Классификация и типы стратегий организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Компания может применять для решения задач развития и достижения поставленных целей различные стратегии. Существует множество различных видов стратегий развития производства, роста, сокращения, маркетинга, продаж, инвестиционные, финансовые и многие другие. Для ориентации среди множества стратегий в стратегическом менеджменте используют различные классификации стратегий, позволяющие упорядочить их в целостную систему и создать общий язык для понимания менеджерами их сущности.

Файлы: 1 файл

классификация и виды стратегий организации.docx

— 120.32 Кб (Скачать)

Разработка стратегий  компаний является одним из важнейших  условий их эффективного развития. Но часто менеджеры ограничивают разработку стратегий представлением их в самом общем виде, без учета  их конкретных видов. В результате стратегическое планирование обедняется, связать различные  стратегии воедино не удается, нарушаются принципы целостности, единства и комплексности  в планировании и управлении, а  сами стратегии становятся нежизнеспособными, носящими общий, мало связанный с  реальными условиями управления характер. Стратегии являются основными  продуктами процесса стратегического  менеджмента, но если продукт стратегического  управления носит размытый, фрагментарный  характер, вместо ясной и четкой стратегии, то такая стратегия не может дать никаких результатов, а только ухудшит позицию компании на рынке.

Компания может применять  для решения задач развития и  достижения поставленных целей различные  стратегии. Существует множество различных  видов стратегий развития производства, роста, сокращения, маркетинга, продаж, инвестиционные, финансовые и многие другие. Для ориентации среди множества  стратегий в стратегическом менеджменте  используют различные классификации  стратегий, позволяющие упорядочить  их в целостную систему и создать  общий язык для понимания менеджерами  их сущности.

Классификация стратегий  по уровням компании.

Стратегии менеджмента, прежде всего, разделяют по уровням управления на общекорпоративную, бизнес-стратегии и функциональные стратегии (рис 1). С учетом интенсивного развития процессов децентрализации и самоорганизации в современных организациях следует также учитывать стратегии развития команд, групп и работников от которых зависит успех разработки и реализации стратегических планов.

По уровням иерархической  структуры компании все стратегии  разделяются на четыре группы:

1. Главная стратегия (стратегия  компании в целом).

2. Стратегии бизнес-единиц или стратегии на уровне бизнеса, (СБЕ — стратегическая бизнес-единица).

3. Функциональные стратегии,  их также называют обеспечивающими.

4. Стратегии команд, рабочих  групп и работников.

  
Рисунок 1. Классификация стратегий  по уровням компании.

1. Главная стратегия, корпоративная.

Эта стратегия описывает  развитие организации как единого  целого, формулируется на высшем уровне и является обязательной для всех подразделений организации, независимо от степени их автономии и децентрализации. Организация может сохранять  свою целостность и успешно развиваться  только при условии эффективной  главной стратегии. В ней описываются  общие данные развития компании, например, общая прибыль, суммируемая по всем подразделениям, общий объем продаж. Лишь по наиболее важным, ключевым видам  бизнеса и стратегическим бизнес-единицам могут приводиться их главные характеристики результатов деятельности, например, объемы продаж, рентабельность, вклад бизнес-единицы в общие результаты компании.

Главная стратегия также  должна обеспечить эффект синергии. Синергия — это важнейшая характеристика сложных систем, означающая, что  при взаимодействии различных подразделений  и бизнес-единиц компании общий результат превышает сумму простых эффектов от их деятельности. Например, компания приобретает дистрибьюторскую сеть, в результате резко увеличиваются объемы ее продаж, нескольких бизнес-единиц, ранее не имевших доступа к новым клиентам. Общий результат существенно выше, чем сумма прибылей дистрибьюторской сети и бизнес-единиц, если бы они действовали отдельно друг от друга.

Поэтому главная стратегия  — это не сумма стратегий ее подразделений, как это пытаются иногда разработать на практике, а  синтез стратегий развития подразделения, на основе которого следует достигать  нового уровня развития.

Разработка этой стратегии  является наиболее сложной задачей  стратегического менеджмента. Необходимо определить комбинацию и масштабы видов  деятельности, составить так называемый портфель видов бизнеса, выбрать  рынки, определить главные приоритеты, сформулировать ключевую идеологию, подобрать  и расставить менеджеров на ключевые должности.

2. Стратегии бизнес-линий или стратегии бизнес-единиц.

Эти стратегии разрабатываются  в том случае, когда в компании существуют самостоятельные виды бизнесов и автономные или полуавтономные стратегические бизнес-единицы. Бизнес-единица — это подразделение компании, осуществляющее полный цикл — маркетинг, производство, сбыт, а в ряде случаев и исследования и разработки. Бизнес-единицы обладают большой самостоятельностью, их менеджеры самостоятельно определяют стратегии производства, ценообразования и сбыта, стимулирования и подбора персонала, развития производства. В различных компаниях могут быть установлены ограничения на те или иные решения, принимаемые менеджерами СБЕ. В целом СБЕ — это компания внутри компании, но все же даже в условиях ее максимальной автономии должны соблюдаться следующие ограничения на ее самостоятельные решения. СБЕ не могут самостоятельно:  
– изменять вид деятельности, профиль производства,  
– продавать оборудование и технологии,  
– брать кредиты более установленных в компании ограничений (например, объемом более 10% суммарной стоимости активов СБЕ),  
– увольнять руководителя СБЕ и ключевых менеджеров.

Стратегию развития каждой СБЕ также следует разрабатывать  с учетом главной стратегии компании.

3. Функциональные стратегии

Назначение этих стратегий  — обеспечить выполнение стратегий  бизнес-единиц и компании в целом. При их разработке учитываются общекорпоративные задачи и одновременно задачи развития подразделений в целом. Во многих компаниях ошибочно считают возможным обходиться без разработки данных стратегий и ограничиваться главной стратегией и стратегиями бизнес-единиц. Но в этом случае цели и задачи, поставленные в них «повисают в воздухе», так как возникает неясность в том, кто за что отвечает, какие задачи нужно решать в первую очередь, как координировать выполнение задач.

Эти стратегии чаще всего  классифицируют по функциональным подразделениям компании. Другой подход связан с классификацией их по общим видам деятельности. Например, в таком виде: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологическая стратегия (с. 252–253)2. Следует отметить, что подход на основе разработки стратегий для функциональных подразделений более конкретен, так как ясно кто отвечает за разработку и внедрение. Кроме того, в каждом функциональном подразделении разрабатывают инновационную стратегию, стратегию организационных изменений, социальную и другие. Стратегию маркетинга должно разрабатывать маркетинговое подразделение, но неясно, кто должен разрабатывать социальную, инновационную и ряд других стратегий и отвечать за их внедрение. Следует также иметь в виду, что каждая стратегия должна быть инновационной. Функциональные стратегии — это стратегии нижнего уровня и они должны быть предельно конкретны. Во всех случаях необходимо разрабатывать стратегии развития функциональных подразделений. Классификацию стратегий по видам деятельности целесообразно рассматривать отдельно от функциональных стратегий.

4. Стратегии команд, рабочих  групп и работников

Опыт стратегического  менеджмента показал, что стратегия  компании будет эффективно реализована, лишь когда общие стратегические цели верхнего уровня преобразуются  в стратегические цели работников нижних уровней, от которых зависит внедрение  стратегий.

При бюрократическом подходе  стратегия определяется верхним  уровнем управления и механически  передается нижним уровням управления. При этом не решаются проблемы связи  стратегии развития фирмы в целом, стратегии ее подразделения и  стратегии развития групп, команд и  самих работников. Такой подход приводит к стратегическому разрыву, когда  стратегические цели поставлены руководством, но стратегии неэффективны из-за отсутствия связей между стратегическими целями высших и нижних уровней компании и заинтересованности работников нижних уровней в их достижении. Стратегический менеджмент предполагает обеспечение  взаимосвязей между стратегическими  целями всех уровней управления компании. На Рис. 1 показана связь функциональной производственной стратегии со стратегиями  двух производственных участков, работников, рабочей группы и команды, созданных  для решения проблем повышения  качества и внедрения нового процесса.

Значимость стратегий  четвертого уровня в настоящее время  увеличивается в связи с развитием  самоуправления и самоорганизации  в компаниях, когда центр тяжести  управленческих действий и решений  переносится на сетевые структуры  команды, рабочих групп и непосредственно  на работников, реализующих стратегии.

Классификация стратегий  по типу развития фирмы

Классический подход к  выделению стратегий в зависимости  от характера развития компании включает разделение стратегий на группы 3:

стратегии роста, включают стратегии  концентрации, вертикальной интеграции, диверсификации,

стратегии стабилизации,

стратегии защиты, включающие стратегии сбора урожая, поворота, дивестиций, банкротства, ликвидации.

Эта классификация в настоящее  время широко применяется в системах обучения стратегическому менеджменту. Но современные условия требуют  иного подхода. Состав стратегий  должен быть расширен с учетом новых  стратегий, применяемых в последние  годы и многоцелевым характером базовых  стратегий. Необходимо учитывать возможность  использования стратегии одного и того же вида, например диверсификация, реинжиниринг и другие не только для роста фирмы, но и для ее стабилизации или для защиты. Такой подход дает возможность гибко использовать те или иные возможности отдельных стратегий и отвечает реальным условиям их применения. Так реинжиниринг часто проводится и в успешно работающих компаниях, в целях обеспечения роста и в проблемных компаниях в целях повышения их устойчивости. Проблемные компании могут в результате диверсификации, не получая дополнительных прибылей, увеличить свою устойчивость на рынке.

С учетом различных типов  развития фирм стратегии можно разделить  на следующие виды (Рисунок 2):

  
Рисунок 2. Классификация стратегий  компании по типу развития.

1. Стратегии роста нацелены  на расширение рыночной деятельности, увеличения активов компании, росте  объемов инвестирования. Во многих  случаях менеджмент компании  сознательно выбирает стратегии  роста, связанные с высоким  уровнем риска, так как никто  не может гарантировать, что  быстрое увеличение товаров и  услуг принесет ожидаемые прибыли  в условиях острой конкуренции.

В зависимости от темпов развития компании (темпов роста ее прибыли, продаж, активов) могут быть:

– Стратегия суперроста или гиперроста, к ним относят компании, которые в течение 10 лет набирают высокие темпы развития и достигают суммарных продаж на сумму более 1 млрд. долл. или занимают доминирующее положение на рынке.

– Стратегия динамичного  роста, когда компания входит в группу лидирующих компаний по темпам развития, но доминирующего положения не занимает. Обязательное условие — это превышение средних темпов роста рынка и  ускорение темпов развития

– Стратегия скачкообразного  роста (скачка), когда компания внезапно в течение короткого промежутка времени увеличивает темпы развития.

– Стратегия умеренного роста означает адаптацию компании к средним темпам роста рынка.

– Стратегия медленного роста означает увеличение экономического потенциала компании, темпы ее развития ниже рыночных возможностей и средних  темпов увеличения рынка.

– Стратегия замедления роста, когда происходит рост экономических  показателей прибыли, продаж, активов  в абсолютном значении, но при этом темпы увеличения этих показателей  по сравнению с прошлыми периодами  снижаются. Такая стратегия может  быть связана как с исчерпанием  возможностей самой компании, так  и со снижением потенциала развития рынка, достижения им зрелости и насыщения.

2. Стратегии стабилизации, защиты и выживания направлены  на сохранение рыночной ниши  и доли рынка. В этих условиях  главная задача — поиск внутренних  резервов и выгодных рыночных  возможностей с минимальными  уровнями риска.

3. Стратегии сокращения  имеют главной целью свести  к минимуму затраты компании  на виды бизнеса, которые наносят  ей убытки. В этих условиях  прибыли компании минимальны, рентабельность  низкая, чаще всего она несет  убытки. Задача менеджеров заключается  в радикальном изменении компании, ее полной реорганизации, изменении  видов деятельности, переходе к  стратегиям 1 или 2. Если это не  удается, то ставится задача  выйти с рынка с минимальными  потерями при закрытии бизнеса.

Рост, стабилизация и сокращение фирмы могут реализовываться  различным образом посредством  стратегий следующего уровня:

концентрации — рост объемов выпуска основной продукции или услуг. Возможны варианты этой стратегии: горизонтальная концентрация на основе приобретения или открытия компаний, производящих такую же продукцию, концентрация на основе развития рынка — увеличение доли рынка, повышение рыночного рейтинга компании, концентрация на основе развития продукта — повышение его качества, увеличение семейства продуктов;

интеграции (прямая и обратная), иногда ее называют вертикальная интеграция, означает рост контроля компании над  потребителями и поставщиками, за счет приобретения или создания компаний, находящихся в верхнем и нижнем звене технологической цепи производства и сбыта. Если приобретаются или  создаются компании верхних звеньев, например, потребляющие ее продукцию или услуги, это называется прямой интеграцией или, например, металлургический завод приобретает завод по производству автомобилей. Если приобретаются или создаются компании нижних звеньев технологической цепочки, это стратегия обратной интеграции. Например, компания приобретает фирму, поставляющую полуфабрикаты;

Информация о работе Классификация и типы стратегий организации