Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:49, реферат
Корпоративное управление (англ. corporate governance) — система стратегического и тактического управления предприятием, с помощью которой реализуются права акционерной собственности[1] представляющая собой комплекс взаимоотношений между менеджментом, советом директоров, инвесторами и прочими группами влияния.
Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному управлению компанией. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.
Корпоративное управление (англ. corporate governance) — система стратегического и тактического управления предприятием, с помощью которой реализуются права акционерной собственности[1] представляющая собой комплекс взаимоотношений между менеджментом, советом директоров, инвесторами и прочими группами влияния.
Корпоративное
управление не имеет непосредственного
отношения к оперативному управлению
компанией. Предметом корпоративного
управления является контроль за совершением
корпоративных действий.
Модели корпоративного управления и контроля
В зависимости
от характерных особенностей структуры
собственности, степени её концентрации,
особенностей механизмов финансового
регулирования, фондовых рынков и национального
акционерного законодательства могут
формироваться различные
В экономической практике развитых стран традиционно различается две модели корпоративного управления и контроля:
Англо-американская
безусловный приоритет прав акционеров, основной контроль осуществляется через рынок капиталов;
Континентальная
модель банковского контроля, когда банки и их представители в совете директоров играют решающую роль в управлении предприятием.
Данное разделение
условно и осуществляется для
выделения характерных черт, которые
в условиях глобализации могут смешиваться
и видоизменяться: в организации
управленческой деятельности в условиях
научно-технического прогресса тесно
переплетаются традиционные, национальные
и современные формы
Акционеры в немецкой модели играют решающую роль в стратегическом планировании деятельности компании. В немецкой модели упор сделан на поддержании баланса интересов всех заинтересованных сторон и взаимной ответственности. Англо-американская модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров. Считается, что следование американской модели способствует динамичности, а немецкой — устойчивости.
Отличительной
чертой японской модели является ориентация
на социальную сплочённость на уровне
компании и «деловую сплочённость»
на уровне промышленной группы. В отличие
от немецкой модели эта сплочённость
имеет не равноправный, а иерархический
характер — принесение в жертву
интересов «младших» в обмен
на патернализм «старших». Характерной
чертой японской модели является перекрёстное
владение акциями между компаниями-
В России преобладает
характерная совмещением
Принципы и механизмы корпоративного управления
Коллегиально на собрании акционеров могут приниматься решения о реорганизации, слияниях, ценных бумагах, основных исполнительных органах, крупных сделках, внутренних документах и раскрытии информации компании.
Механизмы корпоративного
управления призваны обеспечить ответственность
совета директоров перед акционерами,
менеджмента — перед советом
директоров, собственников крупных
пакетов акций — перед
Акционеры, обладающие пакетами акций разного размера не равны не только потому, что обладают разным количеством голосов, но и потому что их права зависят от размера доли. По российскому закону об акционерных обществах права распределяются так:
1 % — доступ к реестру акционеров, подача исков в суд на управленцев за их действия, повлекшие убыток для компании;
2 % — выносить вопросы, решения и кандидатов на собрании акционеров;
10 % — созывать внеочередное собрание;
25 % — блокирующий
пакет, даёт доступ к
75 % — право
размещения, приобретения обществом
собственных акций, определять
их тип, права и количество,
изменение уставных документов,
ликвидация и реорганизация
100 % — отсутствуют требования о сроках созыва собрания.
Это делает возможным ущемление прав миноритарных акционеров, в том числе через вывод прибыли из компании недивидендными способами (трансфертное ценнобразование) и присвоение её менеджментом компании или основным акционером. Один из механизмов корпоративного управления, позволяющий преодолеть этот недостаток — рынок корпоративного контроля, существование которого позволяет акционерам продать свои акции в случае, если их не устраивает менеджмент компании. Недовольство акционеров снижает равновесную цену акций таким образом, что компания становится уязвимой для «белого» рейдерства.
Механизмы корпоративного управления англо-американской модели
Формализация
отношений между участниками
КУ путём принятия регламентирующих
документов, разработки формальных процедур
и т. п. В частности, крупные компании
принимают собственные
Представительство в совете директоров всех групп акционеров, включая миноритарных (в ряде случаев — и других групп интересов, например, профсоюзов).
Жёсткая подотчётность
менеджмента совету директоров (но
не непосредственно крупным
Решение всех важных вопросов, выходящих за рамки текущего управления, на заседаниях совета директоров или собраниях акционеров.
Избегание конфликтов
интересов и отношений
Исключение зависимости директоров от менеджмента. С этой целью, в частности, вопросы зарплаты директоров решаются на специальном комитете при совете директоров, а не менеджментом.
Разделение «контроля и контролируемых». В частности, основные вопросы аудита и финансовой отчётности решает специальный комитет при совете директоров, а не менеджмент.
Публикация максимального объёма информации о деятельности и финансовых показателях компании; обеспечение прозрачности действий менеджмента и крупных акционеров (по отношению к компании). Информационная прозрачность — одно из основных требований КУ.
Эти механизмы призваны обеспечить эффективную и честную работу всех участников КУ. Если механизмы корпоративного управления работают плохо, то возможны различные злоупотребления. Один из наиболее известных и скандальных примеров плохого корпоративного управления связан с американской компанией Enron, менеджеры которой подделывали отчётность с целью завышения показателей прибыли.
Корпоративное управление, корпоративные отношения и корпоративное право
До сих пор не сложилось единообразного понимания того, что такое корпоративное управление, корпоративные отношения и корпоративное право. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим следующее.
Корпоративное
управление является разновидностью социального
управления, представляющего собой
определенное воздействие органов
управления хозяйственного общества,
хозяйственного товарищества, кооператива
(далее для краткости
Корпоративные
отношения опосредуют не только действия,
связанные с корпоративным
— во-первых,
это противостоящие интересы участников
хозяйственного общества и его работников.
Особенно это противоречие проявляется,
когда работники одновременно являются
участниками компании. Например, такая
конструкция заложена в Федеральном
законе от 19.07.98 № 115-ФЗ «Об особенностях
правового положения
— во-вторых,
это противоречие интересов участников
хозяйственного общества (внутренних
инвесторов, имеющих права требования
к обществу, вытекающие из участия)
и кредиторов общества (внешних инвесторов,
имеющих права требования к обществу,
не связанные с участием в капитале
общества), особенно когда участник
общества одновременно является его
кредитором. Например, на сбалансирование
интересов указанных лиц
— в-третьих, это противоречие интересов участников общества (акционеров, товарищей, членов кооператива) и менеджеров (исполнительных органов общества, управляющих, директоров). Такое противоречие возникает, в частности, в результате наделения менеджеров функциями по управлению имуществом, переданным в их ведение участниками; для России «разделение собственности и управление ею» в экономическом смысле пока нехарактерно: многие акционеры, владельцы контрольных пакетов акций (долей), одновременно являются и менеджерами соответствующей компании;
— в-четвертых, это противоречие интересов крупных (мажоритарных) участников общества (например, акционеров, владельцев крупных пакетов акций) и мелких (миноритарных) участников19.
Наконец, следует сказать еще об одном противоречии: с одной стороны, между интересами акционеров, менеджмента, трудового коллектива, кредиторов, и с другой — интересов сообщества (включая потребителей), в котором корпорация осуществляет свою деятельность20.
В рамках
корпоративных отношений все
указанные интересы должны быть сбалансированы,
должна быть обеспечена их защита21. Балансировка
и защита указанных интересов, регулирование
корпоративных отношений
В литературе выделяются принципы корпоративного права (отделение собственности от управления, разделение компетенции органов управления, добросовестность и разумность, баланс интересов участников корпоративных отношений и др.)22, которые являются по существу проявлениями принципов самого гражданского права (равенства, неприкосновенности собственности и т. д.).
Следует, очевидно, согласиться с тем, что особенности проявления принципов гражданского права в сфере корпоративного управления не нашли еще должного отражения в законодательстве. Вряд ли можно без всяких оговорок утверждать, например, что приоритет должен быть отдан интересам кредиторов общества и миноритарным акционерам. Такой односторонний подход ведет к дисбалансу интересов в обществе, нарушению законных интересов акционеров (например, судебным запретам на проведение собрания акционеров, освобождению от ответственности основного общества, размыванию долей в уставном капитале, выкупу дробных акций и пр.).