Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа
Переход отечественной экономики на систему рыночных отношений, как показала практика последних пятнадцати лет, оказался чрезвычайно сложным и болезненным. Страна буквально впала в разруху — остановились предприятия и транспорт, развилась чудовищная инфляция, из-за чего денежные отношения стали вытесняться натуральными, практически не работала банковская система, люди годами не получали зарплату, законность и правопорядок отошли на второй план — в стране тон задавал криминалитет, средства массовой информации играли провоцирующую роль, заваливая население противоречивой и недостоверной информацией.
Вопрос 1. Состояние управления современной российской макро- и микроэкономикой.
Переход отечественной экономики на систему рыночных отношений, как показала практика последних пятнадцати лет, оказался чрезвычайно сложным и болезненным. Страна буквально впала в разруху — остановились предприятия и транспорт, развилась чудовищная инфляция, из-за чего денежные отношения стали вытесняться натуральными, практически не работала банковская система, люди годами не получали зарплату, законность и правопорядок отошли на второй план — в стране тон задавал криминалитет, средства массовой информации играли провоцирующую роль, заваливая население противоречивой и недостоверной информацией.
Сейчас, по прошествии нескольких лет относительно спокойного и динамичного развития страны, можно сделать ретроспективную оценку тому, что произошло в России в 1990-х годах. Главный вывод из этой оценки — страна была на протяжении восьми лет неуправляемой. Причём кризис охватил буквально всё.
При этом из-за
В результате всё большее число людей в России стало понимать, что основные проблемы кроются не в суровом климате страны, не в отсутствии каких-либо ресурсов, не в негативных особенностях населения, а в отсутствии системы способной всё свести вместе и заставить продуктивно работать. Таким образом, самым актуальным стал вопрос об эффективном управлении страной, регионами, отраслями, предприятиями, социальной сферой, различными группами людей и отдельными гражданами, причём управлении на современном уровне.
2 Необходимость
Никогда за всю историю
человечества народное
Вопрос 2. Диверсификация менеджмента: типология и выбор альтернатив эффективного управления.
диверсификация менеджмент управленческий
Менеджмент - сложное многомерное
явление, имеющее множество
Типология (диверсификация) менеджмента
помогает в решении многих проблем
практического использования
Именно в типологии управления
находят свое проявление приоритеты
и ориентиры, цели и принципы управления,
различные его организационные
формы. Типология - это упорядоченное
и систематизированное
Чем большее разнообразие типов управления видит менеджер, тем больший у него выбор систем и механизмов управления, тем больше вероятность найти вариант эффективного управления.
Диверсификация менеджмента - это
объективная тенденция его
Типологический анализ - это методология системного подходе к управлению.
Существует два варианта типологического анализа менеджмента. Первый отражает дуалистический подход к выделению типов управления. Это типы, выделенные по двум характеристикам, представляющим собой две противоположности, и не исключающие одна другую, а требующие сочетания их в конкретных условиях управления. К таким типам относятся интра- и инфраменеджмент, стратегический и тактический менеджмент, формальное и неформальное управление, методология в организация управления, стабильное и неустойчивое управление, централизованное и децентрализованное управление, традиционное и инновационное управление, профессиональное и непрофессиональное управление и т. д. Но такой дуалистический подход к типологии управления, хоть и имеет определенное значение в понимании характеристик управления, все-таки является ограниченным представлением об управлении.
Практической потребностью построения типологии управления является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше ориентироваться в этом разнообразии, а следовательно, и более обоснованно выбирать необходимые типы.
Представим типологию
средства управления:
командно-административное
Главным фактором
управленческой деятельности является
административное указание, или команда,
выполнение которой жестко контролируется
и система ответственности
экономическое
Характеризуется приоритетом экономических
средств воздействия над
В реальной практике такое управление очень часто оказывается не ориентированным на учет социальных и психологических моментов.
социально-экономическое
Такое управление не отрицает
использования экономических
технократическое
Решающим фактором развития производства, а следовательно, и управления является техника и технология производства. Это управление, в котором господствует технократическое мышление, в котором и человек воспринимается не более чем элемент большой технической системы.
роль рынка в осуществлении управления
планово-директивное
План играет решающую роль. Главное внимание и главные усилия отдаются разработке плана, далее план возводится в ранг закона. В современной динамике развития такое управление оказывается малоэффективным.
маркетинг
Управление, ориентированное на рынок, опирающееся на рыночные механизмы экономической жизни.
целевое
Это тип, который удачно дополняет маркетинговое управление практической идеей целевого управления, определением и предвидением рыночных тенденций, учетом возможного и вероятного будущего в принятии решений, осуществлением, там где это возможно, целенаправленного влияния на рыночные процессы в соответствии с принятой стратегией. Здесь используются политика ценообразования, реклама, деятельность «паблик рилейшенс» и многие другие средства.
проблемно-ориентированное
Характеризуется ориентацией на решение проблем, возникающих в процесс функционирования фирмы. При этом типе управления проблема является главным исходным фактором в разработке и принятии управленческих решений.
недостатком является некоторая стихийность, которая возникает при оценке проблем.
степень организационной жесткости управления
регламентное
Управление, в организации которого лежит идея обеспечить согласованность при помощи тщательно выверенных и хорошо разработанных регламентов. Регламент - это организационное положение, пределы жестко пред писывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления.
нормативное
Управление строится преимущественно
на нормативах, которые представляют
собой организационные
социально-регулируемое
Главной опорой в организации управления являются не формально организационные положения, а социально-психологические связи в коллективе, отражающие взаимопонимание и взаимоподдержку, взаимоуважение и доброжелательность, понимание миссии фирмы, патриотическое отношение к ней.
распорядительное
Максимально гибкое управление, оперативно
реагирующее на все возникающие
проблемы, не сортирующее эти проблемы
по установленному функциональному
распределению обязанностей, статусу
звеньев. Вся работа аппарата управления
ориентирована на текущие распоряжения,
решение возникающих проблем. Такое
управление приемлемо при хорошей
социально-психологической
Распределение полномочий
высокоцентрализованное
Характеризуется нарастающей концентрацией полномочий к верхним уровням иерархии системы управления. В той же степени снижаются к нижним уровням иерархии управления возможности инициативы и творчества, оперативного реагирования на изменения ситуации.
децентрализованное
Управление, имеющее предельно низкую степень централизации, такое распределение полномочий в системе управления, при котором решающим уровнем является нижестоящий уровень иерархии.
гибкое
Альтернативное распределение полномочий по уровням системы управления, делегирование полномочий, включение в систему управления вариантов передачи полномочий с одного уровня на другой в определенных обстоятельствах работы.
ситуационное
Полномочия на принятие решений распределены в зависимости от возможных ситуаций.
Личностный фактор в управлении и роль менеджера
автократическое
Характеризуется
концентрацией власти или полномочий
в руках одного человека, это не
просто высокоцентрализованное управление,
а соединение полномочий в одном
лице. Этот тип управления не может
иметь устойчивого и
коллегиальное
Коллегиальное принятие ключевых управленческих
решений, предоставление решающих полномочий
только коллегии, которая состоит
чаще всего из профессионалов и ответственных
работников различных уровней системы
управления. Этот тип в наибольшей
степени соответствует
корпоративное
Управление на корпоративной основе.
Это значит, необходимо учитывать
комплекс принципов, в соответствии
с которыми принимаются управленческие
решения, объединяющие персонал, принципы,
предусматривающие широкое
либеральное
Это управление, при котором руководитель как бы вообще растворяется в коллективе, он реализует свои полномочия в минимальном объеме, его влияние незначительно. Чаще всего управление слабо структурированное по функциям и полномочиям, это управление, построенное на взаимодействии индивидуальных интересов.
Приоритеты в организации
функционально-производственное
В основе его построения лежит организация производства, функции производства играют решающую роль. Вся проблематика и все внимание сосредоточены на внутрипроизводственных процессах.
управление результатом
Результат производства рассматривается как материализация деятельности в изготовленном продукте. Все приоритеты управления концентрируются вокруг изготавливаемого продукта.
стратегическое
Все процессы управления осуществления
согласуются с разработанной
и принятой стратегией развития фирмы,
стратегией ее поведения на рынке, ее
общественного имиджа и миссии, достижения
ею в будущем определенного
программно-целевое
Обеспечению стратегического управления служит программа, ориентированная на достижение определенных стратегических целей и все приоритеты управления укладываются в эту программу.
Мотивация
административный менеджмент
Характеризуется минимальным объемом
мотивационной деятельности менеджера
и его аппарата или мотивацией
преимущественно
мотивационный менеджмент с ограниченной областью мотивации
Мотивация осуществляется по ограниченному составу мотивов, который устанавливается опытным путем и ограничивается конкретными ситуациями.
мотивационный менеджмент системной мотивации
Опирается уже на систему мотивов,
взаимосвязанных и связанных
с другими факторами