоставления кредитов с требованием о фактическом расчленении таких корпораций монополистов как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также российских железных дорог. Политика МВФ, во многом определяемая США, понятна. В отношении «Газпрома», в частности, она диктуется стремлением ослабить позиции мощнейшего конкурента американских нефтяных компаний. Дело в том, что газ всё шире выступает альтернативным нефти источником сырья и энергии. Кроме того, главенствующие позиции «Газпрома» на европейском газовом рынке объективно усиливают политические позиции России на континенте. При этом, очевидно, что «внешний фактор» существенно укрепляет внутри страны позиции сторонников радикально-либерального подхода к реформированию естественных монополий.

Такие крупные естественные монополисты  как РАО «ЕЭС России» и ОАО  «Газпром» наряду с деятельностью, попадающей под действие закона о  естественных монополиях, куда включаются, прежде всего, услуги по транспортировке, осуществляют также производительную деятельность по добыче газа и производству электроэнергии. Последняя попадает под действие антимонопольного закона. Оба наших крупнейших монополиста включены в реестр предприятий монополистов, то есть в перечень хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35%. Значительное усилие контроля за их деятельностью связано также с образованием соответствующих органов регулирования естественных монополий и базируется на законе, принятом в 1995 году.

 

 

 

    1. СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ В РАО «ЕЭС РОСИИ»

 

РАО «ЕЭС России» является составной частью отрасли электроэнергетики России. В составе РАО «ЕЭС России»  выделяются:

Общество  – головная (материнская) компания РАО «ЕЭС России», включая филиалы  и представительства.

Холдинг – Общество и его дочерние и зависимые общества АО-энерго и АО-электростанции, в том числе АО «ЛАЭС».

Группа  – Холдинг и все остальные  дочерние и зависимые общества, включая  научно-исследовательские, проектно-конструкторские  организации, строительные, обслуживающие и непрофильные организации.

Анализ  современного состояния РАО «ЕЭС России» и электроэнергетики  России в целом указывает на основные факторы или причины, вынуждающие  реформирование крупнейшей в мире энергетической корпорации, которые служат одновременно ориентиром для направлений структурной реформы, в рамках которых её необходимо осуществить. К таким причинам, носящим как внутренний, так и внешний по отношению в РАО характер, относятся:

    • высокое энерго- и электропотребление в расчёте на единицу ВВП и необходимость стимулирования энерго- и электроснабжения;
    • неудовлетворительный механизм формирования тарифов на электроэнергию;
    • недостаток инвестиций;
    • недостаточная «прозрачность» отрасли;
    • конфликт интересов отрасли;
    • несбалансированность цен на различные виды топлива;
    • недостаточно эффективное взаимодействие с региональными органами власти.

При сохранении существующей сегодня тенденции  к росту и так высокой электроёмкости ВВП рост промышленного производства в ближайшие годы, при отсутствии источников финансирования реконструкции существующих и сооружения новых энергообъектов, способен привести к общему дефициту электроэнергии уже в ближайшие годы (см. табл. 1)

 

 

Внутреннее потребление топлива  и энергии в РФ7

 

Показатели / годы

1990

1995

2000

2005

2010

2015

2020

Электроэнергия, млрд. кВт. Ч

1073

841

849

948

1079

1253

1509

тоже, % к 1990

100,0

78,4

79,1

88,3

100,6

117,0

141,0

Электроёмкость  ВВП, кВт. ч/долл.

1,08

1,29

1,37

1,21

1,10

0,99

0,91

Электроёмкость  ВВП, т у.т./тыс. долл.

1,27

1,43

1,44

1,21

1,03

0,86

0,73

Информация о работе Корпоративный контроль