Любой риск количественно
можно характеризовать двумя
способами:
1) Вероятностью нежелательного
исхода (события).
Определяется экспертно,
путем обработки данных коллективной,
сторонней экспертизы, автоэкспертизы.
Вероятности рисков, накладывающихся
друг на друга, перемножаются. Это типично
для рисков, относящихся к событиям (работам),
следующим друг за другом по времени либо
по логике построения любого коммерческого
(в том числе инвестиционного, инновационного)
проекта и его бизнес-плана.
2) Ценой риска.
Под ценой риска обычно понимается стоимость
потерь (в том числе упущенной выгоды),
соответствующая вероятности нежелательного
исхода (события), с которым связывается
данный вид риска.
ЦП = П – П*, где
П – планируемая прибыль, П*
- прибыль с учетом риска
П = Ц – С',
П* = (Ц–С')×(1–Р) –С'×r× Р,
где Ц — выставленная цена товара;
С' — себестоимость штуки произведенного
товара;
r — рыночная ставка ссудного
процента;
Р — вероятность непродажи товара
по выставленной цене.
Алгоритм управления проектными рисками
- Обеспечить резерв времени
- Получить информацию о факторах риска
- Оценить и измерить риск
- Поставить под контроль источники риска
- Застраховать риск
Процессы
управления рисками
- Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.
- Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
- Качественная оценка рисков – качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
- Количественная оценка – количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.
- Планирование реагирования на риски – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
- Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.
Бывают:
- Технические риски инновационного проекта.
- Коммерческие риски инновационного проекта.
Коммерческие риски
инновационного проекта:
- Риски неправильного выбора экономических целей инновационного проекта.
- Риски не обеспечения инновационного проекта финансированием.
- Риски не выдерживания сроков проекта.
- Маркетинговые риски капитальных закупок и текущего снабжения по проекту.
- Маркетинговые риски сбыта по инновационному проекту.
- Риски взаимодействия с контрагентами и партнерами.
- Риски непредвиденных расходов и превышения сметы проекта.
- Риски, связанные с обеспечением прав собственности по инновационному проекту.
- Риски непредвиденной конкуренции.
- Риск конфликтов с законодательством и общественностью.
- Риски конфликтов с интересами поддержания текущей деятельности фирмы и других ее проектов.
Источники информации
о рисках:
- Организационная схема и схема принятия решений в изучаемой фирме;
- Схемы денежных, ресурсных и информационных потоков;
- Опросы, опросные листы;
- Статистика;
- Документация;
- Описание произошедших проблем (аварий);
- Инспекции и экспертизы.
План управления рисками:
- Методология управления риском
- Роли и ответственности в управлении рисками
- Бюджет управления рисками
- Временные рамки
- Категории риска
- Форматы отчетности
- Способы и метрики отслеживания
Список литературы
- Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Казанцева А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. – М.: Экономика, 2010.
- Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент. 2009.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер.2008.
- Инновационный менеджмент / Под ред. Горфинкеля В.Я., Чернышева Б.Н. – М.: Вузовский учебник. 2009.