Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 10:36, контрольная работа
Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей:
1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению. 2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие. 3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи).
1)Сущность менеджмента:
Термин «менеджмент» (management) прочно вошел
в нашу жизнь, заменяя,
а иногда и отменяя привычное русское
слово «управление», когда речь идет о
руководстве
деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании).
Такая деятельность
в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям
с сотнями тысяч работников,
и отдельным лицам, например организаторам
концертов, продавцам в системе сетевой
торговли и т. п. В ее рамках определяются
направления и масштабы работы,
осуществляются ее планирование, контроль,
руководство людьми, их стимулирование
и проч.
Менеджмент — это руководство не подчиненными
и не институциональной
структурой (учреждением, коммерческой
или некоммерческой фирмой, их отдельным
подразделением), а делом.Но менеджмент
— это не просто хозяйственное управление,
а его особая разновидность,
возможная только в условиях рынка, —
управление предпринимательского
типа. Он предполагает обусловленность
действий руководителя не командами
«сверху», а складывающейся ситуацией,
право и обязанность проявлять инициативу,
принимать самостоятельные решения, нести
ответственность за их результаты.
Содержание менеджмента складывается
из следующих основных частей:
1. Целеполагание (миссия, цели, задачи).
В этой части рассматривается определение
смысла и главного направления деятельности
организации, установление конечных результатов
ее деятельности, а также путей, ведущих
к их достижению.
2. Организация (организационная структура
и организаторская работа). Рассматривается
построение организации, ее составные
части, их связи и взаимодействие.
3. Система управления (органы и объекты
управления). Рассматривается структура
органов власти, место и роль менеджера,
система движения командной информации
и информации состояния (обратной связи).
4. Деловые коммуникации. Рассматриваются
процессы передачи информации, делового
общения как внутри организации между
ее участниками, так и с внешним миром.
5. Функции менеджмента. Рассматриваются
основные задачи, решаемые менеджером
(что он должен делать).
6. Методы менеджмента. Рассматриваются
рычаги управления организацией, способы,
с помощью которых менеджер достигает
ее целей (как он это должен делать).
7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент).
Рассматриваются формы, методы и содержание
кадровой работы в организации.
8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются
происхождение и природа конфликтов в
организации и пути их устранения.
9. Стиль менеджера и имидж организации.
Рассматриваются соответствующие понятия,
роль стиля и имиджа в достижении организацией
своих целей, а также необходимые для этого
рекомендации.
10. Выработка и принятие управленческих
решений. Рассматриваются теория и практика
рационального выбора менеджером наилучшего
в данных условиях (оптимального) способа
действий.
11. Прогнозирование. Рассматриваются формы
и методы предвидения менеджером проблемной
ситуации и их использование для практической
деятельности.
12. Риск (риск-менеджмент). Рассматривается
происхождение риска менеджера. Обосновываются
способы рационального поведения в условиях
неопределенности ситуации и связанного
с этим неизбежного риска.
13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной
деятельности организации (финансовый
менеджмент). Рассматриваются основные
документы, описывающие финансовую деятельность
организации, анализируются показатели,
характеризующие ее финансово-хозяйственное
состояние.
14. Стратегический менеджмент. Рассматриваются
формы и методы выработки линии поведения
(политики) организации на длительную
перспективу.
15. Новации, инвестиции и организационное
развитие. Рассматриваются формы и методы
новаций и инвестиций, осуществляемых
организацией, а также пути совершенствования
ее организационной структуры и способов
2) В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения в условиях свойственного рынку риска и неопределенности ситуации должны быть обоснованными и вырабатываться на базе новейших методов оптимизации управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:
♦ наличие общих знаний в области управления предприятием;
♦ компетентность в вопросах технологии производства фирмы;
♦ владение навыками
не только администрирования, но и
предпринимательства,
умение владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять
ресурсы
фирмы в наиболее
выгодных сферах применения;
♦ принятие обоснованных и компетентных решений;
♦ наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;
♦ умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;
♦ умение предвидеть
тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер
государственного регулирования экономики
в своей стране и в других странах, на
рынках которых
фирма стремится усилить, либо удержать
свои
позиции;
♦ умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении;
♦ знание в совершенстве
своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения
конкретной поручаемой им работы;
♦ знание условий,
связывающих предприятие и работни
ков, и защита интересов обеих сторон на
справедливой основе;
♦ устранение неспособных
с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.
По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.
3) Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие
экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение
менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности.
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции: . возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
- создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
. усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
В настоящее время новых теорий менеджмента нет, но продолжается совершенствование уже существующих.
На каждом этапе развития
менеджмента формировались
I. Школа научного
управления.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
II. Классическая
школа управления.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
. четкое функциональное разделение труда;
. передача команд и распоряжений сверху вниз;
. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
В целом же для
классической школы
III. Школа
человеческих отношений и
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения. Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.