Контрольная работа по "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Переход отечественной экономики на систему рыночных отношений, как показала практика последних пятнадцати лет, оказался чрезвычайно сложным и болезненным. Страна буквально впала в разруху — остановились предприятия и транспорт, развилась чудовищная инфляция, из-за чего денежные отношения стали вытесняться натуральными, практически не работала банковская система, люди годами не получали зарплату, законность и правопорядок отошли на второй план — в стране тон задавал криминалитет, средства массовой информации играли провоцирующую роль, заваливая население противоречивой и недостоверной информацией.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 23.27 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Состояние управления современной российской макро- и микроэкономикой.

 

Переход отечественной экономики  на систему рыночных отношений, как  показала практика последних пятнадцати лет, оказался чрезвычайно сложным  и болезненным. Страна буквально впала в разруху — остановились предприятия и транспорт, развилась чудовищная инфляция, из-за чего денежные отношения стали вытесняться натуральными, практически не работала банковская система, люди годами не получали зарплату, законность и правопорядок отошли на второй план — в стране тон задавал криминалитет, средства массовой информации играли провоцирующую роль, заваливая население противоречивой и недостоверной информацией.

 Сейчас, по прошествии нескольких лет относительно спокойного и динамичного развития страны, можно сделать ретроспективную оценку тому, что произошло в России в 1990-х годах. Главный вывод из этой оценки — страна была на протяжении восьми лет неуправляемой. Причём кризис охватил буквально всё.

 При этом из-за несовершенства  законодательства среди чиновников  бурно расцвела коррупция. В  итоге внутренний валовой продукт  страны в середине 1990-х годов  сократился на 40-50 % от дореформенного. Предприятия сырьевой направленности нефть, газ, уголь, лес, металлопрокат сократили своё производство на 20-30 %, а предприятия, выпускающие товары народного потребления одежда, обувь, бытовая техника и т.п., практически прекратили своё существование — всё замещалось импортом. Причём по продуктам питания ситуация приняла характер национальной катастрофы — страна попала в зависимость от иностранных поставщиков на 60-80 %.

 

В результате всё большее число  людей в России стало понимать, что основные проблемы кроются не в суровом климате страны, не в  отсутствии каких-либо ресурсов, не в  негативных особенностях населения, а  в отсутствии системы способной  всё свести вместе и заставить  продуктивно работать. Таким образом, самым актуальным стал вопрос об эффективном  управлении страной, регионами, отраслями, предприятиями, социальной сферой, различными группами людей и отдельными гражданами, причём управлении на современном уровне.

 

2 Необходимость совершенствования  организации управления в России.

 Никогда за всю историю  человечества народное хозяйство  ни одной страны в мирное  время не подвергалось такому  тотальному развалу и разграблению, как достояние России за последнее  десятилетие ХХ века. Основная  причина экономического кризиса  — развал системы управления. Отсутствует научно-обоснованная  программа развития общества. Крайне  низок уровень культуры управления  во всех сферах общественной  жизни. Слабая адаптация организационных  структур управления к изменениям  внешних условий. Распространение  корыстного, алчного подхода к управлению. Единственный путь оздоровления российской экономики — совершенствование систем управления всех уровней, внедрение ранее не применявшихся экономических стимулов и социально-психологических методов. Россия все еще сохраняет огромный ресурсный и интеллектуальный потенциал. Необходимо только создать условия для его разумного использования. Политический кризис может быть преодолен, если будет понята азбучная истина теории управления — власть и ответственность неотделимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Диверсификация менеджмента: типология и выбор альтернатив эффективного управления.

 

диверсификация менеджмент управленческий

 

Менеджмент - сложное многомерное  явление, имеющее множество составляющих, их свойств и сторон. В первую очередь, это специфическая человеческая деятельность, высоко ответственная, требующая  глубоких разнообразных знаний, практики и жизненного опыта. Целенаправленность менеджмента определяется тем, что  он ориентируется на получение прибыли  как стержневой задачи.

 

Типология (диверсификация) менеджмента  помогает в решении многих проблем  практического использования знаний, потому что она показывает, что  разнообразие условий, в которых  осуществляется управление, требует  не просто построения одного какого-либо варианта менеджмента, а выбора варианта по определенным правилам типологического  анализа и - далее корректировки  этого варианта по дополнительным критериям  конкретных обстоятельств.

 

Именно в типологии управления находят свое проявление приоритеты и ориентиры, цели и принципы управления, различные его организационные  формы. Типология - это упорядоченное  и систематизированное представление  о менеджменте. Типология помогает глубже представить основные черты  того управления, который мы назвали  менеджментом.

 

Чем большее разнообразие типов  управления видит менеджер, тем больший  у него выбор систем и механизмов управления, тем больше вероятность  найти вариант эффективного управления.

 

Диверсификация менеджмента - это  объективная тенденция его развития. Она повышает устойчивость и эффективность  управления, способствуя лучшему  использованию ресурсов, повышая  адаптивность системы управления, ее гибкость. Диверсификация проявляется  в потребностях типологического  выбора вариантов управления и в  комбинации этих вариантов по потребностям диверсифицированных объектов управления.

 

Типологический анализ - это методология  системного подходе к управлению.

 

Существует два варианта типологического  анализа менеджмента. Первый отражает дуалистический подход к выделению  типов управления. Это типы, выделенные по двум характеристикам, представляющим собой две противоположности, и  не исключающие одна другую, а требующие  сочетания их в конкретных условиях управления. К таким типам относятся  интра- и инфраменеджмент, стратегический и тактический менеджмент, формальное и неформальное управление, методология в организация управления, стабильное и неустойчивое управление, централизованное и децентрализованное управление, традиционное и инновационное управление, профессиональное и непрофессиональное управление и т. д. Но такой дуалистический подход к типологии управления, хоть и имеет определенное значение в понимании характеристик управления, все-таки является ограниченным представлением об управлении.

 

Практической потребностью построения типологии управления является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она  позволит лучше ориентироваться  в этом разнообразии, а следовательно, и более обоснованно выбирать необходимые типы.

 

 

 

Представим типологию управления (в зависимости от критериев)

средства управления: 

 

командно-административное 

Главным фактором управленческой деятельности является административное указание, или команда, выполнение которой жестко контролируется и система ответственности соответствует  потребностям так ого контроля. 

 

экономическое

Характеризуется приоритетом экономических  средств воздействия над другими  средствами, в том числе и административными.

 

В реальной практике такое управление очень часто оказывается не ориентированным  на учет социальных и психологических  моментов.

 

социально-экономическое

 Такое управление не отрицает  использования экономических средств  воздействия, но предполагает  их сочетание с другими средствами. Это управление, в центре которого  человек, его интересы, ценности. 

 

технократическое

Решающим фактором развития производства, а следовательно, и управления является техника и технология производства. Это управление, в котором господствует технократическое мышление, в котором и человек воспринимается не более чем элемент большой технической системы. 

 

 

роль рынка в осуществлении  управления 

планово-директивное 

План играет решающую роль. Главное  внимание и главные усилия отдаются разработке плана, далее план возводится в ранг закона. В современной динамике развития такое управление оказывается  малоэффективным. 

маркетинг

Управление, ориентированное на рынок, опирающееся на рыночные механизмы  экономической жизни.

целевое 

Это тип, который удачно дополняет  маркетинговое управление практической идеей целевого управления, определением и предвидением рыночных тенденций, учетом возможного и вероятного будущего в принятии решений, осуществлением, там где это возможно, целенаправленного влияния на рыночные процессы в соответствии с принятой стратегией. Здесь используются политика ценообразования, реклама, деятельность «паблик рилейшенс» и многие другие средства. 

проблемно-ориентированное

Характеризуется ориентацией на решение  проблем, возникающих в процесс  функционирования фирмы. При этом типе управления проблема является главным  исходным фактором в разработке и  принятии управленческих решений.

 

недостатком является некоторая стихийность, которая возникает при оценке проблем. 

 

 

 

 

степень организационной  жесткости управления 

регламентное 

Управление, в организации которого лежит идея обеспечить согласованность  при помощи тщательно выверенных и хорошо разработанных регламентов. Регламент - это организационное  положение, пределы жестко пред писывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления.

 

нормативное

Управление строится преимущественно  на нормативах, которые представляют собой организационные положения, неоднозначно предписывающие действия и требования к ним, посредством  установления диапазона деятельности, средней величины ее организационной  оценки или посредством дифференциации действий по факторам действительности или условиям управления. 

 

социально-регулируемое

Главной опорой в организации управления являются не формально организационные  положения, а социально-психологические  связи в коллективе, отражающие взаимопонимание  и взаимоподдержку, взаимоуважение и доброжелательность, понимание миссии фирмы, патриотическое отношение к ней.  

 

распорядительное 

Максимально гибкое управление, оперативно реагирующее на все возникающие  проблемы, не сортирующее эти проблемы по установленному функциональному  распределению обязанностей, статусу  звеньев. Вся работа аппарата управления ориентирована на текущие распоряжения, решение возникающих проблем. Такое  управление приемлемо при хорошей  социально-психологической атмосфере  и небольших масштабах фирмы.

 

 

Распределение полномочий 

 

высокоцентрализованное 

Характеризуется нарастающей концентрацией  полномочий к верхним уровням  иерархии системы управления. В той  же степени снижаются к нижним уровням иерархии управления возможности  инициативы и творчества, оперативного реагирования на изменения ситуации. 

 

децентрализованное 

Управление, имеющее предельно  низкую степень централизации, такое  распределение полномочий в системе  управления, при котором решающим уровнем является нижестоящий уровень  иерархии. 

 

гибкое 

Альтернативное распределение  полномочий по уровням системы управления, делегирование полномочий, включение  в систему управления вариантов  передачи полномочий с одного уровня на другой в определенных обстоятельствах  работы. 

 

ситуационное

Полномочия на принятие решений  распределены в зависимости от возможных  ситуаций. 

 

 

 

 

Личностный фактор в  управлении и роль менеджера 

автократическое 

 

Характеризуется концентрацией власти или полномочий в руках одного человека, это не просто высокоцентрализованное управление, а соединение полномочий в одном  лице. Этот тип управления не может  иметь устойчивого и значительного  эффекта 

коллегиальное

Коллегиальное принятие ключевых управленческих решений, предоставление решающих полномочий только коллегии, которая состоит  чаще всего из профессионалов и ответственных  работников различных уровней системы  управления. Этот тип в наибольшей степени соответствует пониманию  профессионализма управления.

корпоративное

Управление на корпоративной основе. Это значит, необходимо учитывать  комплекс принципов, в соответствии с которыми принимаются управленческие решения, объединяющие персонал, принципы, предусматривающие широкое участие  персонала в разработке и, главное, в принятии управленческих решений. Такое управление рождает корпоративный  дух и корпоративную культуру. 

либеральное

Это управление, при котором руководитель как бы вообще растворяется в коллективе, он реализует свои полномочия в минимальном  объеме, его влияние незначительно. Чаще всего управление слабо структурированное по функциям и полномочиям, это управление, построенное на взаимодействии индивидуальных интересов. 

 

 

 

 

Приоритеты в организации 

функционально-производственное 

В основе его построения лежит организация  производства, функции производства играют решающую роль. Вся проблематика и все внимание сосредоточены  на внутрипроизводственных процессах. 

управление результатом

Результат производства рассматривается  как материализация деятельности в  изготовленном продукте. Все приоритеты управления концентрируются вокруг изготавливаемого продукта. 

стратегическое 

Все процессы управления осуществления  согласуются с разработанной  и принятой стратегией развития фирмы, стратегией ее поведения на рынке, ее общественного имиджа и миссии, достижения ею в будущем определенного положения, позиций. 

программно-целевое 

Обеспечению стратегического управления служит программа, ориентированная  на достижение определенных стратегических целей и все приоритеты управления укладываются в эту программу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация 

административный менеджмент 

Характеризуется минимальным объемом  мотивационной деятельности менеджера  и его аппарата или мотивацией преимущественно административно-организационного характера.

 

мотивационный менеджмент с ограниченной областью мотивации

Мотивация осуществляется по ограниченному  составу мотивов, который устанавливается  опытным путем и ограничивается конкретными ситуациями.

 

мотивационный менеджмент системной мотивации 

Опирается уже на систему мотивов, взаимосвязанных и связанных  с другими факторами деятельности человека, такими, как установки, привычки, ценности и т. д. 

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджмент"