Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 21:08, контрольная работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт - это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации.
Введение………………………………………………………….………..............3
1. Теоретические аспекты понятия конфликт………………………..………….4
2. Описание конфликтной ситуации...…………………………….……………15
3. Анализ конфликтной ситуации………………………………………………16
Заключение………………………….……………………………………………18
Использованные источники…………….………………………………………19
3) Ценностный фактор - те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
- личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения);
- групповые системы верований и поведения;
- системы верований и поведения общества;
- ценности всего человечества;
- профессиональные ценности;
- -религиозные, культурные/региональные,
местные и политические
4) Фактор отношения - удовлетворение
от взаимодействия двух или
более сторон или его
- основа отношений (добровольные или принудительные);
- сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
- ожидания от взаимоотношений;
- важность взаимоотношений;
- ценность взаимоотношений;
- длительность взаимоотношений;
- совместимость людей в
- вклад сторон во
5) Поведенческий фактор - это стратегия
поведения в конфликтной
Рисунок 1.3 - Причины конфликтов по пяти основаниям
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов (рисунок 1.4):
- социально-экономические - конфликты
в современном обществе
- социально-психологические - конфликты
из-за разных потребностей, мотивов,
целей деятельности и
- социально-демографические - конфликты
из-за различия в установках, мотивах
поведения, целях и стремлениях
людей, обусловленных их полом, возрастом,
принадлежностью к разным
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов (рис. 1.4):
1) Конфликт целей. Ситуация характеризуется
тем, что участвующие в ней
стороны по-разному видят
2) Конфликт взглядов, когда участвующие
стороны расходятся во
3) Конфликт чувств, когда у участников
различны чувства и эмоции, лежащие
в основе их отношений друг
с другом как личностей. Люди
просто вызывают друг у друга
раздражение стилем своего
Рисунок 1.4 - Три типа и класса возникновения конфликтов
Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:
1) Недостатки в организации
2) Неправильные действия
3) Недостатки стиля работы и
неправильное поведение
4) Расхождение мнений работников
в оценке явлений
5) Нарушение внутригрупповых
6) Противоречия интересов людей,
их функций в трудовой
Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива.
Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.
Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми).
Функции конфликта - это воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие на психические состояния и, как следствие, на здоровье участников; воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт, на качество совместной деятельности членов группы.
По направленности воздействия выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом. Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции .
Таким образом, конфликт - это сложное структурное явление психологического характера, изучение которого зависит от эффективного применения разных теоретических и методологических знаний.
2. Описание конфликтной ситуации
Конфликт произошел около трех месяцев назад в магазине компьютерной техники «Кей».
Пожилая супружеская пара пришла в магазин, чтобы купить Wi-Fi роутер. Посоветовавшись с продавцом-консультантом, они выбрали модель Zyxel XXX, оплатили ее и отправились домой. Попытки подключить и настроить роутер оказались безуспешными, поэтому они решили вернуть товар, как бракованный. В магазине сотрудник Михаил в грубой форме ответил им, что роутер не сломан, с него «слетела прошивка» и вообще, что это технически сложный товар и возврату и обмену он не подлежит. Оскорбленные, они не стали отвечать на агрессию взаимностью и решили купить другой роутер уже в другом магазине.
Придя домой глава семейства решил все-таки изучить этот вопрос и принялся читать закон О защите прав потребителей. Оттуда он выяснил, что даже технически сложные товары можно вернуть в магазин, при условии, что он не пригоден для использования.
На следующий день
они снова отправились в «Кей»,
там объяснили консультанту
3.Анализ конфликтной ситуации
Типология данного конфликта.
1. По сфере проявления: сфера продаж
2. По степени длительности
и напряженности
3. По числу субъектов: межличностный
Участниками конфликта являются:
Основные (Противоборствующие стороны):
Первая сторона: Михаил, продавец- консультант магазина «Кей»;
Вторая сторона: пожилая пара ,покупатели;
Разрешитель конфликта: Александр, директор магазина «Кей».
Предметом конфликта является
Отказ в возврате уплаченной суммы денег за неработающее устройство
Объект конфликта
Приобретение товара (Wi-Fi роутера)
Цель конфликта:
1) цель продавца- консультанта – отстаивание невозможности возврата денежных средств.
2) цель клиента- возврат выплаченных им денег за некачественный товар.
Мотивы конфликта:
- Для первой стороны: нежелание возвращать деньги за купленный товар .
- Для второй стороны: отстаивание своего права на возврат денежных средств;
Условия протекания конфликта:
конфликт носит кратковременный характер.
Стратегии поведения в конфликте:
1) «выиграть-проиграть»;
2) «выиграть – выиграть»;
Стратегии поведения при решении конфликта:
1) соперничество;
2) соперничество.
Динамика конфликта:
Предконфликтный период: первая сторона (продавец-консультант) отказывает второй стороне (пожилой паре) в возврате средств за неработающее устройство;
Открытый период: когда вторая сторона потребовала возврата средств на основании закона о Защите прав потребителей.
Стратегия избегания конфликта:
Первой стороны: научиться правильно и тактично излагать свои мысли, не грубя покупателям.
Второй стороны: быть более подкованными с точки зрения права и напористее отстивать свою позицию.
Эскалация конфликта: продавец- консультант просит директора магазина включиться в спор.
Избежание развития конфликта:
Для первой стороны: вернуть покупателям уплаченные средства;
Для второй стороны: оперировать статьями закона, требуя возврата средств.
Завершение конфликта: «делать вид», что ничего не произошло.
Форма завершения конфликта – приспосабливание (уступка). Первая сторона «добровольно сдалась», решив не продолжать конфликт.
Итак, говоря о значении классификации конфликта в его разрешении необходимо отметить, что в зависимости от типа конфликта выбирается и способ его разрешения.
Заключение
В результате выполнения данной курсовой работы были проанализированы теоретические аспекты изучения конфликтов, а именно: Понятие конфликта, функции и классификация конфликтов; структура и типология конфликтов.
В результате выполнения практической части работы можно сформулировать рекомендации по бесконфликтному решению проблемы.
Рекомендации продавцу- консультанту Михаилу- в своей работе руководствоваться исключительно буквой закона, не добавляя ничего со своей стороны. Так же научиться правильно и тактично излагать свои мысли, не грубя покупателям.
Рекомендация покупателю – до конца отстаивать свою позицию и быть ознакомленным с « законами о защите прав потребителей». В дополнение можно оставить отрицательный отзыв в Жалобную книгу магазина.
Эти рекомендации позволили бы избежать данной конфликтной ситуации, даже если не полностью избежать, то хотя бы время, потраченное покупателем на изучение статей закона и посещение магазина «Кей».
Использованные источники