Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:51, контрольная работа
Вопрос 9. Назовите основные этапы развития менеджмента. Вы-скажите общее суждение об особенностях донаучного периода разви-тия менеджмента.
Вопрос 20. Охарактеризуйте основные виды управленческих стратегий.
Вопрос 34. Осветите основные методы принятия управленческих решений.
Вопрос 43. Раскройте сущность делегирования полномочий и объясните его необходимость.
Процесс делегирования полномочий обычно тщательно планируется отдельно по каждой задаче. При необходимости разрабатываются графики работы и контроля и создаются инструкции, определяющие границы ответственности.
Подчиненные заблаговременно знакомятся с этими документами и могут вносить в них предложения и поправки. Условиями эффективного делегирования полномочий являются:
- обладание исполнителями достаточным опытом, знаниями, пониманием проблемы;
- заинтересованность, добровольное принятие людьми на себя обязанностей и ответственности;
- благоприятный морально-психологический климат в коллективе, взаимопонимание и доверие между руководителями и подчиненными;
- делегирование преимущественно новых обязанностей, с которыми сотрудникам прежде сталкиваться не приходилось;
- равномерное распределение заданий, оптимизация их объема, четкое разграничение участков работы;
- недопустимость излишнего вмешательства со стороны администрации, поощрение самостоятельности и инициативы;
- ориентация в первую очередь на молодежь.
Делегирование полномочий и ответственности требует:
- четкого разграничения ответственности исполнителя и руководителя;
- определения случаев, когда работники могут принимать решения сами,
и лиц, с которыми нужно контактировать (исполнители, например, могут представлять результаты своей работы заказчику лично, минуя непосредственного начальника).
Поскольку способность людей реализовывать полномочия в тех или иных конкретных ситуациях не может быть четко определена заранее, их делегирование связано с риском. Однако он оправдан вследствие немалых выгод.
Во-первых, в организации делегирование полномочий:
- уменьшает иерархичность;
- приближает принятие решений к месту реализации, повышает их качество, гибкость, оперативность;
- предотвращает потери времени на ожидание указаний;
- улучшает морально-психологический климат;
- способствует обучению персонала, подготовке кадрового резерва.
Во-вторых, руководители:
- освобождаются от текучки и могут заняться решением наиболее сложных и важных проблем;
- получают возможность рациональнее распределить нагрузку среди подчиненных, выявить среди них помощников и возможных преемников.
В-третьих, подчиненным делегирование позволяет:
- проявить инициативу и самостоятельность;
- продемонстрировать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые; развить себя как личность; повысить свой престиж;
- создать стартовую площадку для дальнейшего продвижения по служебной лестнице;
- получить большую удовлетворенность от работы.
Однако, несмотря на это, и руководители, и подчиненные часто сопротивляются делегированию полномочий. Причинами этого бывают:
- непонимание важности и отсутствие четкой политики в этом вопросе; существующие в организации авторитарные традиции;
- неумение определить объект делегирования; отсутствие времени для постановки задач подчиненным, помощи и контроля;
- неуверенность руководителей в себе, их недостаточная компетентность, боязнь потерять место, власть, престиж, любимое дело, которому отданы многие годы (считается, что ради «хобби» руководитель может оставлять за собой не более 5 процентов объема соответствующей работы), прослыть бездельником;
- неспособность рисковать, неверие в возможности подчиненных, боязнь нести ответственность за их неудачи;
- опасение конфликтов с исполнителями в случае возложения на тех дополнительных обязанностей.
Подчиненные в свою очередь уклоняются от принятия полномочий по таким причинам, как:
- нехватка знаний, некомпетентность;
- отсутствие веры в себя;
- страх ответственности за ошибки;
- боязнь оказаться умнее руководителя;
- перегрузка другими обязанностями;
- недостаток информации, ограничивающий реальную возможность что-то сделать;
- формальный подход к делу со стороны администрации, имеющий форму «фиктивного делегирования», т. е. передачи тех полномочий, которые исполнители давно уже имеют.
Практическое задание 59.
Напишите деловую характеристику на руководителя или специалиста предприятия, где Вы работаете (проходили практику).
Характеристика на экономиста ЧП «Егор-Текс» Ивановой Раисы Сергеевны.
Иванова Раиса Сергеевна является сотрудником ЧП «Егор-Текс» с 2000 года, работает в должности экономиста. За время работы проявила себя как исполнительный и добросовестный работник.
Придерживается норм поведения, принятых в фирме. В общении с коллегами дружелюбна и приветлива, с партнерами и клиентами фирмы – обходительна и вежлива, в затруднительных ситуациях всегда нацелена на нахождение компромиссных решений, к решению задач подходит творчески. Внимательна к людям, тактична. Имеет навыки делового общения.
Трудолюбива, обладает высокой работоспособностью, всячески поддерживает работу фирмы в сложные моменты, в том числе и во внеурочное время.
Обладает деловыми качествами:
- обладает большим опытом работы и практическими знаниями;
- хорошо знает постановку учета и отчетности на своем участке работы, знает, как можно быстро получить необходимую справку;
- легко ориентируется в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, умеет эффективно использовать представляемые ими возможности;
- обладает неплохими правовыми знаниями;
- отлично знает свои права, обязанности и ответственность, знает всю нормативную документацию и отлично умеет это знание использовать;
- блестяще умеет оценивать близкие и далекие последствия различных нормативных актов и управленческих решений, может их просчитать намного шагов вперед;
- при необходимости принятия решения в незнакомой для себя области умеет привлечь специалистов и консультантов и правильно использовать их знания;
- добросовестна к работе;
- стремится к повышению квалификации и профессиональному росту;
- в важных случаях способна проявить достаточную настойчивость и упорство, чтобы довести дело до конца;
- пользуется большим и заслуженным авторитетом в коллективе, уважением всех работников.
Претензий и замечаний к работе сотрудника не было.
Список используемой литературы
1. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
2. Гончаров В.В. Важнейшие
понятия и концепции в
3. Ефимчик Е.Е. Основы менеджмента / Е.Е. Ефимчик, С.Л. Байки. Мн. 2005.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. Мн. 2001.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. - М.: "Дело", 1992.