Эвристические методы, их общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим подходам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия «эвристика» и «эвристические методы».
Термин «эвристика» происходит от греческого heuresko – отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:

Файлы: 1 файл

Эвристические методы их общая характеристика.docx

— 51.30 Кб (Скачать)

Достоинство: он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатки  и ограничения: даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным.

5) Метод свободных ассоциаций.

В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются  неординарные взаимосвязи между  компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых  ассоциативных связей и возникают  творческие идеи решения проблемы.

Приведем  пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем  типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы  выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных  ассоциаций предлагает, например, слово  «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие идеи:

необходимо  шире рекламировать нашу продукцию  среди студенческой, учащейся молодежи;

для рекламы  необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

необходимо  чаще публиковать рекламу нашей  продукции в изданиях, которые  читают студенты, учащиеся и т.д.

6) Метод инверсии.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических  методов творческой деятельности, ориентированный  на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются  формальной логикой и здравым  смыслом.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического  единства и оптимального использования  противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и  внутренние стороны объекта. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т.д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать  диалектику мышления, отыскивать выход  из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком  и ограничением является то, что  он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

7) Метод эмпатии (метод личной аналогии).

Чаще  всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью  другого, когда пытаются мысленно поставить  себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении  творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. Когда применяется метод  эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии – это  один из эвристических методов решения  творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.

8) Метод синектики.

Суть  метода синектики заключается в  следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

К достоинствам метода синектики относятся практически  все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К  его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:

– он не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;

– после применения метода более 30–40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает.

8) Метод организованных стратегий.

Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность  решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый  подход, новое направление в поисках  идей решения.

И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет  метод организованных стратегий.

В основе этого метода лежат:

а) принцип  самоуправления личности в выборе новых  стратегий решения творческой задачи;

б) принцип  отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с  неожиданно новой точки зрения.

Что же дает применение эвристических методов  в работе менеджера?

Эвристические методы могут быть широко применены  в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых  игр с использованием эвристических  методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

Эвристические методы находят сегодня широкое  применение в различных курсах бизнеса  и управления, так как стимулируют  развитие интуитивного мышления, способности  к воображению и творчеству.

 

 

 

3. Специфика метода «мозговой  атаки»

 

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») – способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные – всего лишь 10–15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа – только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм» («мозговая атака»).

Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Алгоритм  вкратце таков:

1) Отбор участников

2) Сообщение проблемы, которую предстоит решить.

3) Собственно  штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. 
Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

4) Этап  анализа. N-ное количество идей получено. Что дальше? 
Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их.

Вот и  вся неоднократно описанная в  литературе, «простая и доступная  процедура» (приложение 1).

Но не все так просто. Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.

Метод мозгового  штурма подразумевает получение  решения как продукта коллективного  творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, так и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

  • Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса
  • Анализ и оценка выдвинутых идей

Метод мозгового  штурма базируется на психологических  и педагогических закономерностях  коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место  занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим  убрать так называемые барьеры, выступает  дискуссия, которая помогает высвободить  творческую энергию и, включив людей  в интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

Мозговой  штурм является, по сути, наиболее свободной  формой дискуссии. Главная функция  этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них  лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Второй  принцип состоит в том, что  если участники совещания находятся  в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой  другой технологии.

Достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм».

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений  свойственны определенные достоинства  и недостатки.

Одно  из наиболее важных преимуществ мозгового  штурма заключается в том, что  во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически  автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит  выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает  синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается  большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой  штурм – это простой метод, который легко понять и легко  применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется  сложное оборудование, техника, много  времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо  выделить также недостатки мозгового  штурма, что поможет избежать появления  проблем при решении задач  методом мозгового штурма.

Информация о работе Эвристические методы, их общая характеристика