Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:18, доклад
Контроль в менеджменте рассматривается в трех аспектах: контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций; контроль как принцип управления; контроль как завершающий процесс процедуры принятия управленческих решений.
Контроль в менеджменте рассматривается в трех аспектах: контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций; контроль как принцип управления; контроль как завершающий процесс процедуры принятия управленческих решений.
Хозяйственная практика свидетельствует от том, что нередко и качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля. Руководитель вынужден реагировать на ситуацию по получении тревожного сигнала, когда судьба решения уже находится в критической точке. Проблема может оцениваться по критериям, не отражающим действительное состояние дел (например, в строительстве в качестве критерия используется показатель- освоение средств, вместо количества и качества выполненной работы). Причинами отклонений в реализации решений могут быть безответственное отношение исполнителей, появление новых обстоятельств, которые невозможно было учесть на стадии разработки решения, но необходимо на завершающем этапе его реализации.
Контроль — это процесс измерения фактических значений показателей эффективности, используемых для оценивания альтернатив. Без контроля начинается хаос и координировать деятельность отдельных людей, групп и организации в целом становится невозможным. Иначе говоря, контроль обеспечивает достижение поставленной цели и является неотъемлемым этапом процесса принятия управленческих решений. (5)
Осуществлять
контроль — это значит, с одной
стороны, устанавливать стандарты,
измерять фактически достигнутые результаты
и их отклонения от установленных
стандартов; с другой — отслеживать
ход выполнения принятых управленческих
решений и оценивать
Именно результаты контроля становятся основанием для руководителей организации корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны. (6)
Необходимость контроля в процессе принятия решений обусловлена тремя основными причинами:
1.
Неопределенность. Несмотря на то,
что анализ неопределенных
2.
Предупреждение кризисных
3.
Поддержание успеха. Контроль результатов
обеспечивает положительную
Контроль результатов, являясь одним из этапов принятия решений, в то же время понимается более широко — как одна из важнейших функций управления организацией. Функция контроля — это сложный процесс, включающий в себя различные виды и этапы контроля, которые достаточно хорошо изучены и описаны в литературе по теории управления. (5)Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет выявить резервы, улучшить действующую систему принятия решений, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в целом [4].
Процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств и технологии контроля.
Процесс контроля характеризуют три составляющие:
o Содержательная (что выполняется в процессе контроля);
o Организационная (кем и в какой последовательности осуществляется);
o Технологическая (как производится).
Цель
контроля – обеспечение единства
решения и исполнения, предупреждение
возможных ошибок и недоработок,
своевременное выявление
Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях:
o Диагностика состояния дел;
o Ориентирование;
o Стимулирование;
o Корректировка действий;
o Распространение передового опыта;
o Осуществление авторского надзора;
o Педагогическая функция;
o Правоохранительная функция.
Диагностическая функция контроля состоит в выявлении фактического состояния дел по выполнению принятого решения. Ориентирующая направлена на указание ориентиров, то есть тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания. Стимулирующая функция контроля проявляется в выявлении и вовлечении в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого фактора.
Надо иметь в виду глубокое заблуждение руководителей, считающих, что, чем чувствительнее санкции за упущения в работе, тем подчиненные лучше будут работать. Часто это побуждает к более изощренным формам сокрытия недостатков. Контроль важно нацеливать не только на выявление недостатков, но и резервов, на убеждение работников в недооценке и игнорировании потенциальных возможностей.
Корректирующая
функция контроля заключается в
уточнении самого решения, если обстановка
изменилась. Сделать это следует
«на месте», не откладывая в «долгий
ящик». Руководитель должен сознавать,
что фактическое положение есть
результат проверки принятых им решений.
Появляется парадоксальная ситуация:
руководитель считает, что проверяет
работника, а последний уже проверил
своей работой руководителя.
Авторский надзор – одна из функций контроля, в ходе которого автор не только проявляет внимание к воплощению замысла, но и критически оценивает упущения, обсуждает с заинтересованными лицами сомнения, учится, повышает свою квалификацию. Контроль выполняет в этом случае и педагогическую функцию.
Как говорилось ранее, контролю свойственна и правоохранительная функция, так как руководитель должен стоять на позиции соблюдения и защиты существующих норм права.
При организации контроля необходимо учитывать следующее:
o Выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, а также рассмотреть предложения по их устранению;
o Работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.
Одна
из важнейших особенностей контроля,
которую следует учитывать в
первую очередь, состоит в том, что
контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль
не может оставаться прерогативой исключительно
менеджера, назначенного «контролером»,
и его помощников. Каждый руководитель,
независимо от своего ранга, должен осуществлять
контроль как неотъемлемую часть
своих должностных
Контроль — это фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они — неотъемлемая часть общей системы контроля в данной организации. Все виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления. (6)
различают три основных вида контроля:
1.
Предварительный контроль. Этот
вид контроля называется
2.
Текущий контроль. Как следует
из названия, текущий контроль
осуществляется
3.
Заключительный контроль. При заключительном
контроле обратная связь «
Основными составляющими процесса контроля УР являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий .
Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы. (7)
При установлении системы контроля целесообразно придерживаться таких принципов, как:
- осмысленность
и однозначное восприятие
- двустороннее общение с сотрудниками;
- отсутствие чрезмерного контроля;
- установление
жестких, но достижимых
- вознаграждение за достижение установленных стандартов и норм.
Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных организацией задач и соответствующим им. (8)
Этапы контроля. Процесс контроля состоит из трех основных этапов: установление стандартов, сравнение фактических и требуемых результатов и выполнение необходимых действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
1.
Установление стандартов. В процессе
принятия решений в качестве
стандартов для оценки
2.
Сравнение фактических и
Информация о работе Контроль за реальзацией управленческих решений