Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа
Аспирантура - этимологически слово происходит от латинского слова «aspirans» – стремящийся к чему-либо. 1. Соответствующее подразделение научно-исследовательского или высшего учебного заведения, основной задачей которого является подготовка научных и высших педагогических кадров. 2. Форма обучения подготовки научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.
Базовое образование - совокупность установок, знаний и ум
1. Основные понятия
2. Актуальность проблемы
3. Миссия подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
4. Цель и задачи процесса подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
5. Содержание подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
6. Организация подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» НА 2009-2013 ГОДЫ
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТСКОГО КОРПУСА К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
ПЕНЗА 2011
2
Научный руководитель проекта – к.э.н., доцент О.А. Сазыкина.
2
1. Основные понятия
2. Актуальность проблемы
3. Миссия подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
4. Цель и задачи процесса подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
5. Содержание подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
6. Организация подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
Литература
3
1. Основные понятия
Аспирант (лат.) – стремящийся к чему-либо.
Аспирантура - этимологически слово происходит от латинского слова «aspirans» – стремящийся к чему-либо. 1. Соответствующее подразделение научно-исследовательского или высшего учебного заведения, основной задачей которого является подготовка научных и высших педагогических кадров. 2. Форма обучения подготовки научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.
Базовое образование - совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.
Высшее учебное заведение – учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование.
Диссертация – 1. Научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. 2. устар. Длинное рассуждение.
Кандидатская диссертационная работа — это рукопись научного исследования или монография. Возможность защиты кандидатской диссертации в виде научного доклада исключена.
Научная (научно-исследовательская) деятельность (НИД) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, и включает:
фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-исследовательская работа (НИР) – комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Под комплексом теоретических и (или) экспериментальных исследований понимаются фундаментальные, поисковые, прикладные и экспериментальные исследования, в результате которых будет получен научный или научно-технический результат (продукция).
Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей и наставников.
Педагогика — наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.
Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе Виды педагогической деятельности подразделяются в зависимости от типа педагогической задачи:
практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (связана с методикой учебного предмета или с методикой проведения воспитательной работы в школе);
управленческая деятельность руководителей образовательной системы;
научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).
Послевузовское профессиональное образование - ступень профессионального образования, предоставляющая гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. П.п.о. может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Система послевузовского профессионального образования – возможность повышения гражданам Российской Федерации уровня научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.
Соискательство – форма работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру.
Студент (от лат. studens, родительный падеж studentis — усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.
Ученое звание - официально устанавливаемое и присваиваемое компетентными органами наименование: - свидетельствующее об официальном признании заслуг отдельного лица; и - определяющее степень служебного положения.
Ученая степень — это уровень квалификации научных работников в определенной отрасли знания или науки.
Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Элита - (от франц . elite - лучшее, отборное),..1) (в социологии и политологии) высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Студенческая элита – лучшие студенты, получившие наиболее высокие результаты в процессе образовательной и научно-исследовательской деятельности.
2. Актуальность проблемы
Поступая в аспирантуру, недавние студенты плохо представляют себе, как будет проходить учеба. Аспирантура – это самостоятельная форма получения знаний, причем не через лекции и семинары, а через научно-исследовательскую работу. Аспирант сам выбирает интересующее его направление и тему исследования, изучает научную литературу, при необходимости проводит опыты, анализирует полученную информацию. Попутно он пишет и публикует статьи в научных журналах и преподает.
Аспиранты должны быть способными работать в междисциплинарных областях знания. Программы обучения аспирантов создаются на базе крупных исследовательских коллективов или научно-педагогических школ. Аспирантские программы, как правило, содержат два взаимосвязанных компонента – исследовательский и образовательный (обязательные курсы, факультативные курсы, семинары).
Нормативная база аспирантских программ сложилась еще в советский период, в значительной мере устарела, не учитывает существенные дисциплинарные различия в организации и продолжительности программ. Основной критерий эффективности аспирантуры – защита диссертации в срок – концентрирует усилия аспирантов и их научных руководителей на реализации исследовательского компонента программы в ущерб образовательному.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования процесса подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении.
3. Миссия подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
Аспирант, как потенциальный преподаватель, является специалистом заканчивим высшее учебное заведение по той специальности, которая была связана с научным направлением и учебными дисциплинами кафедры, приглашавшей его для освоения преподавательской деятельности. Таким образом, преподавательскую деятельность начинал осваивать человек, который сформировался как специалист совсем не педагогического профиля.
Миссия процесса подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении - привитие у аспирантов способности выявления закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, учитывающие особенности уже сформировавшегося профессионального мышления специалистов, осваивающих преподавание в вузе, и особенности становления профессиональных качеств студентов в конкретной предметной области.
Аспирантура в большей части ориентирована на освоение не преподавательской, а научно-исследовательской деятельности. Это очевидно и из перечня экзаменов кандидатского минимума (диалектический и исторический материализм или философия, иностранный язык, дисциплина по специальности, по которой выполняется диссертация: в технических вузах - технические науки) и из необходимости публичной защиты подготовленной за годы обучения в аспирантуре диссертации (индивидуальной научно-исследовательской работы по изучаемым наукам). В результате обучения в аспирантуре специалист более глубоко изучает и исследует узкую научную проблему и осваивает научно-исследовательскую деятельность.
Индивидуальная подготовка преподавателей для кафедры вуза на самой кафедре продолжает обеспечивать потребности вузов в восполнении преподавательских кадров. Начинающие преподаватели перенимают в процессе подготовки методический опыт старших коллег, посещая проводимые ими занятия, углубленно изучают подготавливаемую учебную дисциплину при консультировании у опытных преподавателей, готовят и проводят пробные занятия, методика проведения которых обсуждается на заседаниях кафедры, участвуют в проведении упражнений и практических занятий под руководством опытных преподавателей, читающих по этим дисциплинам лекционные курсы.
4. Цель и задачи подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
Целью обучения в аспирантуре является подготовка исследователей для кадрового обеспечения приоритетных направлений образования, науки, технологий и техники.
Задачи подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении:
- в процессе подготовки аспиранты должны овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
- должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности;
- аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
5. Содержание подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении
Направления подготовки аспирантского корпуса к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении:
- овладение навыками делового общения;
- выработка четкой дикции, привитие культуры речи;
- развитие исслдеовательской способности, ориентированной на поиск и выявление истины, акцент не на собственных исследованиях, а в сопоставлении содержания противоречивых литературных источников, отражающих концепции разных авторов. Для этого преподаватель необходимо развитие логического мышления, умениея выделить главное в разных источниках и логические связи между рассматриваемыми (а позже и преподаваемыми) объектами;
Информация о работе Концепция подготовки аспирантского коллектива