Корпорации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Корпорация (от лат. corporatio - объединение) – совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе акционеров.

Оглавление

1.Введение – стр. 3
2. Состояние и проблемы развития корпораций в России – стр. 4
3. ТНК в России – стр. 6
4. Государственные корпорации в России – стр. 7
5. Крупнейшие корпорации России – стр. 11
6. Правоспособность российских корпоративных организаций – стр. 12
7. Заключение – стр. 13
8. Источники – стр. 14

Файлы: 1 файл

Korporatsii_v_Rossii.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

на тему:

«Корпорации в России»

ДГТУ ИЭиМ

 Кафедра: Экономика и менеджмент

                                       в машиностроении 

 Выполнил:

 Принял: Доцент Курдюков В.Н.

 Ростов-на-Дону

          2012г.

Содержание

 

1.Введение – стр. 3

2. Состояние и проблемы развития корпораций в России – стр. 4

3. ТНК в России – стр. 6

4. Государственные корпорации в России – стр. 7

5. Крупнейшие корпорации России – стр. 11

6. Правоспособность российских корпоративных организаций – стр. 12

7. Заключение – стр. 13

8. Источники – стр. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Корпорация (от лат. corporatio - объединение) – совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе акционеров.

 

В свою очередь, под корпорацией принято понимать союз лиц, объединенных на основе профессиональных или сословных интересов. Поэтому в широком смысле под корпорацией понимают практически любые сообщества и структуры, начиная от общества и государства и заканчивая коллективом студентов одной группы или участников какого-либо кружка.

 

Понятие корпорации в зависимости от представления ее в существующих правовых системах (континентальном и англосаксонском праве) приобретает различный смысл.

 

Понятие корпорации в России трактуется весьма неоднозначно. Так, среди юристов существует ряд точек зрения, согласно одной из которых к корпорациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве; согласно другой - лишь хозяйственные общества и товарищества; согласно третьей - только акционерные общества; согласно четвертой - хозяйствующие субъекты, образованные несколькими юридическими лицами, правда, не исключая участия физических лиц.

 

С позиции российского  законодательства, имеющего континентальные  корни, корпорация - это организация, построенная на началах членства (участия), участники которой имеют определенные права в отношении ее имущества.

 

Гражданский кодекс (п. 2 ст. 48) к корпорациям относит юридические  лица, в отношении которых их участники  имеют обязательственные, но не вещные права. При этом широкое понимание корпораций предлагает включать в них не только коммерческие (хозяйственные товарищества и общества), но и некоммерческие организации, основанные на членстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние и проблемы развития корпораций в России

 
В группе развивающихся стран Россия, как всегда, оказалась в положении совершенно особенном. На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. По своим историческим корням, вкладу в мировую цивилизацию, промышленному и интеллектуальному потенциалу Россия должна была занять место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной директивной экономики пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленные группы. 
 
В современных ТНК в России уже благодаря новым компьютарным технологиям превалирует сетевая организация с базами транснационального капитала и узлами управления в крупных городах различных стран. Раззвитие мировых коммуникационных сетей и глобальных ТНК с сетевой структурой управления проходило параллельно, и эти процессы, безусловно, взаимодополняли и стимулировали друг друга. 
 
Единые для всего мира финансовые инструменты, стандарты передачи и обработки информации, единообразные финансовые и информационые институты создают идеальную среду для транснационализации бизнеса и свободного движения его капитала.Технологическое совмещение магистральных информационных и финансовых коммуникаций и сетей способствовало созданию нового информационно-финансового института и привело к сближениюи постепенному слиянию информационной и финансовой сфер деяельности. Транснациональный капитал, в технологическом плане базирующийсяна глобальных информационно-финансовых сетях и добивающийсямирового господства через информационные и финансовые рынки, породил новую транснациональную информационно-финансовую олигархию. 
 
При превалирующей сейчас сетевой системе организации терминальные звенья современных ТНК представляют собой, говоря языком компьютерных сетевых технологий, своеобразные “порты”, открытые для подсоединения к корпоративной сети взаимосвязей новых элементов через механизмы транснациональных стратегичесих альянсов, благодаря которым границы компаний и промышленных групп размываются или приобретают форму “созвездий”, включающих связанные между собой, но до известной степени независимые, компании различных размеров и отраслей. 
 
В последние годы наряду с традиционым вывозом капитала в форме прямых инвестиций ТНК все более практикуют эксопрт организационных технологий, ноу-хау и целых фрагментов развившихся в других странах пребывания корпорации или зародившихся в недрах амой ТНК неформальных институтов в сфере организации и управления. Постепенно руководители передовых ТНК начали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социокультурных институтов, и для обеспечения их непрерывного и успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные методы в “принимающие” страны. 
 
После распада СССР мы, как всегда, чрезмерно резко отвернулись от идеологической поддержки экономических преобразований.  
 
В известной классификационной системе А.Тойнби из 28 когда-либо существовавших на Земле цивилизаций и 7 доживших до наших дней выделена славяно-православная как обладающая уникальным своеобразием. Действительно, еще в византийском Земледельческом кодексе сказано, что “входящие в чужой виноградник, чтобы насытиться, пусть будут безнаказанны”. Как это непохоже на западноевропейское “мой дом – моя крепость”. Да, наша цивилизация весьма отличается от тех, на базе которых были построены экономики Запада, но вряд ли стоит пестовать эту уникальность. Исторический опыт показывает, что не только технологические, но и идеологические и культурологические заимствования, проводимые в некоторые периоды истории в грандиозных масштабах, в конечном счете благотворно повлияли на развитые страны. 
 
Именно единообразие механизмов обеспечения успешности, а также глобализация и интернационализация мировой экономики обусловили потребность в формировании цивилизационной идентичности. Поэтому те госудорства, которые сумеют с использованием идеологических средств сформировать наиболее продукттивные неформальные институты как на базе своего, так и мирового опыта, получают значительные конкурентные преимущества и войдут в круг стран, формирующих “правила игры” постсовременной цивилизации. В наступающем веке ведущую роль будут играть те страны, которые смогут найти механизмы быстрого и экономически эффективного встраивания заимствованных з других стран и адаптируемых в рамках собственной идеологической системы крупных отдельных институциональных моделей, а также внедрение их в практикуэкономической жизни. 
 
В тех случаях, когда интересы транснационального капитала объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономичекой конкуренции. В передовых странах это двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают сюрезенам поступление налоговых средств от международной деятельности и, что возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния. 
 
Транснациональный капитал чутко откликается на на поддержку “своих” государств, обеспечивая их экономическую мощь и экономическую экспансию. Наверное, нужно только приветствовать, что борьба за рынки перешла из военно-политической в жестокую, но, по крайней мере, бескровную экономическую сферу. 
 
Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми странами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций зачастую входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государством. 
 
3. ТНК в России

 

В современных ТНК  в России уже благодаря новым  компьютерным технологиям превалирует  сетевая организация с базами транснационального капитала и узлами управления в крупных городах различных стран. Развитие мировых коммуникационных сетей и глобальных ТНК с сетевой структурой управления проходило параллельно, и эти процессы, безусловно, взаимодополняли и стимулировали друг друга.

Единые для всего мира финансовые инструменты, стандарты передачи и обработки информации, единообразные финансовые и информационные институты создают идеальную среду для транснационализации бизнеса и свободного движения его капитала. Технологическое совмещение магистральных информационных и финансовых коммуникаций и сетей способствовало созданию нового информационно-финансового института и привело к сближении постепенному слиянию информационной и финансовой сфер деятельности. Транснациональный капитал, в технологическом плане базирующийся на глобальных информационно-финансовых сетях и добивающийся мирового господства через информационные и финансовые рынки, породил новую транснациональную информационно-финансовую олигархию.

При превалирующей сейчас сетевой системе организации терминальные звенья современных ТНК представляют собой, говоря языком компьютерных сетевых технологий, своеобразные «порты», открытые для подсоединения к корпоративной сети взаимосвязей новых элементов через механизмы транснациональных стратегических альянсов, благодаря которым границы компаний и промышленных групп размываются или приобретают форму «созвездий», включающих связанные между собой, но до известной степени независимые, компании различных размеров и отраслей.

В последние годы наряду с традиционным вывозом капитала в форме прямых инвестиций ТНК все более практикуют экспорт организационных технологий, ноу-хау и целых фрагментов развившихся в других странах пребывания корпорации или зародившихся в недрах самой ТНК неформальных институтов в сфере организации и управления. Постепенно руководители передовых ТНК начали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социо-культурных институтов, и для обеспечения их непрерывного и успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные методы в «принимающие» страны.

 

Сейчас особенно важно  найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со «своими» и «чужими» ТНК. Основной упор должен быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы. У нас должен привиться прагматичный подход к отечественным промышленным группам. Хороши они или плохи, но это и есть современная российская индустрия, и только взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Россия, по примеру передовых стран, обязана войти в тесный стратегический альянс с отечественными финансовыми группами.

Нужно ясно осознать, что  именно сейчас, на рубеже веков, формируется  облик нового мира, в котором придется жить нашим потомкам. Нам необходимо во что бы то ни стало принять  действенное участие в формировании новых институтов, правил экономической жизни и международных организаций. Но для этого мы должны быть экономически сильны, поскольку сильные считаются только с силой. И только тогда, когда торговые марки наших ТНК уверенно зашагают по миру, Россия реально, не на словах, а на деле вернет себе статус великой державы.

 

4. Государственные корпорации в России

 

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

 

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

 

Корпорация – распространенная форма юридического лица в ряде зарубежных стран, но в России «корпорацией»  может называться только отдельная  специфическая группа юридических  лиц. Сегодня мы рассмотрим некоторые аспекты данного понятия.

Мировой опыт свидетельствует о  том, что государственные корпорации со значительным государственным финансированием  появляются при наличии серьезных  системных проблем в экономике. Они являются управленческим ответом на эти проблемы. Государственные корпорации не российское изобретение. В том или ином виде они существуют в США, Великобритании, Канаде, Италии, Финляндии, Норвегии, Китае, Индии, Южной Корее. Очень часто государственные корпорации неприбыльны, т.к. создаются для реализации определенных целей государственной политики там, где рыночные институты не работают, где надо дать толчок инновационному развитию. Ведь инновационный бизнес – всегда занятие рисковое.

 

Создание государством крупных  корпораций имеет своей целью поддержку и развитие тех областей, где бизнес в краткосрочной и среднесрочной перспективе не видит привлекательности для инвестирования своих средств и где рейтинг страны постепенно снижается. Функциональное назначение госкорпораций весьма разнообразно: от реализации отдельных проектов и программ, содействия отдельным видам деятельности до управления конкретными отраслями и группами компаний .

В настоящее время в России существуют несколько государственных корпораций:

- Государственная корпорация  по строительству олимпийских  объектов и развитию города  Сочи как горноклиматического  курорта”. (“ГК Олимпстрой”)

 

- Государственная корпорация  “Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)”. (Внешэкономбанк)

 

- Фонд содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства

- Государственная корпорация  “Российская корпорация нанотехнологий”. (ГК “Роснанотех”)

 

- Объединённая авиастроительная  корпорация (ОАК)

 

- Государственная корпорация  по атомной энергии “Росатом”

 

- Государственная корпорация  по содействию разработке, производству  и экспорту высокотехнологичной  промышленной продукции “Ростехнологии”  (Государственная корпорация “Ростехнологии”)

 

Также в 2004 году на основе федерального закона была ликвидирована государственная корпорация “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”.

Законодательно закреплены следующие признаки указанной формы  некоммерческой организации:

Государственной корпорацией  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В качестве взноса при создании государственной корпорации может передаваться любое имущество, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности, кроме изъятого из гражданского оборота. Поскольку имущество, передаваемое Российской Федерацией создаваемой государственной корпорации, становится собственностью этой корпорации, а Российская Федерация утрачивает вещные права на переданное имущество, то не подлежит передаче имущество, изъятое из гражданского оборота, т.к. собственником такого имущества является исключительно Российская Федерация. Имущество, ограниченное в гражданском обороте, может быть передано вновь созданной государственной корпорации, если цели ее создания предполагают возможность получения всех надлежащих разрешений для ведения той деятельности, которая связана с использованием ограниченного в обороте имущества .

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Информация о работе Корпорации в России