Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:39, реферат
Как и многие понятия в теории, социологии и психологии управления, конфликт имеет немало различных определений и толкований. Многие специалисты дают ему такое определение: «Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение соперника».
Начало конфликта связано с тем, что человек пытается доказать свою точку зрения, приводит аргументы в пользу своей позиции, переубеждая оппонента. Кто является этим оппонентом? Конкретный человек или - реже - группа людей протеста: руководитель принявший соответствующее решение, работник, который подвел своих товарищей, и так далее. Оппонентом может также оказаться человек, на которого вступающий в конфликт возлагает ответственность за создавшуюся ситуацию, хотя мера его «вины» проблематична.
Причинами, влияющими
на возникновение конфликтных
1. Распределение материальных благ и ресурсов. даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достичь целей организации.
2. Распределение
социальных благ, выраженных в
престиже, в оценке значимости
человека или социальной
З. Различие или пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления реальных потребностей. На пример, работники одного отдела организации рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же время и работники другого отдела организации также предполагают получить значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии - и к конфликту.
4. Различные формы
экономического и социального
неравенства. Следует сказать,
что само неравное
5. Взаимозависимость
задач. Возможность конфликта
существует везде, где один
человек или группа зависят
в выполнении задачи от
6. Различия в
представлениях и ценностях.
Существуют несовместимые
ценностные ориентации, обладатели которых
практически всегда испытывают напряженность,
потенциально агрессивны, являются потенциальным
источником возникновения социального
конфликта в организации. К таким
несовместимым ориентациям
7. Различия в
манере поведения и жизненном
опыте. Различия в жизненном
опыте, ценностях, образовании,
8. Неудовлетворительные
коммуникации. Плохая передача информации
является как причиной, так и
следствием конфликта. Она
Однако каждая из этих причин может стать толчком, первым шагом к конфликту только при наличии определенных внешних условий. К этим условиям относятся, по мнению многих исследователей, следующие:
* технические условия
конфликта, существующие в
* политические
условия: условия применения
* социальные условия:
жесткость или либеральность
нормативной системы
* психологические
условия: эмоциональный
Протекание конфликта в
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого конфликта,
3) стадию разрешения конфликта.
На латентной, т.е. скрытой, стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной. Зарождение каждого конфликта связано с наличием объекта, обладание которым, достижение или принадлежность к которому вызывает ограничение потребностей двух (или более) субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Обычно этот объект может быть поделен и на основе переговоров, но в момент зарождения конфликтной ситуации путей к этому соперники не видят и их агрессия направлена друг на друга.
В предконфликтной стадии отсутствуют инцидент и открытые конфликтные взаимодействия, но именно здесь начинаются скрытые конфликтные взаимодействия. Хотя члены организации и социальные группы имеют достаточно подробные сведения друг о друге, до предконфликтной стадии они, как правило, не оценивают другие группы или членов организации как потенциальных соперников в конфликте. Такая оценка осуществляется только на конфликтной стадии.
В свою очередь, в развитии предконфликтной ситуации выделяют несколько этапов.
1. Определение причин
конфликта, когда члены
2. Оценка ресурсов
и возможностей соперников (например,
члены группы узнают, что их
соперники обладают прочными
связями с руководством своей
организации или с
3. Поиск сторонников
и союзников в конфликте. В
организации, характеризуемой
4. Скрытые конфликтные
взаимодействия, которые включают
маскировки, провокации и другие
способы психологического
Суть предконфликтной стадии - подготовка открытых конфликтных взаимодействий, расширение зоны конфликта, т.е. вовлечение в конфликтную ситуацию других подразделений организации и отдельных личностей. Для этой стадии характерен особый психологический настрой - социальная напряженность, которая обусловлена чувством неудовлетворенности и угрозы, повышением эмоциональной возбужденности, нарушением механизмов регуляции поведения.
Вместе с тем,
именно на этой стадии может быть эффективна
профилактика конфликта, т.е. такая
организация жизнедеятельности
субъектов социального
Для предупреждения конфликта важно знать не только, что делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Соответственно, технология предупреждения конфликта - это совокупность знаний о способах, средствах и приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых раз решаются возникшие противоречия.
Стадия Открытого
конфликта отличается двумя признаками,
появление которых
* ресурсы принуждения включающие в себя материальные средства, силовые ресурсы, статусные ресурсы (на пример, должности в организации);
* авторитет и
экспертные качества, к которым,
в частности, относятся
* все значимые,
влиятельные и авторитетные
* престиж и общественное мнение членов организации
* информационные
ресурсы, которые актуальны,
Для введения ресурсов в конфликтную ситуацию используется открытость границ системы, нормы культуры организации и коммуникационные каналы.
На следующем этапе развития конфликта происходит значительное усиление интенсивности конфликтных взаимодействий. Если причина не исчезает и конфликт не удается погасить усилиями управляющих подразделениями и высшего руководства, он переходит на эмоциональный уровень, когда соперники испытывают сильную неприязнь друг к другу.
Признаком перехода скрытой стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей.
Другими признаками конфликтных действий являются:
* расширение числа участников;
* нарастание числа
проблем, образующих комплекс
при чин конфликта, переход
от деловых проблем к
* смещение эмоциональной
окраски конфликта в сторону
темного спектра, негативных
* возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
Разрешение конфликта. При обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам и восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения.
Информация о работе Конфликт в организации и управление конфликтами