Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:43, курсовая работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая
последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие
методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
1.Введение.______________________________________________________________
2. Причины конфликта.__________________________________________________
3. Разрешение конфликта.______________________________________________
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации._____________________
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.________________
4.Заключение или как использовать конфликт._________________________
Примечания:____________________________________________________________
Использованная литература:_________________
конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов)
данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их
отношений
и наличие атмосферы взаимного
доверия и сотрудничества.
3.2. Анализ
поведения конфликтующих
посредника.
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не
только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны -
посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям
конфронтующих
сторон. Почему же так происходит?
Проанализировав
ряд исследований этого
Д.Черткофф и Д.Эссер пришли к следующему любопытному заключению. Оказывается,
для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно
скорее всего в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта,
несмотря на взаимные уступки “сохранить лицо”. Из экспериментальных данных,
приводимых этими авторами, мы узнаем о существовании зависимости между
делаемыми человеком уступками другим людям и его представлении о себе как о
“сильной
личности”.
Эффект такой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс
разрешения конфликта включается посредник. В этом случае возникает любопытная в
психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на
них, адресуясь не к друг другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается
“одолжение” в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме совета,
рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом часто
психологические шаги противоборствующих сторон, участников конфликта, навстречу
посреднику означают не уступку ему, а скорее декларацию готовности сотрудничать с
ним (а следовательно и с друг другом) в решении общей проблемы, следуя при этом
некоторым
“правилам игры”.
Выбор
посредника и определение круга
его полномочий - сложная задача,
М.Инглер
предлагает следующие
регламентирующие
поведение конфликтующих сторон
и посредника:
1. Конфликтующие стороны должны рассматривать избранного ими посредника как
олицетворяющего
собой справедливый выбор.
2. Посредник
должен являться нейтральным
лицом, не вовлеченным в
3. Конфликтующим сторонам следует согласиться с присутствием посредника и
использованием
его рекомендаций при вынесении
окончательного решения.
4. Посредник
может быть более всего
соответствующие
взгляды каждой из сторон в отдельности.
5. Основная задача посредника - сбор информации и уяснение проблемы, но не
принятие
решения.
6. Если в силу своего служебного положения посредник подчиняется одной или
обоим конфликтующим сторонам, необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство
в данный момент или в будущем не отразиться на его действиях по разрешению
конфликта.
7. Посредник должен стремиться поддерживать каждую сторону в выражении его
соответствующих взглядов и чувств, способствовать интеграции высказываемых
сторонами
точек зрения по обсуждаемой проблеме.
8. Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут
уступить
друг другу.
В интересах
эффективного функционирования
коллектива руководителю не
втягиваться во всевозможные внутри коллективные конфликты, принимая точку
зрения
той или другой стороны.
Разумнее всего ему находиться как бы “над схваткой”. Однако не в позиции
стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в
качестве
лица, заинтересованного в
осложнений,
пытающегося влиять на происходящие
процессы.
Для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того успешная
реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что
немаловажно
в повседневной управленческой деятельности.
4.Заключение или как
использовать
конфликт.
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явлении
большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать,
когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел
разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать,
что конфликт
обогащает жизнь, если им правильно
управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в
русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и
усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим
для выживания
коллектива в целом.
Конфликт
также ставит служащих перед
необходимостью постоянно
другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать
своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди
наконец
оценивают необходимость
невозможность
быть свободным от общества, живя в
нем.
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт,
порождая
споры, проверяет и весь коллектив,
и каждого служащего в
может существенно
помочь и в процессе разбора проблемы,
и выработке решения.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие и
менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они
избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального
состояния,
ни путей развития, ни извлечь уроков
для себя и для других.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив и организацию в
целом.
Примечания:
1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. “Психологоия малой группы: теоретический и
практический
аспект” М, 1991 стр.84
2. Кричевский
Р.Л. “Если Вы руководитель” М:”Дело”,
1993 стр.242
3. Кричевский
Р.Л. “Если Вы руководитель” М:”Дело”,
1993 стр.249
4.Гришина
Н.В. “Опыт построения
призводственных
конфликтов” Л, 1977 стр.27
5. Яккока
Л. “Карьера менеджера” М,1990 стр.101
6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. “Психологоия малой группы: теоретический и
практический
аспект” М, 1991 стр.108
7. Гришина
Н.В. “Производственные
стр.118
8. Петровская
Л.А. “о понятийной схеме
конфликта”
Л, 1977 стр.80
9. Мелибруда Е. “Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения” М,
1986 стр.203
Использованная
литература:
1. Зигер
В., Ланг Л. “Руководить без
конфликтов” М,1990
2. Гончаров
В. “Руководство для высшего управленческого
персонала”
3. “Конфликт
со занком “плюс”” журнал “Бизнес”
№3,4, 1994
4. “Разрешение
конфликта” журнал “Кентавр” №4, 1994
5. Скотт
Дж. “Сила ума. Способы разрешения
конфликтов.” Спб, 1993
6. Фэйр
М. “Выиграть может каждый” М,1992