Коллективный метод принятия управленческих решений – Метод «Дельфи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является прогнозирование качественного ремонта и строительства дорог предприятием МКП «Дороги Новокузнецка»
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
Анализ теоретических основ применения метода «Дельфи»;
Анализ проблемы объекта исследования;
Разработка применения метода «Дельфи» в МКП «Дороги Новокузнецка».

Файлы: 1 файл

дельфи.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

- определение сроков выполнения работ от выдачи технического задания на работу до начала эксплуатации объекта;

- определение приоритетных направлений развития предприятий отрасли (по технологии производства, важнейшим экономическим характеристикам — объему производства, числу занятых, объемам фондов и т.п.);

- определение критериев оценок значимости научных разработок и др. От метода Дельфи по организации работы экспертов принципиально отличается метод, получивший название «мозговой штурм», который также называют методом «мозговой атаки», методом коллективной генерации идей. Этот метод подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам, и последующего анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при обосновании прогноза дифференцированно решаются две задачи:

- генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса;

- анализ и оценка выдвинутых идей.

Обычно все специалисты в ходе заседания разделяются на две группы, состоящие из одних и тех же или разных представителей так, что одна группа генерирует идеи, а вторая — их анализирует. При этом в ходе заседания запрещается высказывать любые критические оценки ценности идеи; приветствуется выдвижение как можно большего их количества, поскольку предполагается, что вероятность появления действительно ценной идеи повышается с увеличением их общего числа; поощряется свободный обмен мнениями, т.е. высказанные мысли должны подхватываться и развиваться и т.п. Ходом заседания руководит беспристрастный ведущий. Его задача состоит в том, чтобы направлять развитие дискуссии в нужное русло, к достижению заданной цели, не сбиваясь на беседу, соревнование в остроумии и т.п. В то же время он не должен навязывать участникам дискуссии свое мнение, ориентировать их на определенный способ мышления.

Для России формулирование целей и отработка методов отбора приоритетов государственной научно-технологической политики имеет особое значение. Хотя составление комплексных прогнозов научно-технического развития страны и мира в СССР началось еще в начале 1970-х годов, основными ориентирами для них служили интересы оборонного сектора и партгосаппарата. В настоящее время цели развития безусловно расширились, но соответствующая им процедура выбора приоритетов не разработана, не согласована, не имеет нормативной базы и традиций. В этих условиях при выборе приоритетов и получении соответствующей финансовой и правовой поддержки могут возобладать смещенные и узкие интересы ведомств, ВПК, регионов или чьи либо иные, в то время как интересы государства в целом не будут приниматься в расчет. В этих условиях отработка процедуры выбора приоритетов и изучение опыта других стран крайне важны.

В большинстве развитых стран для определения приоритетов научно-технического развития в процессе прогнозирования и принятия решений о финансировании крупных государственных программ используются следующие методы:

        Дельфи

        Составление перечня критических технологий.

        Экспертиза

        Технологический прогноз, основанный на методе Дельфи, — это попытка предсказать развитие той или иной технологии на длительную перспективу (20-30 лет). Разработанная впервые в 50-х годах RAND Corp., техника метода Дельфи была использована впервые для целей национального и отраслевого технологического прогнозирования Японией (с 1970 г. выполнено уже 6 исследований), а впоследствии, и в значительной степени по японскому образцу, Германией, Францией, Великобританией, Испанией, Австрией, Южной Кореей преимущественно в течение последнего десятилетия (можно говорить о буме этого метода в 90-е годы).

Метод Дельфи заключается в оценке технологий экспертами, (их число различалось от 123 человек в Испании, до 25 тысяч на первом этапе — в Южной Корее) на основе предлагаемых схем, включающих несколько позиций, в том числе уровень научно-исследовательской активности по данному направлению, участие в создании национального богатства, повышении качества жизни и конкурентоспособности, ожидаемые сроки реализации новых достижений. Двух, четырех ступенчатая процедура оценки позволяет экспертам уточнить или пересмотреть свою точку зрения с учетом мнения коллег и выработать в результате согласованную, действительно коллективную позицию по всему кругу поставленных вопросов, число которых на первом этапе, как правило, превышает тысячу.

Прогнозирование по методу Дельфи оказывается эффективным и в достижении ряда других, принципиально важных для выявления приоритетов, результатов. Это познавательный эффект, обучение и расширение кругозора экспертов — участников опроса, картирование компетенций в отдельных дисциплинах, технических областях и странах, выработка консенсуса представителей различных секторов научно технической сферы и, что не менее важно, стимулирование широкого обсуждения научной общественностью тенденций научно-технологического развития своей страны и мира.


1.3 Недостатки метода

 

Метод Дельфи как попытка предвосхитить будущее путем коллективной процедуры имеет и ряд недостатков. Это сомнения в достоверности результатов, полученных путем прямолинейного агрегирования индивидуальных мнений, в качестве выборки группы экспертов, представляющей научное сообщество, а также размытость целей и результатов, высокая вероятность выработки детерминистского и пассивного взгляда на будущее, а также прямое некритичное копирование зарубежного опыта.

На более низком уровне агрегирования – региональном, отраслевом или проблемном — в ряде стран, например в Германии проводится изучение перспективных приоритетов по методу Мини-Дельфи.

Так, хотя метод Дельфи очень популярен, его влияние на реальную структуру приоритетов в большинстве развитых стран следует все же считать ограниченным. Во многих странах этот и другие методы выявления приоритетов часто попадают “на бесплодную почву”, то есть либо не обеспечены механизмами реализации, либо уступают место другим приоритетам, выбранным в соответствии с политическими или какими-либо лоббистскими интересами.

 


Глава 2 Анализ сферы применения метода «Дельфи»

 

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

 

Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка «Дороги Новокузнецка», сокращенное фирменное наименование: МКП «Дороги Новокузнецка».

Юридический адрес: 654005, Российская Федерация, Кемеровская область, город Новокузнецк, ул. Рябоконева, 8.

Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка «Дороги Новокузнецка», создано Муниципальным образованием г. Новокузнецка, в лице Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новокузнецка на основании Распоряжения Главы города Новокузнецка № 3447 от «28» ноября 2008г. «О реорганизации Муниципального учреждения города Новокузнецка «Дороги Новокузнецка».

На данном предприятие разрабатываются как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Предприятие создано в целях осуществления отдельных дотируемых видов деятельности по содержанию, ремонту и благоустройству дорог, улиц и инженерных сооружений и других объектов внешнего благоустройства муниципального образования (город Новокузнецк).

Для достижения целей, Предприятие руководствуется действующими федеральными законами Российской Федерации, законами Кемеровской области, иными нормативно – правовыми актами, Уставом предприятия и осуществляет следующие виды деятельности:

                  Выполнение работ, а также оказание услуг и иных функций некоммерческого характера, связанных с текущим содержанием и ремонтом автодорог, тротуаров, площадей, ливневой канализации и объектов внешнего благоустройства города.

                  Целью создания предприятия является также защита территорий города Новокузнецка от воздействия паводковых, грунтовых, ливневых вод для безопасности жизнедеятельности населения и обеспечения бесперебойного функционирования стратегически важных и социально – значимых объектов инженерной защиты города.

 

2.2 Существующая проблема и пути ее решения

 

На данный момент перед МКП Дороги Новокузнецка встала самая серьёзная проблема - проблема качества ремонта и уборки дорог. Решить в полном объёме её пока не удалось. Есть огромное количество недоделок и недоработок.

Объективная проблема - острейшая нехватка специалистов, квалификация которых способна обеспечить качество ремонта дорог.

Субъективная проблема - наличие недобросовестных подрядчиков.

Высокое качество дорожного покрытия требует высокого качества применяемых материалов.

В последнее время в ремонте и строительстве автодорог стала очевидна перспективность литьевого метода укладки дорожных покрытий. Несмотря на все преимущества его распространение сдерживается недостатками имеющихся асфальтобетонных материалов, которые в свою очередь определяются применением для их изготовления обычных или модифицированных полимерами дорожных битумов.

        Низкая сдвигоустойчивость литого асфальтобетона при повышенных температурах, практически не устранимая никакими подборами минерального состава, приводит к повышенному колееобразованию в процессе эксплуатации покрытий.

        Недостаточная деформативность при низкой температуре приводит к снижению долговечности покрытий из-за образования трещин.

        Ускоренное растрескивание прилегающих участков старых покрытий приводит к необходимости затрат на дополнительный ремонт до истечения нормативного срока службы. К тем же последствиям приводит и плохое сцепление с прилегающими участками, обусловленное низкой адгезией примененного вяжущего.

        Плохое сцепление колеса автомобиля с поверхностью литого покрытия приводит к необходимости дополнительных, сложных в исполнении шероховатых поверхностных обработок не отличающихся долговечностью.

В чем заключается качественный ремонт асфальтированных дорог.

Проезжая на автомобиле по дорогам, где совсем недавно был произведен ремонт, нередко можно заметить вновь появившиеся ухабы, ямы и трещины в асфальтном покрытии. Казалось бы, не далее как три-пять месяцев назад был уложен новый слой асфальта, а дорога вновь требует ремонта. В чем же дело?

Основная причина плачевного состояния дорожного покрытия кроется в грубейших нарушениях технологии укладки асфальта при проведении ремонтных работ дорог. В целом, ремонт дорог является сложным и ответственным процессом, включающим несколько этапов. При этом проведение ремонта дорог должны осуществлять только специалисты, знакомые с технологическим процессом не "понаслышке".

Основное правило укладки асфальта: температура воздуха осенью не должна быть ниже +10 С, а весной - не менее +5 С. При этом обязательно должна быть сухая погода. Требование объясняется тем, что при более низких температурах уплотнение асфальта качественно снижается, что сокращает период износостойкости покрытия. При этом даже реконструкция дорог на полную глубину старого покрытия не предотвратит быстрый износ асфальтного покрытия, если будет нарушено основное требование по атмосферной влажности и температурному режиму.

Что включают в себя этапы строительства дорог? В первую очередь, перед строительством дорог должны быть произведены геодезические и картографические расчеты, после чего вскрывается верхний слой почвы и производится укладка специальной многослойной подушки. После перечисленных этапов осуществляется укладка асфальта (одно-, двухслойного), а затем производится уборка окружающей территории (облагораживание).

Этапы ремонта дорожного покрытия более сложные, поскольку включают:

- полную разборку поврежденного покрытия;

- подготовку основания дорожного покрытия (щебень или слой асфальта);

- нанесение битумной эмульсии;

- укладка слоя из щебня или асфальта;

- укладка однослойного или двухслойного асфальта;

- проливка швов битумом;

- уборка окружающей территории от строительного мусора.

Компания, выполняющая дорожные ремонтно-строительные работы, должна обладать собственным парком специализированной техники: самосвалы, катки, асфальтоукладчики, бульдозеры, автобетононасосы, виброплиты, нарезчики швов, мусоровозные машины и пр. Штат сотрудников должен включать профессионалов со стажем более пяти лет в области дорожных ремонтно-строительных работ с удостоверениями по каждому виду работ. 

Для решения данной проблемы с учетом соблюдения условий перечисленных выше, необходим правильный выбор наиболее оптимальных управленческих решений, в связи с этим на предприятии МКП «Дороги Новокузнецка» решено провести экспертное исследование методом Дельфи. Исходя из его результатов, будут предприняты ряды мер по улучшению качества ремонта и строительства дорог города Новокузнецка.

метод дельфи экспертный прогнозирование


Глава 3. Практический подход к решению проблем методом Дельфи

 

Как уже говорилось в первой главе, сущность метода Дельфи состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержаться информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.

Информация о работе Коллективный метод принятия управленческих решений – Метод «Дельфи»