Эволюция школ менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Общее размышление об истории имеет актуальное значение и в понимании истории управления, в том числе одного из современных его типов – истории менеджмента. Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

Оглавление

Введение 3
1. Научные подходы к управлению 4
2. Школы менеджмента 6
2.1 Школа научного управления (1885-1920) 6
2.2 Школа классического (административного) управления 8
2.3 Школа человеческих отношений (1930 — 1950) 11
2.4 Школа поведенческих наук (1950 — по настоящее время) 13
2.5 Наука управления или количественный подход (1950 – по настоящее время) 14
Заключение 16
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Эволюция школ менеджмента.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы предполагали, что, если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Развитие поведенческих наук. Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

 

    1.  Школа поведенческих наук (1950 — по настоящее время)

 

Школа поведенческих  наук значительно отошла от школы  человеческих отношений, сосредоточившейся  прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новых подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.

Поведенческих подход стал настолько популярен, что он почти  полностью охватил всю область  управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственных наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Такие приёмы как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказывается эффективным только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты, такой подход иногда оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, исследовали его приверженцы.

 

    1.  Наука управления или количественный подход (1950 – по настоящее время)

 

Математика, статистика, инженерные науки и связанные  с ними области знания внесли существенных вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

Исследование операций и моделей. По своей сути, исследование операций – это применение методов  научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.

После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и  отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.

Влияние количественного  подхода. Влияние науки управления или количественного подхода  было значительно меньше, чем влияние  поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.

 

Заключение

 

На протяжении всей истории управления в разных странах и в разные временные эпохи возникали совершенно разные, а порой и прямо противоположные теории на предмет того, как нужно организовывать работу на предприятии, формировались различные школы менеджмента. Все они различались между собой воззрениями на различные факторы производства. Например, принципиально расходились во взглядах на роль человека в производстве и возможность реализации его творческого потенциала. Также предлагалось множество вариантов руководства и распределения функций на предприятии. Одни концепции отстаивали рационализм в управлении, другие, оспаривая своих предшественников, провозглашали курс на изучение человека, его потребностей и психологических особенностей, третьи брали за основу своих учений достижения науки и технологии.

Несмотря на все ошибки, совершенные в процессе построения оптимальной системы менеджмента, опыт поколений все же был учтен, и постепенно начинает формироваться совершенно новая система управления, которая в наибольшей степени удовлетворяет всем требованиям современного человека и современной организации. Формируются новые подходы к управленческой деятельности, которые также перенимают практику и опыт прошлых поколений. Некоторые из них также исчерпали себя, как и неудачные концепции некоторых представленных выше школ, или трансформировались в новые, более прогрессивные подходы. Другие усовершенствовались и продолжаются развиваться и дальше.

В любом случае, как  бы ни обстояло дело с той или  иной концепцией, с тем или иным подходом, важно то, что все эти школы стремились лишь к одной цели: повышение эффективности производства, хотя и предлагали разные средства достижения данной цели.

 

Список литературы

 

  1. Анциферова И.В. Современные школы и концепции менеджмента. Пермь: Издательство ПГТУ, 2007. – 92 с.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  3. Маслов В.И. Концептуальные установки менеджмента. Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2007. 4 – 14 с.
  4. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Куглера, М. Розерманна / пер. с нем. М.: Эксмо, 2007. – 384с.
  5. Персональный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д.Резника. – Пенза: Изд-во ПГАСА, 2000. – 546 с.

 

 

 

 


Информация о работе Эволюция школ менеджмента