Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:51, контрольная работа
Вопрос 9. Назовите основные этапы развития менеджмента. Вы-скажите общее суждение об особенностях донаучного периода разви-тия менеджмента.
Вопрос 20. Охарактеризуйте основные виды управленческих стратегий.
Вопрос 34. Осветите основные методы принятия управленческих решений.
Вопрос 43. Раскройте сущность делегирования полномочий и объясните его необходимость.
Вопрос 9. Назовите основные этапы развития менеджмента. Выскажите общее суждение об особенностях донаучного периода развития менеджмента.
Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период развития менеджмента - древний период (донаучный). Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
II период развития
менеджмента - индустриальный период
(1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии
представлений о
III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды.
IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
Прежде чем менеджмент смог выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Донаучный период был наиболее длительным с 9-7 тысячелетия до н.э. примерно до 18 века.
История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тифа и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.
Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов. Это было связано не в последнюю очередь со строительством пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими использование труда множества людей.
Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 до н. э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности.
Ассирийский царь Навуходоносор II (604—562 до н. э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах.
В 500 г до н. э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования.
Известный древнегреческий философ Платон (427—347 до н. э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда.
Великий Сократ (469—399 до н. э.), сформулировал идею об универсальном характере управления.
В 370 г. до н. э. Ксенофонт дает первое известное описание практических преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую эргастерию (крупную мастерскую, где трудились сотни рабов).
Катон Старший (234—149 до и. э.) отмечал, что владелец должен давать управляющему письменный план работы на год и четко объяснять задачи, чтобы тот понял.
В 1513 г. Я. Макиавелли в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями».
В Средние века многие мыслители пытались понять, что же движет людьми, побуждает их к активным действиям.
Англичанин Т. Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Дж. Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти.
Их соотечественник И. Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – менеджмента.
Вопрос 20. Охарактеризуйте основные виды управленческих стратегий.
Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию цели организации и ее преобразование в новое состояние.
По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные. Первые имеют в качестве объекта один хозяйственный процесс, вторые связаны с несколькими.
По направленности выделяются стратегии предпринимательского типа, ориентированные на использование внешних возможностей, и стратегии рационалистического типа, сконцентрированные на развитии внутреннего потенциала.
По сфере осуществления стратегии можно классифицировать на финансовые, кадровые, производственные, маркетинговые и др.
По содержанию выделяют стратегии функционирования (конкурентных) и стратегии развития.
Конкурентные стратегии обусловливают действия организации на рынке с целью достижения конкурентных преимуществ (лидерство в низких издержках, производство уникальных товаров, фокусирование на узком сегменте потребителей, ориентация на производство и реализацию широкого ассортимента товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла).
Стратегии развития делятся на четыре вида: роста, умеренного роста, сокращения, комбинированной.
Стратегия роста присуща прежде всего молодым фирмам, стремящимся к лидерству в своей области либо принадлежащим к научно-производственной сфере. Она обеспечивает фирме наращивание конкурентных преимуществ за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производства, постоянного осуществления нововведений.
Стратегия умеренного роста присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных отраслях, например в автомобилестроении.
Стратегию сокращения масштабов деятельности используют фирмы, производящие неконкурентоспособную продукцию.
Комбинированная (селективная) стратегия включает в себя в различном сочетании элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения (рыночные сегменты) фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи стабилизируют свое положение, четвертые сокращают масштабы своей деятельности.
По характеру поведения на рынке можно выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стабилизационную) и оборонительную (стратегию выживания).
Классические наступательные стратегии применяются фирмами, которые обладают для этого реальными возможностями (действительными или потенциальными лидерами). Наступательная стратегия позволяет совершить на рынке прорыв и в течение 2—3 лет удерживать лидирующие позиции. Но она сложна в реализации, связана с риском и оправдана лишь при точном выборе рыночной ниши.
Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях, когда необходимо исправлять пошатнувшееся положение фирмы. Она предполагает уход из малоперспективных сфер путем продажи неприбыльных предприятий, модернизации и расширения остающихся, совершенствования продукции и услуг.
Оборонительная стратегия - перестройка всех сфер деятельности фирмы на основе жесткой централизации управления ею.
Обычно наступательный характер
имеют стратегии роста и
Вопрос 34. Осветите основные методы принятия управленческих решений.
Все методы принятия управленческих решений делятся на три группы:
- неформальные (эвристические);
- коллективные;
- количественные.
Неформальные (эвристические)
методы принятия решений – основываются
на аналитических способностях лиц,
принимающих управленческие решения.
Это совокупность логических приемов
и методики выбора оптимальных решений
руководителем путем
Коллективные методы обсуждения и принятия решений зависят от определения круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии.
Наиболее распространенными методами коллективной подготовки управленческих решений являются.
1. «Мозговой штурм» или «мозговая атака» - совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений. Основным условием «мозгового штурма» - создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была.
2. Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
3. Суть японской, так называемой кольцевой системы принятия решений – «кингисё» состоит в том, что проект новшества передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями, а если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
- принцип большинства голосов;
- принцип диктатора (за основу берется мнение одного лица группы);
- принцип Курно (предлагается число решений, равное числу экспертов);
- принцип Парето (выбирается
решение, которое невыгодно
- принцип Эджворта (выбирается решение, выгодное каждой коалиции).
В основе количественных методов принятия решений лежит научно-технический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ) большого объема информации.
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
- линейное моделирование
(используются линейные
- динамическое программирование
(позволяет вводить
- вероятностные и статистические модели (реализуются в методах теории массового обслуживания);
- теории игр (моделирование
таких ситуаций, принятие решений
в которых должно учитывать
несовпадение интересов
- имитационные модели (позволяют
экспериментально проверить
Вопрос 43. Раскройте сущность делегирования полномочий и объясните его необходимость.
Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он (на время или постоянно) передает решение менее значительных проблем и необходимые для этого права конкретным подчиненным.
В итоге в рамках управленческой структуры происходит рациональное перераспределение функций отдельных субъектов, называемое на Западе делегированием организационных полномочий и ответственности.
Общий подход состоит в том, что делегировать нужно всегда, когда для этого есть возможность, максимальному количеству сотрудников, находящихся на самых низовых этажах управленческой структуры, там, где на практике реализуются принимаемые решения. Одному лицу может быть делегировано несколько постоянных и разовых задач, в том числе и по его выбору.
Предполагается, что руководитель предварительно определяет, с какой целью, кому и как полномочия передавать, какие выгоды для всех могут быть получены и какие препятствия возникнут.
Обычно делегируются следующие виды полномочий:
- решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают;
- осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировку первичных выводов, написание различных проектов), носящую в большинстве случаев рутинный характер, но тем не менее позволяющую продемонстрировать свои способности;
- присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.
В то же время не делегируется решение проблем, связанных с выработкой политики и стратегии особо важных и срочных предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска, общее руководство, рассмотрение конфиденциальных вопросов, поощрение и наказание сотрудников (только выработка для этого нормативов).