Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 05:54, контрольная работа
Наличие ревизионной комиссии является обязательным для акционерных обществ (статья 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ)). Согласно статье 103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) высший орган управления акционерным обществом - общее собрание акционеров избирает ревизионную комиссию (ревизора) для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.
1. Внутренний и внешний контроль за деятельностью общества: ревизионная комиссия и внешний аудитор, их права и порядок избрания (утверждения).
2. Основные элементы корпоративного управления.
Список использованной литературы
Изучая протоколы об избрании ревизионных комиссий, нередко приходится сталкиваться и с формальным подходом к формированию этих комиссий, когда в их состав избираются лица, не имеющие необходимого опыта бухгалтерской или контрольной работы, либо же занимающие должности в органах управления этого общества, что запрещено, в частности, пунктом 6 статьи 85 Закона N 208-ФЗ.
Между тем, согласно действующему законодательству функции ревизионной комиссии (ревизора) в акционерных обществах достаточно серьезны и значительны. Так, в соответствии со статьями 87 и 88 Закона N 208-ФЗ ревизионная комиссия (ревизор) акционерного общества ежегодно составляет заключение, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности
данных, отраженных в годовом
отчете общества общему
- информация о фактах
нарушения установленного
Отсутствие ревизионной комиссии, либо ее ограниченное функционирование не позволяет осуществлять должный контроль сохранности и наличия имущества компании, а также не позволяет стоять на защите интересов собственников компании.
В Российской Федерации внешний аудитор утверждается общим годовым собранием акционеров, а совет директоров компании определяет размер оплаты услуг внешнего аудитора (п.п. 10 п. 1 ст. 48, п. 10 ст. 65, п. 2 ст. 86 Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", с изменениями и дополнениями на 31.12.05 г.).
Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Целью внешнего аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", с изменениями и дополнениями на 2.02.06 г.).
Для российских компаний, котирующих свои акции на российских фондовых биржах, действуют нормы Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФСФР России от 15.12.04 г. N 04-1245/пз-н (в ред. от 12.01.06 г.): для прохождения листинга и включения ценных бумаг в котировальные списки фондовой биржи эмитент должен иметь годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и/или с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (US GAAP).
Для целей внешнего аудита используются международный стандарт аудита (далее - МСА) 210 "Условия аудиторских заданий" и разработанное на его основе федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 12, утвержденное постановлением Правительством Российской Федерации от 7.10.04 г. N 532.
Российское законодательство
пока не требует организации внешнего
аудита финансовой отчетности компаний
в соответствии с МСФО (US GAAP). Поэтому
в традиционной системе корпоративного
управления компаний, особенно не имеющих
международных листингов ценных
бумаг и корпоративных займов,
вопрос о назначении внешнего аудитора
для проведения соответствующего аудита
принимается советом
В такой ситуации совету директоров и исполнительному руководству компании есть смысл рассмотреть возможность назначения единого внешнего аудитора на аудит финансовой отчетности, подготовленной по российскому законодательству и по МСФО (US GAAP). Удобство объединения этих работ сократит время на координацию аудиторских проверок и позволит избежать разночтений в интерпретации разных элементов отчетности, включая учет по статьям, связанным с налоговыми платежами, активами и обязательствами.
Российские компании для выполнения такой задачи чаще всего привлекают международные аудиторские организации, стоимость работ которых гораздо выше стоимости работ российских аудиторских компаний. Для оптимизации стоимости данных услуг возможно использовать взаимодействие внутреннего и внешнего аудиторов, включающее изучение и оценку внешним аудитором эффективности системы внутреннего аудита компании (далее - СВА) при планировании аудита, а также привлечение внутренних аудиторов непосредственно к работе внешних аудиторов.
Для целей внешнего аудита применяются также МСА 610 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" и российское правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27.04.99 г., протокол N 3, которое действует до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Следует отметить, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (п. 1 ст. 5, п. 7 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).
Внешний аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь согласия в отношении условий проведения внешнего аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре об оказании аудиторских услуг.
Аудиторская организация
направляет клиенту письмо, содержащее
сформулированные задачи по проведению
внешнего аудита. В случае согласия
с предложенными условиями
На этапе планирования аудиторской проверки внешний аудитор должен составить общий план и программу проверки.
При разработке общего плана аудита внешнему аудитору необходимо принимать во внимание имеющиеся подразделения СВА компании и их возможное влияние на процедуры внешнего аудита.
В процессе подготовки программы
аудита внешний аудитор учитывает
свои оценки неотъемлемого риска
и риска средств контроля, а
также помощь, которую он предполагает
получить от компании, в частности
использование результатов
Внешний аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана внешнего аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками (ими являются и внутренние аудиторы), а также с членами совета директоров компании для повышения эффективности внешнего аудита. Внешний аудитор несет ответственность за правильность и полноту общего плана и программы внешнего аудита. При этом используются пп. 7, 9, 11 МСА 300 "Планирование" и разработанное на его основе федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", утвержденное постановлением Правительством Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 (в ред. от 16.04.05 г.).
Внешний аудитор должен сформировать мнение о деятельности СВА, необходимое для планирования предстоящей проверки. Для этого внешний аудитор составляет программу оценки деятельности СВА, а затем отражает в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутренних аудиторов, которая была протестирована, изучена и оценена.
Конечно, степень взаимодействия внешнего и внутреннего аудиторов зависит от позиции руководства организации, осуществляющей внешний аудит. Внешний аудитор не обязан вступать в прямой контакт с внутренним аудитором (обсуждение), ограничивая общение письменными запросами информации, необходимой для формирования мнения и оценки эффективности СВА компании. Если такая информация внешним аудитором не запрашивается, то это свидетельствует о принятии внешним аудитором решения вообще не оценивать работу СВА.
Следует отметить, что нарушение положений федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности внешним аудитором, выразившееся в игнорировании оценки СВА, а также выражение мнения об эффективности работы внутреннего аудитора и использования результатов внутреннего аудита для целей внешнего аудита, могут служить основанием для обращения аудируемой компании в уполномоченный федеральный орган (или профессиональное аудиторское объединение, в котором состоит внешний аудитор) для проведения проверки качества работ внешнего аудитора и принятия соответствующих мер (пп. 2, 4 ст. 14, п. 2 ст. 18, пп. 4, 5 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ). В качестве мер ответственности применяются приостановление или аннулирование аудиторской лицензии, исключение из профессионального объединения без права вступления в какое-либо другое.
Если же информация о работе
внутреннего аудита запрашивается,
но исполнительное руководство компании
отказывается ее предоставить, то такая
ситуация может классифицироваться
внешним аудитом как
Внешний аудитор обычно запрашивает информацию, подтверждающую следующее.
Организационный статус: положение
СВА в системе управления компании,
ее возможности и способность
соблюдать объективность и
Компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов; система найма, обучения и повышения квалификации внутренних аудиторов, степень понимания ими стоящих задач и проблем.
Профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы СВА; наличие и содержание соответствующих внутренних стандартов по аудиту, составлению рабочих программ и оформлению рабочей документации.
Функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет внутренний аудитор.
Уровень значимости: отношение к рекомендациям внутреннего аудитора со стороны исполнительного руководства и (или) собственников компании.
Информация для внешнего аудитора может предоставляться в виде копий документов внутреннего аудита (положение о внутреннем аудите, внутренние стандарты аудита) и/или в виде справок.
После предварительной оценки деятельности СВА на стадии планирования руководство организации, осуществляющей внешний аудит, должно решить, может ли быть использована работа внутренних аудиторов для целей внешнего аудита. В случае положительного решения эта организация определяет содержание, сроки и объем проверок практической работы СВА. Такие проверки могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитором, исследование других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы анализа по усмотрению внешнего аудитора.
Объем и стоимость работ по формированию оценки СВА на стадии планирования внешний аудитор учитывает в договоре об оказании аудиторских услуг (обычно в составе работ для выполнения процедур по оценке аудиторского риска). Дополнительная смета (стоимость дополнительных работ) представляется на рассмотрение комитету по аудиту и руководству компании. Разовое увеличение стоимости аудиторских услуг утверждает совет директоров (в очной или заочной форме). Порядок таких действий должен быть отражен в договоре об оказании аудиторских услуг.
2. Основные элементы корпоративного управления.
К основным элементам системы корпоративного управления можно отнести такие элементы управления как: стратегия корпоративного управления; организационная структура, обеспечивающая корпоративное управление; системы и процессы корпоративного управления; корпоративный стиль управления; сумма корпоративных навыков персонала, состав персонала и совместно разделяемые корпоративные ценности (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Элементы корпоративного управления.
При этом стратегия корпоративного управления характеризуется как курс на реализацию принципов корпоративного управления для достижения корпоративных целей.