Коллективный метод принятия управленческих решений – Метод «Дельфи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является прогнозирование качественного ремонта и строительства дорог предприятием МКП «Дороги Новокузнецка»
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
Анализ теоретических основ применения метода «Дельфи»;
Анализ проблемы объекта исследования;
Разработка применения метода «Дельфи» в МКП «Дороги Новокузнецка».

Файлы: 1 файл

дельфи.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов:

   вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;

   опрос экспертов проводится в нескольких этапов, на каждом последующем этапе вопросы и ответы все более уточняются;

   после каждого этапа всех опрашиваемых экспертов знакомят с результатами опроса;

   эксперт обосновывают оценки и мнения, отклоняющие от мнения большинства;

   статическая обработка ответов производится последовательно, от этапа к этапу, с целью получения обобщающих характеристик.

И так, для начала нужно сформировать группу экспертов, например это могут быть: директор МКП «Дороги Новокузнецка», асфальтобеотнщик, бетонщик, машинисты, специалисты в области разработки асфальтобетонного материала, инженеры-технологи, мастера дорожного ремонта высших разрядов со стажем работы не менее пяти лет.

Опрос экспертов производится в четыре этапа с промежутками в два месяца.

Разумеется, еще до первого этапа должны быть проведены подготовительные мероприятия с экспертами.

Первый этап. Целью первого этапа является составление перечня событий для прогноза в области ремонта и строительства автодорог.

Первая анкета может быть полностью бесструктурной и допускать любые ответы.

Эксперты в письменной форме называют изобретения, программы, методики, разработки рекомендаций в области новейших технологий асфальтобетонного покрытия, которые, по их мнению, должны быть сделаны в последующие 5-10 лет. При этом требуется доказать, что потребность в данных открытиях ощущается уже в настоящее время, поэтому их реализация должна осуществиться в течение запланированного периода.

После того как прогнозы группы возвратились к организатору, он должен объединить их, идентифицировать и составить перечень, который становится основой второй анкеты.

Второй этап. Экспертам направляют свободный перечень событий и просят оценить даты, когда могут произойти эти события. Эксперты приводят соображения, по которым они считают свои оценки правильными, т.е. указать причины того, почему, по их мнению, то или иное событие не должно произойти раньше или позже прогнозируемой ими даты.

После того как прогнозы и оценки дат, сделанные членами группы, вернулись к организатору, последний должен подготовить статическую сводку мнений, упоминая аргументы и доводы в пользу того, что рассматриваемое событие произойдет раньше или позже средней оценки.
Затем аналитики проводят статическую обработку полученных оценок: уточняют перечень событий и анализирует характеристики ряда, т.е. рассчитывают медианы, моды, квартили и децили.

Под медианой понимается такое значение прогнозируемого признака, которым обладает центральный член ряда, составленного в порядке возрастания значений признака. Под модой понимается наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака.

Квартилем называется значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим ј всего ряда (нижний квартиль) и ѕ от всего ряда (верхний квартиль). Аналогично определяются децили.

Предположим, что от экспертов получено какое - либо число оценок. Эти оценки упорядочиваются, скажем, в порядке убывания. За медиану принимается средний член ряда (при нечетном числе экспертов), по отношению к которому число оценок с начала и с конца ряда будет одинаковым.

Каждому эксперту сообщаются значения этих характеристик. Экспертов, чьи оценки оказались в крайних квартилях, просят их мотивировать, т.е. обосновать причины расхождения с групповым мнением. Эксперты могут приводить любые аргументы или возрождения, такие же, какие они приводят во время дискуссии. Разница заключается лишь в том, что эти аргументы анонимны. Они могут пересмотреть свои мнения и при желании исправить оценки.

С полученными обоснованиями знакомят остальных экспертов, не указывая при этом, чьи они. Такая процедура позволяет всем экспертам принять в расчет обстоятельства, которые они могли случайно пропустить или которыми пренебрегли во время первого и второго этапа.

Третий этап. Третья анкета состоит из перечня событий, групповой медианы дат наступления события, верхнего и нижнего квартилей для каждого события, а также сводных данных о причинах более ранних или поздних оценок. Участники экспертизы вновь рассматривают аргументы и формулируют новые оценки по каждому событию. Если их новая оценка не попала в интервалы между квартилями, полученными на втором этапе опроса, то их просят обосновать свою точку зрения

После того как пересмотренные оценки и новые аргументы возвратились к организатору, он опять должен суммировать оценки группы, рассчитав новые медианы и новые квартили, суммировать аргументы, представленные с обеих сторон, и подготовить на этой основе новые прогнозы.

Четвертый этап. Участникам экспертизы вновь передают перечень событий, статическое описание оценок группы и аргументы обеих сторон.

Эксперты должны принять во внимание аргументы и их критику и составить новый прогноз.

Организатор рассчитывает медианы и квартили дат каждого события. На этом заканчивается работа экспертов.

На основе приведенного примера применения метода Дельфи можно выделить примерные результаты проведенного прогноза.

Учитывая важное народнохозяйственное значение расширения строительства жестких дорожных покрытий, по мнению специалистов, целесообразно разработать специальную отраслевую комплексную программу повышения качества и долговечности цементобетона в дорожных покрытиях и мостовых сооружениях. Необходимо также проведение анализа обеспеченности современными нормативами строительства, ремонта и эксплуатации цементобетонных покрытий и оснований, потребности в их строительстве, возможностей подрядных организаций, технико-экономических вопросов обоснования строительства цементобетонных покрытий, возможностей предприятий по производству цемента, добавок, инертных заполнителей для строительства жестких дорожных «одежд».

Кроме того, важными задачами являются разработка отраслевой методики продления срока службы цементобетонных покрытий, совершенствование методики расчета остаточной долговечности бетонных покрытий, разработка рекомендаций по применению современных материалов и технологий для увеличения межремонтных сроков и общего ресурса жестких дорожных «одежд», а также методов фрагментации или переработки отслуживших цементобетонных покрытий.

 


Заключение

 

При написании данной работы были сделаны следующие выводы:

Во-первых, метод Дельфи имеет несомненные преимущества по сравнению с методами, основанными на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. Он позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов, ограничивает колебания внутри групп. При этом, как показывают проводимые эксперименты, наличие малоквалифицированных экспертов оказывает менее сильное влияние на групповую оценку, чем простое усреднение результатов ответов, поскольку ситуация помогает им исправить ответы за счет получения новой информации от своей группы.

Во-вторых, проблема, связанная с ремонтом дорог весьма распространенное явление в нашей стране, и для предприятия желающего быть первым в сфере качественного ремонта и строительства дорог, конкурентоспособным, нужно иметь значительный запас знаний, опыта, наличие желания усовершенствовать свои знания и поиски новых путей в сфере качественного обслуживания автодорог.

В-третьих, способы решения проблемы можно найти при помощи метода Дельфи, при помощи которого эксперты в данной области сделают свои прогнозы по усовершенствованию ремонта и строительства автодорог.

При написание данной работы цель была достигнута по средством решения поставленных задач.

 


Список литературы

 

1.        Авдулов, П. В., Гойзман, Э. И., Кутузов, В. А. и др. Экономико– математические методы и модели для руководителя.[Текст]/ М.: Экономика 1998 г.

2.        Агафонов, В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. [Текст] М.: Наука, 1997 г.

3.        Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.[Текст]/ М.: 2001 г.

4.        Мухин, В. И Исследование систем управления: [Текст] /В. И. Мухин – М.: Издательство «Экзамен», 2003.– 384с.

5.        Попова, И. Г Математические методы в планировании отраслей и предприятий [Текст] / М.: Экономика, 1997 г.

 



Информация о работе Коллективный метод принятия управленческих решений – Метод «Дельфи»