Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:06, монография
Реализация государственной политики по обеспечению качественной водой населения и отраслей экономики, решение водохозяйственных и экологических проблем, создание условий для перехода к устойчивому развитию и эффективному функционированию водохозяйственного комплекса требует объективного анализа и эколого-экономической оценки водопользования. В связи с этим актуальным является проведение комплексной оценки водопользования, обоснование допустимой границы антропогенного воздействия на водноресурсный потенциал.
СЕМИНАР ПО УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫМИ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
В ВОСТОЧНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ
Киев 2010
Концептуальные направления управления водными ресурсами в Украине
Реализация государственной политики по обеспечению качественной водой населения и отраслей экономики, решение водохозяйственных и экологических проблем, создание условий для перехода к устойчивому развитию и эффективному функционированию водохозяйственного комплекса требует объективного анализа и эколого-экономической оценки водопользования. В связи с этим актуальным является проведение комплексной оценки водопользования, обоснование допустимой границы антропогенного воздействия на водноресурсный потенциал.
Водные ресурсы Украины формируются за счет притока транзитных речных вод из соседних территорий, местного стока и подземных вод. В Украине проблема воды относится к числу наиболее острых, поскольку по запасам водных ресурсов, формирующихся на ее территории – местный сток, Украина считается одной из наименее обеспеченных стран Европы. Важнейшим источником водоснабжения в Украине является поверхностных сток рек (в Украине насчитывается свыше 63тыс. рек). Лишь четвертая часть речного стока формируется в Украине, остальная поступает из соседних территорий - Российской Федерации, Беларуси, Румынии, Молдовы, Словакии. Поэтому сотрудничество по вопросам управления водными ресурсами в трансграничном аспекте является очень важным для нашей страны.
Созданный водохозяйственный комплекс, обеспечивает удовлетворение потребностей в воде промышленности, водного транспорта, гидроэнергетики, сельского хозяйства, водоснабжения. Кроме того, для защиты населенных пунктов, объектов экономики и сельхозугодий построено около 3-х тыс. км защитных инженерных сооружений-дамб и обвалований с системами дренажа, насосными станциями, сооружениями берегоукрепления и т.п.
Сложность и многогранность проблем водохозяйственного комплекса обуславливают необходимость системного подхода и внедрения интегрированных подходов к управлению. Необходимость внедрения принципов бассейнового управления в Украине отражено в Законе Украины "Об охране окружающей среды", Водном Кодексе Украины и других правовых актах, обеспечивающих эффективную государственную политику в отрасли водным ресурсам.
Политика Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности ориентирована на долгосрочные цели по рациональному использованию и воспроизводству водных ресурсов и экосистем:
1. Уменьшение антропогенной нагрузки на водные объекты.
2. Достижение экологически безопасного использования водных объектов и водных ресурсов для удовлетворения хозяйственных потребностей общества.
3. Обеспечение экологически
устойчивого функционирования
4. Создание эффективной структуры управления и механизмов экономического регулирования охраны и использования водных ресурсов.
Осуществление этих мероприятий возможно путем внедрения интегрированных подходов к управлению водными ресурсами. Первым шагом на этом пути является бассейновый принцип управления.
В Украине создано 9 бассейновых управлений водными ресурсами в бассейнах основных рек, которые реализуют государственную политику водного хозяйства относительно улучшения обеспечения потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах, сохранение, охрану и воссоздание водного фонда, предупреждение вредного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Стратегической целью управления водными ресурсами по бассейновому принципу является обеспечение бассейновой сбалансированности развития водного хозяйства, охраны вод и воссоздания водных ресурсов на основе согласованности правовых основ и управленческих действий субъектов водопользования.
Среди приоритетных задач, которые осуществляются в водохозяйственной отрасли:
- строительство и реконструкция водохранилищ, каналов, водоводов, резервуаров, разводной сети и др.;
- искусственное пополнение запасов подземных вод путем экологических попусков;
- развитие существующих и создание новых систем водоснабжения в городах и поселках;
- реконструкция аварийных сетей водоснабжения с заменой отработанного оборудования;
- обеспечение качественным водоснабжением сельских населенных пунктов;
- создание замкнутых систем водопользования (перспективное направление);
- устранение причин фильтрационных и других непроизводительных потерь воды при ее транспортировке в коммунальном и сельском хозяйстве;
- уменьшение использования питьевой воды на производственные нужды в промышленности;
- усовершенствование нормативно-правовой и эколого-экономической базы водопользования;
- усовершенствование системы учета, мониторинга и контроля загрязнения водных источников, разработка и введение в действие системы идентификации и инструментального контроля за стационарными источниками загрязнения вод с созданием соответствующей информационной базы данных;
- защита водных объектов от загрязнения поверхностным стоком с урбанизированных территорий и сельскохозяйственных угодий.
Все это побуждает создание обновленной системы управления водным хозяйством Украины с учетом имеющегося опыта и последних достижений науки и техники.
С этой целью создаются бассейновые Советы, которые являются важной составляющей интегрированного подхода к управлению водными ресурсами и рассматриваются как эффективное средство обеспечения справедливого, экономически выгодного и экологически устойчивого управления водными ресурсами. Такие бассейновые Советы уже созданы в бассейнах основных рек - Днепра, Днестра, Дуная, Южного Буга, Западного Буга, Десны, Роси, рек Крыма.
Осуществляется работа по созданию и усовершенствованию информационной базы данных качественного состояния и количественного учета водных объектов. С помощью Автоматизированной системы в бассейне р. Днепр / АСУБ-Днепр /, функционирующей с 1986 года, осуществляются расчеты режимов работы днепровских водохранилищ.
Комитетом реализуются
государственные целевые
Хорошо зарекомендовала автоматизированная информационно-измерительная система управления «Тиса» в Закарпатской области. С помощью 42 автоматических станций в пределах Закарпатья, Венгрии, Словакии и Румынии АИВС «ТИСА» осуществляется мониторинг ситуации на водных объектах для своевременного принятия управленческих решений.
Паводок в июле 2008 года на Днестре наглядно продемонстрировал необходимость разработки системы для прогнозирования паводковой ситуации в Прикарпатском регионе Украины с привлечением соответствующих систем соседних государств. Уже разработано «Техническое задание на создание (строительство) противопаводковой информационно-измерительной системы АИВС«Прикарпатье», основным функциональным назначением которой является внедрение качественно нового уровня гидрометеорологического мониторинга состояния рек бассейнов Днестра, Прут и Сирет для принятия необходимых управленческих решений по предупреждению негативных последствий негативного действия вод.
Бассейны основных рек Украины имеют трансграничный статус, что является важным фактором интеграции ее с странами - соседями (Россия, Белоруссия, Польша, Молдова, Словакия, Венгрия, Румыния).
Реализуя положения международных Конвенций, к которым присоединилась Украина, и в рамках национального природоохранного и водного законодательства осуществляется двустороннее сотрудничество на уровне межправительственных соглашений о совместном использовании и охране трансграничных водотоков и международных озер.
Такие Соглашения Украиной заключены с Российской Федерацией, Словацкой Республикой, Республикой Молдова, Республикой Польша, Румыния, Венгерской Республикой и Республикой Беларусь.
В рамках пилотных проектов прорабатываются подходы к бассейновому управлению водными ресурсами, исходя из требований Водной Рамочной Директивы Европейского Союза.
Климатические изменения, свидетелями которых мы с вами уже сейчас требуют интеграции усилий на различных уровнях власти для принятия взвешенных решений и адаптации водохозяйственной отрасли к изменениям которые происходят.
При финансовой поддержке Европейского сообщества, а также помощи отдельных стран Европы разрабатываются и совершенствуются проекты по вопросам управления водными ресурсами и защиты от последствий паводков в бассейнах Днепра, Днестра, Дуная, Тисы, Западного Буга и Северского Донца.
При участии Европейской экономической комиссии ООН разрабатывается проект трансграничного сотрудничества и управления бассейном реки Днестр, в рамках сотрудничества с Шведским Агентством по окружающей среде внедряется проект «Институциональное усиление управления речным бассейном (на примере БУВР Южного Буга) для внедрения на национальном и региональном уровнях принципа интегрированного управления водными ресурсами в соответствии с требованиями Водной Директивы ЕС.
Таких примеров можно привести немало.
В решении проблем внедрения интегрированного управления водными ресурсами в Украине важную роль играет наука.
Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Этот семинар является основанием для отработки общих подходов для решения общих вопросов, связанных с водным фактором.
Спасибо за внимание, желаю успехов в работе и надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Информация о работе Концептуальные направления управления водными ресурсами в Украине