Корпорации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Корпорация (от лат. corporatio - объединение) – совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе акционеров.

Оглавление

1.Введение – стр. 3
2. Состояние и проблемы развития корпораций в России – стр. 4
3. ТНК в России – стр. 6
4. Государственные корпорации в России – стр. 7
5. Крупнейшие корпорации России – стр. 11
6. Правоспособность российских корпоративных организаций – стр. 12
7. Заключение – стр. 13
8. Источники – стр. 14

Файлы: 1 файл

Korporatsii_v_Rossii.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

В случаях и порядке, которые установлены федеральным  законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация не вправе распределять полученную от занятия предпринимательской деятельностью прибыль между своими учредителями (участниками). Более того, целевой характер их деятельности требует строгого соответствия между указанными в учредительных документах задачами и характером участия в имущественном обороте .

 

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества  в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Вышеизложенное положение должно опираться на принцип открытости деятельности государственной корпорации, но данная норма является значительно суженной, так как государственные корпорации не обязаны отчитываться ни перед Счетной палатой, ни перед Центральным банком. Они не открывают подробных сведений о себе, как это предусмотрено в отношении других юридических лиц.

Особенности правового  положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представляется,  что  у  юридических  лиц  должен  быть только  один  учредительный  документ –  устав.  Наличие учредительного  договора  в  качестве  учредительного  документа  не вызывается  практической  необходимостью (ибо  учредители юридического лица в любом случае выражают свою согласованную волю  на  его  создание  при  утверждении  ими  устава),  а  типовые  и иные  положения (применяемые  главным  образом  для государственных  и  муниципальных  учреждений)  отличаются  от устава не по содержанию, а лишь терминологически. Вместе с тем, уставы  должны  быть  у  всех  без  исключения  юридических  лиц, включая  государственные  корпорации. Они  могут  быть  типовыми, утверждаемыми в установленном законом (ГК) порядке .

 

В законе, предусматривающем  создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

В настоящее время  ряд авторов выражает сомнения относительно целесообразности передачи публичных функций государственным корпорациям. Среди недостатков выделяют следующие:

Не предусмотрены процедуры  средне- и долгосрочного планирования.

Не прописаны возможные  санкции за невыполнение программ и  несоответствие фактических значений показателей целевым.

 

Средства государства  направляются на проекты, выбираемые государственным  корпорациями самостоятельно, вне единой государственной стратегии и  системы приоритетов (которых просто нет).

Отсутствие жесткого контроля государственных средств.

Имеющиеся у государственных корпораций преференции делают невозможной конкуренцию с ними со стороны частных компаний.

Государственные корпорации фактически входят в экономическую  нишу естественных монополий.

 

Итак, государственная  корпорация, задумывавшаяся как помощник в продвижении и развитии различных областей общественной жизни и экономики, на данный момент может послужить фактором, ослабляющим государство и, как следствие, ухудшающим состояние экономики и и социальных сфер.

Не так давно Президент  России Дмитрий Медведев дал поручение провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. О результатах, представленных

 

5. Крупнейшие корпорации России

 

Некоторые российские компании, сформировавшиеся ещё во времена  СССР по праву можно отнести к  числу корпораций международного масштаба. К таким компаниям относятся различные внешнеэкономические объединения и фирмы как  «Аэрофлот» и «Ингосстрах». Так, у последнего имеется ряд  дочерних компаний и ассоциированных фирм, расположенных  в Турции, Болгарии, Австралии, Великобритании, Нидерландах, США, Франции, Германии, Финляндии и странах, ранее входивших в СССР. Данная корпорация осуществляет работу в финансовой сфере по всему миру, активно развивая свои партнёрские отношения с российскими и иностранными компаниями. Так же к крупнейшим представителям международных корпораций можно отнести такие предприятия сформировавшиеся на просторах постсоветского пространства, как «Газпром», «ЛУКойл», «Алроса» и прочие. Подавляющее большинство этих компаний функционируют в топливно-энергетическом комплексе или связаны с добывающим производством и природопользованием. РАО «Газпром», например, является монополистом в добыче и экспорте газа. Он же контролирует порядка трети мировых запасов «голубого топлива» и снабжает им не только российских, но и иностранных потребителей. Главным центром зарубежной деятельности компании «Газпром» является Германия. В стратегию корпорации входит  расширение своей деятельности за счёт бывших советских республик и европейских государств. В нефтяной промышленности лидером является компания «ЛУКойл», значительный пакет акций которой принадлежит государству. Предприятия этой компании действуют по схеме вертикальной интеграции. Компания «Алроса» является крупнейшим в мире по объёму добычи горнорудной компанией, поставляющей алмазы на мировой рынок. Корпорации в любом государстве способствуют ускорению развития экономики и научно-технического прогресса. В наше время, основой для создания крупных российских корпораций являются финансово-промышленные группы (ФГП). Они складываются из союзов банков с предприятиями промышленной отрасли с вертикальным типом интеграции с целью реализации инвестиционных проектов. Эти проекты направлены главным образом на расширение рынков сбыта производимой продукции, повышение конкурентоспособности и эффективности производства. Так же они позволяют увеличить количество рабочих мест. Численность населения России, занятого в ФПГ составляет около четверти от всей части населения, работающей в промышленной сфере. Если ФГП регистрируются с участием юр.лиц, зарегистрированных на территории СНГ, они называются транснациональными финансово-промышленными группами (ТФГП),  если же такие группы создаются в рамках межправительственных соглашений, им присваивается статус межгосударственных (МФГП). Примером ТФГП служит компания «Интеррос», сложившаяся вокруг подконтрольного М.Прохорову ОНЕКСИМбанка. Эта компания является одним из крупнейших российских холдингов – банковских империй, сложившихся в результате слияния наиболее мощных банков. 
 
6. Правоспособность российских корпоративных организаций.

 

Принцип специальной  правоспособности всегда был основополагающим принципом советского законодательства о юридических лицах, С первых лет советской власти он вводился поэтапно в отношении разных юридических лиц, например, в отношении государственных предприятий - учреждений этот принцип был закреплен в начале 1923 г. Далее ст. 21 Закона РСФСР (1999 г.) "О предприятиях и предпринимательской деятельности" устанавливала, что предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством. В то же время российское Положение об акционерных обществах 1990 г. впервые закрепило принцип общей правоспособности применительно к акционерным обществам, где было указано, что деятельность общества не ограничивается оговоренной в уставе, и сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными. В настоящее время ГК РФ установил принцип общей правоспособности для коммерческих организаций кроме унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки и страховые организации), могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям, установленным учредительными документами.

 

В российском понимании  корпорация - это сложное организационное образование, состоящее из производственных и функциональных единиц, связанных в рамках единого процесса управления производством и капиталом. Определить и охарактеризовать деятельность отечественных корпораций возможно через характеристики их составляющих организационно-правовых форм юридического лица.

 

 

 

 

 

 

7. Заключение

 

Современный мир характеризуется  глобализацией и интернационализацией экономических процессов, которые  продуцируют формирование так называемой цивилизационной идентичности. За время  жизни двух-трех поколения людей  человеческая деятельность и основанный на ней научно-технический прогресс настолько радикально изменили мир, что предметная область идеолоогии и философии давно сместилась от воспроизведения объективной действительности к удовлетворению потребности в успешном действии, к проектированию наиболее эффективных реакций на внешние воздействия, к максимизации результативности. 

Сейчас особенно важно  найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со “своими” и “чужими” ТНК. Основной упор должен быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы. У нас должен привиться прагматичный подход к отечественным промышленным группам. Хороши они или плохи, но это и есть современная российская индустрия, и только взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Россия, по примеру передовых стран, обязана войти в тесный стратегический альянс с отечественными финансовыми группами. 
 
Нужно ясно осознать, что именно сейчас, на рубеже веков, формируется облик нового мира, в котором придется жить нашим потомкам. Нам необходимо во что бы то ни стало принять действенное участие в формировании новых институтов, правил экономической жизни и международных организаций. Но для этого мы должны быть экономически сильны, поскольку сильные считаются только с силой. И только тогда, когда торговые марки наших ТНК уверенно зашагают по миру, Россия реально, не на словах, а на деле вернет себе статус великой державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Источники

 

“Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности”

С. Д. Могилевский , И. А. Самойлов 2007 г

“Становление корпораций в России” Каплин С.Ю. 2010 г

“Корпоративное управление на пороге XXI века” Гнатко В.С. 2007 г

http://tfh.cyberpunk.su/2010/03/publiccorporation




Информация о работе Корпорации в России