Корпоративная культура, её принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

В литературе по теории организации не существует единого общепринятого определения корпоративной культуры. Многие авторы воспринимают ее как систему общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации, как характерную черту, отличающую одну организацию от другой.

Файлы: 1 файл

КОРПОРАТИВНАЯ_КУЛЬТУРА.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Формирование корпоративной культуры организации первоначально осуществляется руководством компании. Ее основатели вырабатывают основные принципы корпоративной культуры и передают их членам организации при помощи ряда первичных и вторичных механизмов, действующих как скрыто, так и открыто. 

Первичные механизмы передачи корпоративной культуры

     Можно выделить следующие пять первичных  механизмов:

  • выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя;
  • критерии распределения поощрений и вознаграждений;
  • намеренное создание образцов для подражания;
  • стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов;
  • критерии отбора при приеме на работу, повышении в должности  
    и увольнении.

     Теперь  рассмотрим подробнее, как действуют  эти механизмы.

Выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя

     Здесь имеется в виду все, что постоянно  находится в поле зрения руководителя, даже незначительный комментарий, замечание  или вопрос о чем-то, что его  интересует. Если руководитель понимает, какое сильное воздействие может иметь постоянное выделение и удержание в центре внимания того, что он считает важным, и доведение этого до сведения подчиненных, он будет последователен в применении этого метода. Например, на заседаниях, посвященных вопросам планирования, вынуждая подчиненных сосредоточить свое внимание на определенных вопросах под определенным углом зрения, руководитель может довести до сотрудников свой взгляд на ситуацию и таким образом добиться своего решения программы развития компании.

     Критерии  распределения поощрений  и вознаграждений

     Члены любой организации из своего опыта  узнают, каким образом  
в компании происходит изменение статуса работника, что поощряется, а что наказывается. И руководителям обычно достаточно легко довести до подчиненных свои приоритеты, постоянно увязывая поощрения и наказания  
с тем или иным поведением подчиненного. Здесь имеется в виду сама система в действии, а не то, что декларируется в уставе организации или провозглашается на общих собраниях.

Намеренное создание образцов для подражания

     Основатели  организаций и руководители понимают, что их поведение часто является образцом для подражания и может  лучше, чем какие-то другие методы, передать подчиненным, особенно новичкам, их представления  
и ценности. Например, президент Action Company целенаправленно стремился снизить значимость статуса и иерархии, поскольку был убежден, что ценные новаторские идеи могут поступить с любого уровня. Он пытался передать это представление своим подчиненным многими путями: он сам имел небольшую машину, его офис был непритязателен, одевался он неформально, проводил много времени среди служащих всех уровней. Его поведение послужило поводом для появления многих рассказов, которые  
в свою очередь закрепили в корпоративной культуре компании нормы поведения руководителей.

Стратегии разрешения критических  ситуаций и кризисов

     Манера  поведения руководится и сотрудников  организации, оказавшейся в кризисной  ситуации, приводит к созданию новых  норм, ценностей, приемов работы и  вскрывает важные основополагающие принципы корпоративной культуры. Кризисы значимы в процессе формирования корпоративной культуры еще и потому, что по силе эмоционального воздействия на людей они превосходят любой коллективный опыт, а потому запоминаются надолго и люди многому на них учатся. На практике встречаются такие случаи, когда американские корпорации, которым в ситуации финансового кризиса предстояло произвести значительное сокращение штатов, во избежание этого приняли решение сократить заработную плату всем сотрудникам и менеджерам. Позже  
в компании появились рассказы о том, как корпоративные ценности помогли ей выжить в трудное время. То же произошло в Московском филиале компании Proctor&Gamble во время финансового кризиса в России  
в августе 1998 года.

Критерии отбора при приеме на работу,  
повышении в должности и увольнении

     Обычно  компании стремятся принимать на работу тех кандидатов, которые не только подходят организации по их профессиональной пригодности, но и  соответствуют нормам и ценностям  ее корпоративной культуры. Например, в Action Company все кандидаты, успешно прошедшие собеседование, были умны, сообразительны, уверены в себе, напористы  
и обладали умением четко формулировать свои мысли. На собеседовании их предупредили, что от них ждут умения выживать в обстановке минимальной поддержки руководства. И если впоследствии возникал конфликт между новым сотрудником компании, который оказался недостаточно сообразительным или решительным в защите своих идей, и ее остальными сотрудниками, руководство (в соответствии с корпоративными ценностями организации) не вмешивалось, предоставляя новому сотруднику право выбора между увольнением или кардинальным изменением свойственной ему манеры поведения.
 

Вторичные механизмы передачи корпоративной культуры

     Менее мощные, более скрытые проводники идей корпоративной культуры, которые хуже поддаются контролю, заложены в структуре компании, ее ежедневной деятельности, физическом пространстве, историях и легендах, формальных декларациях компании. И все же эти вторичные механизмы могут очень поддержать первичные, если руководитель способен контролировать их и управлять ими. Важно понять, что все эти механизмы доводят до новичков смысл корпоративной культуры, все они работают.  
И вопрос состоит не в том, использовать их или нет, а в том, как управлять тем или иным механизмом.

     К вторичным механизмам введения в  корпоративную культуру представлений  и идей ее создателей и руководителей  относятся:

  • композиция и структура компании;
  • системы и принципы деятельности организации;
  • дизайн внутренних помещений, фасада и строений в целом;
  • истории, рассказы, легенды и мифы о наиболее важных событиях и людях;
  • официальные заявления и документы, декларирующие кредо компании, ее философию и идеологию.

     Эти механизмы вторичны лишь потому, что  они действуют  
в зависимости от первичных. Если первые не противоречат последним, то вторичные механизмы способствуют формированию организационной идеологии и формализуют многое из того, что было неформально усвоено ранее. Если же вторичные механизмы противоречат первичным, они либо будут игнорироваться, либо станут источником внутреннего конфликта.  
А теперь рассмотрим их подробнее.

Композиция  и структура компании

     Основатели  организации часто твердо убеждены в том, что им известно, как организовать компанию, чтобы она работала с максимальной эффективностью. Одни считают, что для этого достаточно выстроить четкую иерархию и высокоцентрализованную систему контроля. Другие считают, что сила организации в ее людях, поэтому они создают структуру, в которой власть спускается как можно ниже. Следовательно, основатели организации уже с самого начала закладывают в ее структуре свое понимание основных корпоративных ценностей. 

Системы и принципы деятельности организации

     Самая заметная сторона жизни организации  – это ее дневной, месячный, квартальный, годовой цикл процессов, отчетов, событий, форм и других повторяющихся явлений, причины и источники которых порой невидимы и неясны, но служат той же четкой цели, что и формальная структура компании: они делают деятельность организации более предсказуемой, организованной, менее беспокойной и неясной.

Дизайн  внутренних помещений, фасада и строений в целом

     Важную  роль в развитии культуры играет окружающая среда. Недостаточно просто сформулировать политику и принятые методы корпоративной культуры, которые проповедует организация. Свою лепту  
в это вносят физическое окружение, объем работ и другие составляющие. Например, чистый магазин с аккуратно и красиво расставленными на витринах товарами создает впечатление о корпоративной культуре, одной из ценностей которой является забота о покупателе, следовательно, здесь физическое окружение поддерживает и закрепляет корпоративные принципы.

     Обладающие  четкой философией и стилем управления руководители всегда стремятся воплотить  их во всех внешних проявлениях своей корпоративной культуры. Например, Action Company, одной из корпоративных ценностей которой является свободное общение, имеет просторное помещение с невысокими перегородками, за которыми не видно лишь тех, кто сидит. Только немногие менеджеры имеют отдельные офисы, да и те со стеклянными дверьми, так что всегда видно, что в них происходит. Конференц-залы и комнаты для переговоров меблированы круглыми  
и овальными столами, что подчеркивает отсутствие формального статуса  
и облегчает общение. В каждом рабочем помещении созданы все условия для совместных чаепитий. Таким образом весь дизайн внутреннего пространства организации подчеркивает такие корпоративные ценности, как равенство, важность общения и человеческих взаимоотношений.

Истории, рассказы, легенды и мифы  
о наиболее важных событиях и людях

     По  мере накопления опыта совместной деятельности часть истории организация отражается в рассказах, легендах, мифах, однако эта форма передачи корпоративных ценностей не самая надежная, поскольку основная идея события порой бывает нечетко выражена. Руководители не всегда могут проконтролировать, что о них говорят подчиненные, пересказывая те или иные корпоративные «байки».

     Официальные заявления и документы, декларирующие  кредо компании, ее философию и  идеологию. Наконец, еще один из методов выражения корпоративных ценностей – это официальные документы, декларации, уставы.

ВЫВОД

     Формируя  корпоративную культуру компании, руководитель должен иметь достаточно полное представление  о культуре вообще и корпоративной в частности. Его задача – понимать роль и место его личной и корпоративной культуры в достижении целей организации, грамотно выявлять ее специфику, корректировать и поддерживать на оптимальном уровне. Руководитель должен предвидеть последствия своих решений в культурологическом аспекте. Повышает его авторитет и умение диагностировать причины неудач и успехов, многие из которых относятся прямо или косвенно к корпоративной культуре.

     Подводя итоги сказанному, корпоративную  культуру можно охарактеризовать как «комплекс разделяемых всеми поведенческих норм, артефактов, ценностей, представлений и понятий, которые организация создает по мере того, как она учится преодолевать препятствия внутреннего  
и внешнего характера на пути к успеху и процветанию»; «это социально созданные реалии, которые предоставляют нам приобретенные опытным путем методы решения проблем». Данное определение подчеркивает, что  
в основе корпоративной культуры лежит процесс приобретения знаний  
в результате социального взаимодействия в условиях меняющейся реальности. Культурные воздействия сильны, следуют определенным моделям, а также требуют подражания и прогнозирования. Важно учитывать, что каждая организация представляет и развивает свою собственную корпоративную культуру, непохожую ни на одну другую, со своими методами и принципами. Любой человек, хоть раз побывавший в других странах, понимает, насколько сильно может быть воздействие других культур. Это явление получило название культурного шока. Мы сталкиваемся с новым языком, странными обычаями, незнакомыми видами, звуками, запахами и непредсказуемыми поведенческими реакциями со стороны местных жителей и порой не можем почувствовать себя легко и свободно. Как правило, в новом культурном окружении при столкновении с новыми культурными артефактами все наши органы чувств и восприятия обостряются. Аналогичное, хотя и меньшее воздействие мы испытываем при переходе в другую организацию, корпоративная культура которой отличается от привычной для нас, или даже при переходе из одного отдела в другой  
в рамках одной организации. Оказавшись в новой культурной среде, мы испытываем острую потребность реагировать на нее и вести себя в ней адекватно. Поэтому очень важно уметь понять и прочувствовать, чего от тебя ждут и подчиняться правилам нового культурного окружения.

     Учитывая  влияние корпоративной культуры как на отдельного индивида, так  и на общество в целом, следует  признать, что существует настоятельная  теоретическая и практическая необходимость  в изучении этого феномена.

Информация о работе Корпоративная культура, её принципы