Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель курсовой работы
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
Глава 1. Методологические основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии........................................................................
1.1 Этапы развития менеджмента............................................................
1.2 Этапы развития менеджмента в мире................................................
Глава 2. Разнообразие моделей менеджмента..........................................
2.1 Виды моделей....................................................................................
Глава 3. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления .........................................................................................................
3.1 Виды школ............................................................................................
Заключение.................................................. ..................................................
Список использованной литературы......................................................
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия – это
организация, где основное
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.2
На каждом этапе развития
менеджмента формировались
I. Школа научного управления.
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше
всего подходящих для
3. Обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для
4. Систематическое и правильное
использование материального
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
II. Классическая школа управления.
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
1. Применение приемов
управления межличностными
2. Применение наук о
человеческом поведении к
IV. Школа науки управления.
1. Углубление понимания
сложных управленческих
2. Развитие количественных
методов в помощь
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:
научного направления;
административный;
с точки зрения человеческих отношений;
с точки зрения науки о поведении;
с точки зрения количественных методов;
к управлению как к процессу;
системный,
ситуационный.
Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным.
Старая организация |
Современная организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций.
Относительно небольшое количество руководителей высшего звена, практическое отсутствие руководителей среднего звена.
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой.
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
Упор на приказ и интуицию. |
Большое количество чрезвычайно мощных, крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
Большое количество руководителей высшего звена, небольшое количество руководителей среднего звена. Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
Упор на коллективную работу и рациональность. |
Глава 2. Разнообразие моделей менеджмента
2.1 Виды моделей
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Переход от экстенсивных к
интенсивным методам
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60–70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. 3
Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
Для снижения сопротивления
рабочих организационным
Американские ученые продолжают
ставить и разрабатывать
Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.
Английские ученые внесли
существенный вклад в разработку
метода «исследования операций», который
впервые зародился в Англии в
40-х гг., в связи с необходимостью
решения некоторых военных
Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.
Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.
В 1929–1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:
Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.
Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.
Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50–60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития.
Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира.
По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках.
Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой.
Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.
Глава 3. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
3.1 Виды школ
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.