Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:52, контрольная работа

Краткое описание

1.Среди множества проблем современного менеджмента одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия.
2.Решающим условием успешной деятельности организации является наличие рациональной модели менеджмента, суть которой – разработка миссии и уточнение целей, определение основных направлений и механизмов деятельности организации.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 65.18 Кб (Скачать)
  1. Среди множества  проблем современного менеджмента  одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия.

      Цикл  управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения.

      Смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей. В практике управления разработка таких мер осуществляется в форме принятия и исполнения решений.

Разработка, принятие и реализация решений является, таким образом, концентрированным выражением самой сущности управления.

      Управленческое  решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.    

     В теории принятия решений есть специальный термин — лицо, принимающее решение (ЛПР). Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.), и на ком лежит ответственность за его результаты.

      В разработке теории принятия решений участвуют философы и математики, психологи и социологи, экономисты и юристы.

     Управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.

  1. Психологический. Исследуются особенности поведения человека или группы людей в ситуации выбора.
  2.    Информационный. Этот подход подчеркивает информационную природу принятия решений.

     Основная роль при этом отводится информационным технологиям и системам поддержки принятия решений.

  1.    Юридический. В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения — его правомочности, полномочности и юридическим последствиям.
  2.   Организационный. Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения как акта организационных изменений.

Наиболее  существенная роль при этом отводится  проблемам организации и контроля исполнения решений.

  1.      Экономический. При этом подходе управленческое решение рассматривается как средство получения определенного экономического результата и основное внимание уделяется вопросам оценки его эффективности, т.е. соотношения получаемого эффекта и затрат (стоимости ресурсов), необходимых для его осуществления.

     Для разрешения проблемы очень часто  требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Исходя из этого, можно дать следующее определение этого процесса.

     Процесс принятия решений  — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

     Понятие «управленческое решение» относится к числу так называемых технологических, то есть имеет несколько последовательно-логических значений, состав и совокупность которых в полной мере отражают его сущность.

     Первое (стартовое) значение понятия «управленческое решение» — выбор окончательного варианта из возможных альтернатив.

     На  основе сбора и обработки информации формируются варианты решения проблемы и ситуации. Окончательный выбор осуществляет лицо, принимающее решение (ЛПР), наделенное для этого соответствующими правами. Различают три вида ЛПР:

1. Единоличный — на основе предоставленных прав и принципа единоначалия.

2. Коллегиальный — в пределах установленных прав и принципа коллегиальности.

3. Коллективный — в соответствии с определенными правами и принципом коллективности.

     Вид ЛПР находит отражение в характеристике окончательно принятого решения (решений) — единоличное, коллегиальное и коллективное.

     В конкретной организации могут быть разные соотношения между видами ЛПР. Например, в открытых акционерных обществах имеются все три вида. Коллективный — общее собрание акционеров и трудовой коллектив; коллегиальный — совет директоров (наблюдательный совет); единоличный — директор (генеральный директор).

     Второе (последующее) значение понятия «управленческое решение» — окончательно выбранный вариант.

     Если  для первого значения характерна работа с информацией, создание вариантов  решения и их оценка, то выбранный  вариант может проходить окончательную «шлифовку» или доводку до требуемой кондиции.

     Третье (заключительное) значение относится к так называемым фиксируемым управленческим решениям и оформляется в документальном или электронном виде.

     Понятие «процесс подготовки, принятия и реализации решений» означает определенную последовательность (технологию) и установленный в данной организации порядок выполнения необходимых процедур (действий).

     Усредненно  этот процесс включает шесть основных стадий, каждая из которых подразделяется на соответствующие этапы.

Первая  стадия — формулирование цели, задачи.

Вторая  стадия — сбор и  обработка информации по проблеме, цели, задаче.

Третья  стадия — варианты решения.

Четвертая стадия — оценка вариантов решения.

Пятая стадия — принятие окончательного решения.

Шестая  стадия – выполнение управленческих решений.

     Современный арсенал методов подготовки и  принятия управленческих решений индивидуальным коллегиальным и коллективным ЛПРом достаточно большой, рассчитан на применение к множеству возникающих проблем как в ручных, так и электронных технологиях. Наиболее характерные из них:

Эвристический метод  

Мозговая  атака (мозговой штурм) 

Метод Дельфи 

Метод Гордона 

Метод «затраты — результаты» 

Метод Буффало 

Морфологический анализ 

Метод Кепнера-Трего 

Метод сценариев 

Метод лексикографического порядка 

Матрица полезности 

Метод минимакса 

Метод максимакса 

Метод Гурвица (метод пессимизма — оптимизма) 

     Подчас  ЛПР не знает, как называется тот  или иной метод, но, независимо от этого, использует его. 
 

  
  1. Решающим  условием успешной деятельности организации  является наличие рациональной модели менеджмента, суть которой – разработка миссии и уточнение целей, определение основных направлений и механизмов деятельности организации.

     Успех деятельности организации во многом определяется тем, насколько ее руководители и персонал осознают и воспринимают философию и миссию, насколько они подготовлены и способны достойно отвечать на непрестанные вызовы постоянно меняющейся внешней конкурентной среды, организации.

     Модель  миссии у каждой организации своя: она специфична и разрабатывается под воздействием множества разнородных и противоречивых факторов, к тому же весьма динамичных. Факторами воздействия являются, помимо рыночных и ресурсных, также общественные отношения.

        Миссия формируется  годами при непосредственном участии  и с учетом интересов всех ее субъектов: собственников фирмы, ее сотрудников, покупателей, деловых партнеров, внешних организаций.

        Важно, чтобы миссия организации разрабатывалась и  уточнялась с привлечением всего  коллектива, с учетом выношенных полезных идей отдельных работников. Поскольку воплощение миссии требует немалых ресурсов, то желательна проверка и оценка идей, интегрируемых в миссию организации. При всех обстоятельствах само участие в процессе разработки миссии приводит к оживлению и развитию внутренних связей в организации, заставляет людей задуматься над едиными для всех проблемами, дает им возможность глубже осознать свою причастность к кардинальным решениям и вовлеченность в деятельность по определению будущего организации.

        Правильно выбранная  и недвусмысленно сформулированная цель является, как правило, главным слагаемым успеха организации.

        Цель представляется как единство мотивов и средств, ориентированных на некий конкретный результат. В цели дается описание ситуации, в которой хочет быть организация в заданный момент времени, после того как будут совершены определенные действия.

        Цели преобразуются  в конкретные задачи и рабочие  задания. Задачи и сами являются целями, но в отличие от собственно целей они непременно должны иметь количественное выражение и исполняться к вполне конкретному моменту времени планового периода, что придает определенность  и разрабатываемым для их реализации решениям. При этом цели и задачи по возможности желательно представить в форме, привлекательной для сотрудников, несущих ответственность за их достижение.

     Задачи  экономического порядка выражаются с помощью системы показателей. К числу наиболее общих показателей относятся: величина объема продаж, конкурентные преимущества, профессионализм сотрудников, нормальные издержки, производительность труда, число рекламаций и др. Тем самым задачи переводятся непосредственно в программы и проекты, например, повышения эффективности управления путем внедрения плоских организационных структур, расширения производства некоей конкурентоспособной продукции и пр.

     Первым  делом в целях должны отражаться реальные интересы организации — собственников, акционеров, клиентов и менеджеров — вытекающие из ее миссии и представлений относительно того, какой она станет в процессе развития. Цели, по существу, являются обязательствами действовать, и уже поэтому они не могут быть абстрактными.

     Множественность целей предполагает их иерархическое построение с выделением генеральной цели и производных от нее подцелей. Иерархия целей представляет собой декомпозицию (дезагрегацию) целей высокого уровня в цели низших уровней. Ошибка, допущенная при установлении генеральной цели, воспроизводится так или иначе в подцелях, заведомо снижая результативность функционирования организации.

        Для упорядочения работы  с целеполаганием строится «дерево  целей» - графическая модель, в которой представлена иерархия целей, отражающая взаимосвязь конечной цели и необходимых для ее достижения промежуточных целей, тем и подцелей. Процесс дезагрегации целей позволяет довести их до всех уровней организации и до каждого сотрудника. При этом цели каждого уровня иерархии вытекают из целей непосредственно вышестоящего иерархического уровня, предусматривающего все необходимое для их осуществления. В едином «дереве целей», составляющие его цели и подцеди находятся, как правило, в сложной взаимосвязи (схема 1). 

                                Главная цель

     Подцель

  

 Тема Тема Тема

     

 

      Работы

      Схема 1

     Генеральные цели должны быть высокими, но находиться в пределах достижимости. Вместе с тем при всем разнообразии целей организаций различной отраслевой принадлежности их следует сфокусировать на создании конкурентных преимуществ в соответствующих конкретных сферах деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"