Контрольная работа по "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность контрольной работы на тему «История менеджмента. Сравнительный анализ основных школ менеджмента» определяется тем, что управление как деятельность по целенаправленному объединению действий людей существует с незапамятных времён. Исторически менялись формы, методы и содержание этой деятельности, но при этом всегда сохранялись в том или ином виде её основные составляющие. Нужно было заниматься целеполаганием, определением того, на достижение какого результата направлять усилия людей, нужно было координировать действия людей, распределять между ними отдельные виды деятельности и объединять эти действия таким образом, чтобы достигались поставленные цели. Различные идеи управления были рассмотрены разными школами менеджмента. Исторически каждая школа рассматривала определённый аспект организации труда, что расширяло понимание управления.

Оглавление

1.Управление до 1900 года
2.Научное управление.
3.Классическая школа в управлении.
4.Школа человеческих отношений.
5.Поведенческие науки.
6.Наука управления или количественный подход.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 37.71 Кб (Скачать)

Содержание:

1.Управление до 1900 года

2.Научное  управление.

3.Классическая  школа в управлении.

4.Школа  человеческих отношений. 

5.Поведенческие  науки. 

6.Наука  управления или количественный  подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  контрольной работы на тему «История менеджмента. Сравнительный анализ основных школ менеджмента» определяется тем, что управление как деятельность по целенаправленному объединению действий людей существует с незапамятных времён. Исторически менялись формы, методы и содержание этой деятельности, но при этом всегда сохранялись в том или ином виде её основные составляющие. Нужно было заниматься целеполаганием, определением того, на достижение какого результата направлять усилия людей, нужно было координировать действия людей, распределять между ними отдельные виды деятельности и объединять эти действия таким образом, чтобы достигались поставленные цели. Различные идеи управления были рассмотрены разными школами менеджмента. Исторически каждая школа рассматривала определённый аспект организации труда, что расширяло понимание управления.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру.

Менеджмент  развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную  отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента  оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как  Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный  менеджмент. Каждая из школ, является как  бы нитью в канате управления, который  приобретает наивысшую прочность  тогда, когда все нити будут переплетены  в одну. Следует отметить, что  элементы всех этих школ находят широкое  применение в рамках одной организации  и по настоящее время. Современное  управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все  лучшие идеи и достижения различных  школ.

Объект данной контрольной работы являются - основные школы менеджмента, а именно: школа научного управления, административная (классическая), школа человеческих отношений и количественная (управленческая).

История менеджмента до ХХ века

Самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению с разных точек зрения, феномен  менеджмента, или управления, был  признан только в XX веке.

Однако как  совокупность приемов координации  и мотивации целенаправленных действий, он зародился чрезвычайно давно, как только труд перестал быть индивидуальным. При этом каждый раз выделение  все новых и новых видов  деятельности, их обособление в результате разделения общественного труда  обозначало очередную хронологическую  ступень.

Хронология  управленческих нововведений

Шведский  консультант Бенгт Карлоф (Bengt Karlof) составил исчерпывающую хронологию развития менеджмента за последние 7000 лет .

В подготовленной им таблице отмечено около 50-ти принципиальных нововведений в истории управления, которую он с введения древними шумерами письменности и с начала фиксации количества товарно-сырьевых ресурсов. А древнеегипетские жрецы, согласно видению Бенгт-Карлофа первыми осознали необходимость планирования, организации и контроля. Более того, управление крупными строительными проектами породило выделение штабных функций и использование письменных документов для коммуникации.

  Управленческие революции 

 

Однако первая управленческая революция отмечена только через 3000 лет после древних  шумеров, при правлении вавилонского царя Хаммурапи. Именно при нем произошло  отделение функции управления государством от церковной власти, появились первые профессиональные бюрократы. Был выработан  так называемый свод законов Хаммурапи  – первая формальная система администрирования. При Навуходоносоре II, то есть еще  через 12 веков, выделилась группа людей, профессионально занимающаяся управлением  в сферах производства и строительства  – появились менеджеры! Собственно, это обстоятельство можно считать  началом второй революции в менеджменте.

Навуходоносор вводит контроль качества на производстве (цветные ярлыки для определения  сроков поступления и хранения пряжи) и стимулирование труда через  зарплату. А несколько раньше необходимость  организации, планирования, руководства  и контроля признали древние китайцы. Если обратиться к персоналиям, то по таблице Бенгт-Карлофа формулировку принципа универсальности менеджмента первым сделал Сократ, а принципа специализации – Платон. Менеджмент как особый вид искусства выделил Ксенофонт. Персидский царь Кир признавал необходимость контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов, а римлянин Варрон предложил использовать в управленческом деле рабочие спецификации.

Но по третьей  управленческой революцией правомерно понимать произошедшее уже в недалекие  от нас времена – в XVIII-XIX вв, отделение управления от собственности. Это позволило выделить менеджмент в самостоятельный управленческий кластер, позиционирующий от собственности и собственников, и завоевавший право на принятие принципиально самостоятельных решений, что позволило сделать колоссальный скачок в результативности. Если до этого те или иные новации, двигавшие менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными .

Управление  как наука 

Началом научного изучения менеджмента историки чаще всего называют «Государство» Платона, хотя, как уже отмечалось, еще  Сократ сформулировал принцип универсальности  управления, а его ученик Ксенофонт признал управление (домоводство) в качестве особого вида искусства и до Платона описал специализацию труда как условие увеличения потребительной стоимости. Каждый в свое время теорией управления обществом занимались Аристотель, Аль-Фараби, Фома Аквинский, Маккиавели, Гоббс, Дидро, Руссо, Локк, Конт и многие другие [1].

Однако понятие  «наука управления» чаще всего отождествляют  с понятием «научный менеджмент»  и связывают с работами Анри Файоля и Фредерика Тейлора.

Современную модель формирования научного знания схематически можно изобразить следующим  образом:

эксперимент – гипотеза – эксперимент по верификации гипотезы – теория – проверка границ применимости теории – парадокс – интуиция, озарение, просветление – выдвижение новых гипотез – снова эксперимент – построение более общей теории, и т.д. Специфика научного менеджмента состоит в том, что возможность экспериментировать на живом бизнесе сильно ограничена. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «наука управления» как область знаний стала оформляться только со становлением современных экономики, социологии, психологии на рубеже XIX–XX веков. Параллельно складывались прикладные области менеджмента – такие, как управление финансами, маркетинг, управление человеческими ресурсами .

 По мере  накопления и практического закрепления  знаний происходило формирование  принципов эффективного руководства.  В условиях современного индустриального  роста впервые эти принципы  были сформулированы классиками  теории управления: А.Файолем, Ф.Тейлором, Г.Эмерсоном. Все большее количество достижений как в фундаментальных, так и в прикладных сферах человеческой деятельности происходит сегодня на междисциплинарном уровне, и количество таких взаимодействий неуклонно растет. В то же время до сих пор в части эффективного взаимодействия между академической наукой и практикой управления существует значительный разрыв. И пока нет достаточных оснований говорить, что данный разрыв имеет тенденцию к сокращению .

Школа научного управления

Возникновение современной науки управления относится  к началу XX в. и связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод  исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию  американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством. Котлер Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.: Учебное пособие. - М.: Русская редакция, 2007. - 424с.

Термин «научное управление» впервые был предложен  в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении  процесса физического труда и  его организации на составные  части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем  анализе этих частей. Целью Тейлора  было создание системы научной организации  труда, базирующейся на основе экспериментальных  данных и анализе процессов физического  труда и его организации.

Математика, статистика, инженерные науки и связанные  с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние  можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе  работы. Но до второй мировой войны  количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

Исследование  операций и моделей. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к  операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают  модель ситуации. Модель - это форма  представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание  сложностей реальности. Модели, разработанные  в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число  переменных до управляемого количества. Менеджмент: Учебник /Под ред. М.Л.Разу. - М.: КНОРУС, 2008. - 472с.

После создания модели, переменные задаются количественными  значениями. Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и  описательного анализа моделями, символами и количественными  значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов  в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ  позволил исследователям операций конструировать

математические  модели возрастающей сложности, которые  наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.

Влияние количественного  подхода. Влияние науки управления или количественного подхода  было значительно меньше, чем влияние  поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число  руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с  проблемами, которые являются предметом  исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей  было образования достаточно для  понимания и применения сложных  количественных методов. В настоящее  время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с  применение ЭВМ.

Создавая  свою систему, Тейлор не ограничивался  только вопросами рационализации труда  рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления  взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное  бюро предприятия, которому в системе  Тейлора отводилось центральное  место.

Важным вкладом  Тейлора было признание того, что  работа по управлению - это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение  интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора Котлер Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.: Учебное пособие. - М.: Русская редакция, 2007. - 424с. составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджмент"