Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей:
1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению. 2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие. 3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

1)Сущность менеджмента:  
Термин «менеджмент» (management) прочно вошел в нашу жизнь, заменяя,  
а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве  
деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность  
в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников,  
и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой  
торговли и т. п. В ее рамках определяются направления и масштабы работы,  
осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование  
и проч.  
Менеджмент — это руководство не подчиненными и не институциональной  
структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельным  
подразделением), а делом.Но менеджмент — это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность,  
возможная только в условиях рынка, — управление предпринимательского  
типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами  
«сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу,  
принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.  
 
Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей:  
1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению.  
2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие.  
3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи).  
4. Деловые коммуникации. Рассматриваются процессы передачи информации, делового общения как внутри организации между ее участниками, так и с внешним миром.  
5. Функции менеджмента. Рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером (что он должен делать).  
6. Методы менеджмента. Рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает ее целей (как он это должен делать).  
7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент). Рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации.  
8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются происхождение и природа конфликтов в организации и пути их устранения.  
9. Стиль менеджера и имидж организации. Рассматриваются соответствующие понятия, роль стиля и имиджа в достижении организацией своих целей, а также необходимые для этого рекомендации.  
10. Выработка и принятие управленческих решений. Рассматриваются теория и практика рационального выбора менеджером наилучшего в данных условиях (оптимального) способа действий.  
11. Прогнозирование. Рассматриваются формы и методы предвидения менеджером проблемной ситуации и их использование для практической деятельности.  
12. Риск (риск-менеджмент). Рассматривается происхождение риска менеджера. Обосновываются способы рационального поведения в условиях неопределенности ситуации и связанного с этим неизбежного риска.  
13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент). Рассматриваются основные документы, описывающие финансовую деятельность организации, анализируются показатели, характеризующие ее финансово-хозяйственное состояние.  
14. Стратегический менеджмент. Рассматриваются формы и методы выработки линии поведения (политики) организации на длительную перспективу.  
15. Новации, инвестиции и организационное развитие. Рассматриваются формы и методы новаций и инвестиций, осуществляемых организацией, а также пути совершенствования ее организационной структуры и способов

2) В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения в условиях свойственного рынку риска и неопределенности ситуации должны быть обоснованными и вырабатываться на базе новейших методов оптимизации управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

♦  наличие общих знаний в области управления предприятием;

♦  компетентность в вопросах технологии производства фирмы;

♦  владение навыками не только администрирования, но и 
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, 
проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы 
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

♦  принятие обоснованных и компетентных решений;

♦  наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;

♦  умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;

♦  умение предвидеть тенденции развития хозяйственной 
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на 
рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои 
позиции;

♦  умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении;

♦  знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их 
способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

♦  знание условий, связывающих предприятие и работни 
ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

♦  устранение неспособных с целью удержания единства и 
правильности функционирования фирмы.

По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Рыночная экономика  вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

 

3)  Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия  и  связан с учением Ф.Тейлора после публикации  его  книги  "Принципы  научного  управления", в которой он впервые  рассмотрел  научные  подходы  и  принципы  построения системы управления. Используя систему  управления,  разработанную  Ф.Тейлором,   американские   фирмы    и    Америка    в    целом    наглядно  продемонстрировали  ее  практическую  значимость  и  влияние   на   развитие

экономики.  Однако   системный   анализ   предложенной   Ф.Тейлором   модели  управления  показал,  что  эта  система  Тейлора  пока  нашла   ограниченное   применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами,  фирмами  и  их руководителями.       

Второй этап развития менеджмента связан с новыми  подходами  в  развитии  учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально  новыми  подходами. Появится и апробируется на практике так  называемая  классическая  (административная) школа управления, родоначальниками которой стали  А.Файоль, П.Урвик,  Д.Муни,  П.Слоун. В частности,  А.Файоль  впервые  предложили  новую теорию менеджмента,  раскрывающую  его  функции,  принципы  и  необходимость  теоретического изучения.   

 Третий этап  развития  менеджмента  стал  называться  "неоклассическим",  нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений",  развитие  которой связано с именами ученых  А.Файоля,  Д.Муни,  П.Слоуна,  Э.Мейо.  На  этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.  

  Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960  гг.  В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая  направлена  на  развитие   теории   организации    менеджмента    на    основе    достижений  психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие  на  человека в системе управления.    

 Пятый этап развития управленческой мысли отличается от  всех  предыдущих  тем,  что  происходит   становление   современных   количественных   методов  обоснования управленческих решений под воздействием  широкого  использования  в  практике  экономико-математических  методов  и  электронно-вычислительной  техники.  Этот  процесс  успешно  развивается  по  настоящее   время.   Так,  Д.Макгрегор  впервые  обосновал  свою  теорию  и  доказал,   что   отношение

менеджера к своим подчиненным  существенно  влияет  на  их  поведение  и  на рабочий  климат  в  организации.  В  теории  "X"  -  утверждение  приоритета  контролирующего  менеджера,   в   теории   "У"   -   принцип   распределения  объективности.  

  Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг.  Учеными –  управленцами  вырабатываются  новые  подходы  в  развитии  теории  управления, смысл которых сводится к тому, что организация  –  это  открытая  система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации)  нужно  искать  во  внешней  среде.  Исходя  из  такого   посыла   просходили   установления   взаимосвязей между типами сред и различными  моделями  управления.      

Седьмой этап  относится к 80-м  гг.,  которые  ознаменовались  появлением  новых   подвидов   в   управлений,   неожиданным   для   многих    открытием   "организационной  структуры"  как  мощного  механизма  управления,  особенно  успешно использованного Японией и другими странами,  с  важнейшими  по  силе  воздействия управленческими методами.   

 Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м  гг.  На  этом  этапе  просматриваются три основные тенденции: . возврат к прошлому - осознание  значения  материальной,  технической  базы    современного производства;

- создание социальных  поведенческих элементов -  это  усиление  внимания  не  только к организационной культуре, но и к различным формам  демократизации   управления,  участие  рядовых  работников  в  прибылях,  в   осуществлении   управленческих функций в других сферах деятельности;

. усиление международного  характера  управления.  Переход  многих  стран  к   открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной   деятельности.

В настоящее время новых  теорий  менеджмента нет, но продолжается совершенствование уже существующих.        

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие  школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны  методы   и принципы их формирования.  Ограничимся только перечислением  школ и их методов управления, без детального изучения, оставляя больше возможностей  для их практического применения.

I. Школа научного  управления.                                                

Метод исследования Тейлора  заключался в расчленении процесса физического  труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд  распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью  Тейлора  было  создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся   на   основе  экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического  труда  и  его  организации.   

 Создавая  свою  систему,  Тейлор  не  ограничивался   только   вопросами   рационализации труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему  использованию    производственных     фондов     предприятия.     Требование   рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.    

 Функции  осуществления  взаимодействия   элементов   производства   были    возложены на плановое или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в  системе Тейлора отводилось центральное место.   

 Важным вкладом Тейлора  было признание того, что работа  по  управлению  –  это определенная специальность. Основной  задачей  предложенной  им  системы   Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.             

II. Классическая  школа управления.                                           

На  основе  разработок  Файоля  и  его   последователей   сформировалась  классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

. четкое функциональное  разделение труда;

. передача команд и  распоряжений сверху вниз;

. единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного  босса»);

. соблюдение «диапазона  контроля»  (осуществление  руководства  ограниченным   числом подчиненных).   

 Все вышеуказанные  принципы  построения  организации  справедливы  и  для  настоящего времени, несмотря на то,  что  достижения  НТП  наложили  на  них  определенный  отпечаток.   Так,   широкое   использование   в   практической  деятельности  электронно-вычислительной  техники   упростило   связи   между   органами (звеньями) управления в организации  за  счет  ускорения  обработки   информации.   

 В целом же для  классической школы менеджмента  характерно  игнорирование  человека  и  его  потребностей.  За  это  представители  школы  подвергаются  справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.        

III. Школа  человеческих отношений и школа  поведенческих наук.            

Одним из главных  отличий  школы  психологии  и  человеческих  отношений  является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.      Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений  является  профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.    

 Представители  школы  «человеческих  отношений»  рекомендовали   уделять   серьезное  внимание  изменению  неформальной   структуры   при   перестройке  формальной структуры организации. Формальный менеджер  должен  стремиться  к  тому, чтобы стать и неформальным лидером,  завоевав  «привязанности  людей».  Это – не простая задача, а «социальное искусство».   

 К недостаткам школы  психологии и человеческих  отношений  можно  отнести  игнорирование  вопросов   самоуправления   и   самоорганизации   рабочих   в  производстве, учеными был явно завышен  уровень  воздействия  на  рабочих  с   помощью социально-психологических методов.   

 Однако, несмотря на  критику, которой  подвергалась  школа  психологии  и  человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии  отражение  в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.   

 Большое место в  исследованиях ученых, примыкающих  к школе  психологии  и   человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в  организации.  К   числу  исследователей,  уделивших  этим  проблемам  значительное   внимание,   следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.   

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"