Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:52, контрольная работа
1.Среди множества проблем современного менеджмента одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия.
2.Решающим условием успешной деятельности организации является наличие рациональной модели менеджмента, суть которой – разработка миссии и уточнение целей, определение основных направлений и механизмов деятельности организации.
Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения.
Смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей. В практике управления разработка таких мер осуществляется в форме принятия и исполнения решений.
Разработка, принятие и реализация решений является, таким образом, концентрированным выражением самой сущности управления.
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В теории принятия решений есть специальный термин — лицо, принимающее решение (ЛПР). Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.), и на ком лежит ответственность за его результаты.
В разработке теории принятия решений участвуют философы и математики, психологи и социологи, экономисты и юристы.
Управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.
Основная роль при этом отводится информационным технологиям и системам поддержки принятия решений.
Наиболее существенная роль при этом отводится проблемам организации и контроля исполнения решений.
Для разрешения проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Исходя из этого, можно дать следующее определение этого процесса.
Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Понятие «управленческое решение» относится к числу так называемых технологических, то есть имеет несколько последовательно-логических значений, состав и совокупность которых в полной мере отражают его сущность.
Первое (стартовое) значение понятия «управленческое решение» — выбор окончательного варианта из возможных альтернатив.
На основе сбора и обработки информации формируются варианты решения проблемы и ситуации. Окончательный выбор осуществляет лицо, принимающее решение (ЛПР), наделенное для этого соответствующими правами. Различают три вида ЛПР:
1. Единоличный — на основе предоставленных прав и принципа единоначалия.
2. Коллегиальный — в пределах установленных прав и принципа коллегиальности.
3. Коллективный — в соответствии с определенными правами и принципом коллективности.
Вид
ЛПР находит отражение в
В конкретной организации могут быть разные соотношения между видами ЛПР. Например, в открытых акционерных обществах имеются все три вида. Коллективный — общее собрание акционеров и трудовой коллектив; коллегиальный — совет директоров (наблюдательный совет); единоличный — директор (генеральный директор).
Второе (последующее) значение понятия «управленческое решение» — окончательно выбранный вариант.
Если
для первого значения характерна
работа с информацией, создание вариантов
решения и их оценка, то выбранный
вариант может проходить
Третье (заключительное) значение относится к так называемым фиксируемым управленческим решениям и оформляется в документальном или электронном виде.
Понятие «процесс подготовки, принятия и реализации решений» означает определенную последовательность (технологию) и установленный в данной организации порядок выполнения необходимых процедур (действий).
Усредненно этот процесс включает шесть основных стадий, каждая из которых подразделяется на соответствующие этапы.
Первая стадия — формулирование цели, задачи.
Вторая стадия — сбор и обработка информации по проблеме, цели, задаче.
Третья стадия — варианты решения.
Четвертая стадия — оценка вариантов решения.
Пятая стадия — принятие окончательного решения.
Шестая стадия – выполнение управленческих решений.
Современный арсенал методов подготовки и принятия управленческих решений индивидуальным коллегиальным и коллективным ЛПРом достаточно большой, рассчитан на применение к множеству возникающих проблем как в ручных, так и электронных технологиях. Наиболее характерные из них:
Эвристический метод
Мозговая атака (мозговой штурм)
Метод Дельфи
Метод Гордона
Метод «затраты — результаты»
Метод Буффало
Морфологический анализ
Метод Кепнера-Трего
Метод сценариев
Метод лексикографического порядка
Матрица полезности
Метод минимакса
Метод максимакса
Метод Гурвица (метод пессимизма — оптимизма)
Подчас
ЛПР не знает, как называется тот
или иной метод, но, независимо от этого,
использует его.
Успех деятельности организации во многом определяется тем, насколько ее руководители и персонал осознают и воспринимают философию и миссию, насколько они подготовлены и способны достойно отвечать на непрестанные вызовы постоянно меняющейся внешней конкурентной среды, организации.
Модель миссии у каждой организации своя: она специфична и разрабатывается под воздействием множества разнородных и противоречивых факторов, к тому же весьма динамичных. Факторами воздействия являются, помимо рыночных и ресурсных, также общественные отношения.
Миссия формируется годами при непосредственном участии и с учетом интересов всех ее субъектов: собственников фирмы, ее сотрудников, покупателей, деловых партнеров, внешних организаций.
Важно, чтобы миссия организации разрабатывалась и уточнялась с привлечением всего коллектива, с учетом выношенных полезных идей отдельных работников. Поскольку воплощение миссии требует немалых ресурсов, то желательна проверка и оценка идей, интегрируемых в миссию организации. При всех обстоятельствах само участие в процессе разработки миссии приводит к оживлению и развитию внутренних связей в организации, заставляет людей задуматься над едиными для всех проблемами, дает им возможность глубже осознать свою причастность к кардинальным решениям и вовлеченность в деятельность по определению будущего организации.
Правильно выбранная и недвусмысленно сформулированная цель является, как правило, главным слагаемым успеха организации.
Цель представляется как единство мотивов и средств, ориентированных на некий конкретный результат. В цели дается описание ситуации, в которой хочет быть организация в заданный момент времени, после того как будут совершены определенные действия.
Цели преобразуются в конкретные задачи и рабочие задания. Задачи и сами являются целями, но в отличие от собственно целей они непременно должны иметь количественное выражение и исполняться к вполне конкретному моменту времени планового периода, что придает определенность и разрабатываемым для их реализации решениям. При этом цели и задачи по возможности желательно представить в форме, привлекательной для сотрудников, несущих ответственность за их достижение.
Задачи экономического порядка выражаются с помощью системы показателей. К числу наиболее общих показателей относятся: величина объема продаж, конкурентные преимущества, профессионализм сотрудников, нормальные издержки, производительность труда, число рекламаций и др. Тем самым задачи переводятся непосредственно в программы и проекты, например, повышения эффективности управления путем внедрения плоских организационных структур, расширения производства некоей конкурентоспособной продукции и пр.
Первым делом в целях должны отражаться реальные интересы организации — собственников, акционеров, клиентов и менеджеров — вытекающие из ее миссии и представлений относительно того, какой она станет в процессе развития. Цели, по существу, являются обязательствами действовать, и уже поэтому они не могут быть абстрактными.
Множественность целей предполагает их иерархическое построение с выделением генеральной цели и производных от нее подцелей. Иерархия целей представляет собой декомпозицию (дезагрегацию) целей высокого уровня в цели низших уровней. Ошибка, допущенная при установлении генеральной цели, воспроизводится так или иначе в подцелях, заведомо снижая результативность функционирования организации.
Для упорядочения работы
с целеполаганием строится «дерево
целей» - графическая модель, в которой
представлена иерархия целей, отражающая
взаимосвязь конечной цели и необходимых
для ее достижения промежуточных целей,
тем и подцелей. Процесс дезагрегации
целей позволяет довести их до всех уровней
организации и до каждого сотрудника.
При этом цели каждого уровня иерархии
вытекают из целей непосредственно вышестоящего
иерархического уровня, предусматривающего
все необходимое для их осуществления.
В едином «дереве целей», составляющие
его цели и подцеди находятся, как правило,
в сложной взаимосвязи (схема 1).
Главная цель
Подцель
Тема Тема Тема
Работы
Схема 1
Генеральные цели должны быть высокими, но находиться в пределах достижимости. Вместе с тем при всем разнообразии целей организаций различной отраслевой принадлежности их следует сфокусировать на создании конкурентных преимуществ в соответствующих конкретных сферах деятельности.