Экономический кризис и кадровая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 15:21, реферат

Краткое описание

Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами.

Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время и в нашей стране. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должны помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….......................…..3
1. Экономические кризисы и их виды …………………………………....................... 4
1.1. Сущность экономических кризисов. Причины их возникновения..................….4
1.2. Основные виды кризисов…………....…………………………...............................6
2. Теоретические основы формирования кадровой политики на предприятии..........9
2.1 Сущность, основы и функции кадровой политики..................................................9
2.2 Основные направления формирования кадровой политики.................................12
3. Антикризисное управление персоналом предприятия.............................................16
Заключение.......................................................................................................................18
Список используемой литературы.................................................................................19

Файлы: 1 файл

Реферат Экон. кризис.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

2) поиск работников, имеющих  опыт работы в кризисной экономике,  в том числе антикризисных  менеджеров;

3) оптимизацию использования  имеющейся численности персонала.

При выборе направлений  осуществления кадровой политики должны максимально учитываться все  факторы внешней и внутренней среде организации, в том числе:

-требования, обусловленные  специализацией деятельности предприятия (организации), миссией и стратегией его развития;

-финансовые возможности  организации;

-определяемый допустимый  уровень издержек на управление  персоналом;

-количественные и качественные  характеристики имеющегося персонала  и направленность их изменения в перспективе;

-ситуация на рынке  труда (количественные и качественные  характеристики предложения труда  по профессиям предприятия, условия  предложения);

-спрос на рабочую  силу со стороны конкурентов,  складывающийся уровень заработной платы в других организациях;

-особенности деятельности  и степень влияния профсоюзов, механизмы отстаивания интересов  работников и их действенность;

-требования трудового  законодательства, сложившуюся культуру  работы с наемным персоналом.

Общие требования к кадровой политике в условиях кризисной экономики сводятся к следующему:

1. Кадровая политика  должна быть тесно увязана  с миссией и стратегией развития  предприятия. Кадры должны способствовать  реализации выбранной стратегии.

2. Кадровая политика  должна быть гибкой и способной адаптироваться к изменению условий окружающей среды. В условиях отсутствия кризисных явлений кадровая политика должна быть достаточно стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания персонала. В то же время в условиях кризиса кадровая политика должна характеризоваться оптимальной динамикой, т.е. корректироваться в соответствии с изменением внешней средой, производственной и экономической ситуацией. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов наиболее квалифицированного персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.

3. Кадровая политика  должна быть экономически обоснованной. Поскольку формирование квалифицированной  рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, она должна исходить из реальных финансовых возможностей предприятия.

4. Кадровая политика  в условиях кризиса должна  обеспечить индивидуальный подход  к персоналу с целью сохранения  наиболее высококвалифицированной  его части.

5. Кадровая политика в условиях кризисной экономики должна быть направлена на формирование состава персонала организации, способного найти (разработать) наиболее эффективные пути преодоления отрицательных явлений и вывода организации на эффективный путь развития.

В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Кадровая политика может быть решительной, кардинальной, основанной на формальном подходе, даже не очень гуманной по отношению к  работникам, приоритете производственных интересов. Но она также может учитывать социальные, моральные и иные потребности работников. Такая политика основана на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести. Следует отметить, что второй вариант кадровой политики в условиях кризиса является достаточно трудно реализуемым и требует наличия определенных резервов в организаций или внешних заимствований ресурсов.

Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а  касается принципиальных позиций организации в отношении подготовки, переподготовки, развития персонала, обеспечения эффективного взаимодействия персонала, менеджеров и собственников организации. В то время как стратегическая кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на длительную перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение вопросов кадрового обеспечения. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой, т.е. тактические решения и действия должны вписываться в стратегическую канву.

Кадровая политика носит  и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и  частный, избирательный (в пределах отдельных функциональных или профессиональных групп работников, структурных подразделений, категорий персонала). Такой тип кадровой политики ориентируется на решение специфических задач.

Кадровая политика организации  формирует:

-требования к рабочей  силе на стадии ее найма  и отбора (к полу, возрасту, образованию,  стажу, уровню специальной подготовки, состоянию здоровья и т.п.);

-отношение к инвестированию («капиталовложениям») в рабочую  силу, к целенаправленному воздействию  на развитие тех или иных  качественных и количественных  параметров занятой рабочей силы;

-совокупность действий, направленных на стабилизацию всего коллектива или его отдельных подразделений;

-систему подготовки  кадров, их переподготовки и повышения  квалификации с учетом изменений  условий внутренней и внешней  среды;

-механизм  внутрифирменного движения кадров  с целью наиболее эффективного использования потенциала (конкурентных преимуществ) каждого работника.

Кадровая политика должна быть направлена на рост возможностей предприятия. Она должна быть адаптивной и своевременно реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

К основным требованиям, предъявляемым  к кадровой политике, следует отнести: обязательную связь со стратегией фирмы, ориентацию на долговременные цели, бережное отношение к наиболее квалифицированным  кадрам, постоянное их моральное и материальное стимулирование, обновление круга взаимосвязанных функций и процедур при работе с кадрами.

Кадровая политика в  организации призвана создавать  благоприятные условия труда  для персонала, обеспечивать возможность  продвижения работников вверх по иерархической лестнице, а также способствовать созданию у персонала необходимой степени уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики организации как в нормальных, так и в кризисных условиях, является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.

В системе управления кадрами  в рамках организации (предприятия) можно выделить стратегический и  оперативный аспекты. Управление персоналом в организации осуществляется на основе концепции развития предприятия, включающей три составные части:

-производственную;

-финансово-экономическую;

-социальную (кадровую  политику).

Кадровая политика в  организации включает цели, связанные  с отношением предприятия к внешней  среде - рынку труда, правовому инструментарию, регулирующему социально-трудовые отношения, а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления.

В состав частных задач  кадровой стратегии можно включить:

-поднятие престижа  предприятия;

-исследование атмосферы  внутри предприятия;

-анализ перспективы  развития потенциалов рабочей  силы;

-обобщение и предупреждение  причин увольнения с работы.

Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству при  выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.

Целостная кадровая стратегия  предприятия - это политика, объединяющая различные формы кадровой работы, методы ее проведения в организации  и планы по использованию рабочей  силы.

Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, адекватно реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в обозримом периоде.

В любой отрасли народного  хозяйства кадры играют важнейшую  роль. «Кадры решают все», но кадры могут  стать и главной причиной неудач. В управлении персоналом выделяют четыре ключевых аспекта. К ним относятся возрастная, квалификационная и должностная структуры персонала, а также система оплаты труда. Каждая из этих проблем требует контроля со стороны руководства (администрации) и выработки принципов решения, перспективного и текущего управления.

2.2 Основные направления  формирования кадровой политики

Кадровое планирование - система подбора квалифицированных  кадров, имеющая своей целью обеспечить потребность организации в необходимом количестве специалистов, обладающих необходимыми квалификационными характеристиками в конкретном периоде.

План по трудовым ресурсам разрабатывается с целью оценки перспективного количества работников, которое потребуются организации  и профессиональной их структуры, которая будет необходима в данный обозримый период. В плане должны быть отражены потенциальные источники набора персонала. Также должны быть установлены и обозначены возможные каналы контактов с потенциальными работниками. План должен также включать оценку потенциальных финансовых возможностей фирмы, т.е. ресурсов, которые фирма готова использовать в рассматриваемом периоде в качестве вознаграждения за труд. Ознакомившись с планом, потенциальные работники должны иметь четкое представление денежное или моральное, были известны будущему составу работников.

Каждая организация  использует кадровое планирование явно или не явно. Некоторые организации  проделывают в этом плане серьёзные  исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала. Одна из главных задач планирования персонала состоит в оценке конкретных потребностей в квалифицированных работников в разные периоды времени. После определения этих потребностей в рамках кадрового планирования, необходимо составить мероприятия по достижению этих потребностей. Недобросовестное выполнение и тем более вовсе проигнорированное кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы в самое короткое время.

Применяя эффективные  инструменты кадрового планирования можно укомплектовать вакантные места, уменьшить текучесть кадров, определить основные возможности карьерного роста специалистов в пределах компании.

Реформы, проводимые в  организациях в условиях кризисной  экономики, предполагают наряду с достижением других целей (технических, финансовых, экологических) эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников, а также рационализацию их численности. В условиях кризиса необходимо определять максимально допустимую численность работников на предприятии, при которой может быть обеспечено выполнение принятой стратегии его развития и фактический избыток общей численности работников или дефицит особо ценных кадров.

Управление такой сложной  подсистемой предприятия, как персонал, предполагает использование разнообразного инструментария и методов: экономических, организационных, технических, социально-психологических, направленных на обеспечение эффективности трудовой деятельности в соответствии с требованиями производства (сервиса) и выбранной стратегией развития. Эффективное управление предприятием возможно только при условии, что в организации будут специалисты, выполняющие свои обязанности с максимальной отдачей.

Максимально полное использование  трудового потенциала работников следует  рассматривать в качестве ключевого фактора для успешной деятельности предприятия, как в нормальных, так и в кризисных ситуациях. Оптимальное кадровое планирование должно способствовать повышению эффективности стратегического процесса планирования предприятия в целом и обеспечению средствами для достижения желаемых конечных результатов.

Цель набора персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все специальности и должности. Из них организация отбирает наиболее подходящих по функциональным и иным характеристикам для нее работников. Объем работы по набору в значительной степени определяется разницей между наличным персоналом и будущей потребностью в нем. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.

Отбор персонала. Этот этап связан с непосредственным отбором наиболее подходящих кандидатов из потенциальных лиц, выявленных в ходе набора. В подавляющем количестве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию (наилучшие функциональные знания и навыки) для выполнения конкретной работы на занимаемой должности, а не кандидата, который обладает преимущественно положительными человеческими качествами.

Испытания. В научно-методических и практических пособиях содержится большое количество видов различных испытаний, которые могут быть использованы для оценки эффективности исполнения конкретной работы потенциальным кандидатом. К видам отборочных испытаний можно отнести, например, измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой.

Собеседования. Они являются одним из наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Фактически отсутствуют работники, которых принимают на работу без собеседования. Количество собеседований в значительной степени определяется положением будущего работника в профессиональной и должностной иерархии. Подбор руководителей высшего звена может потребовать множества собеседований и достаточно длительного периода времени.

Процесс адаптации - процедура включения новых сотрудников в организацию, ознакомление новичков с требованиями к деятельности, организационной структурой, культурой, традициями, правилами и особенностями поведения в коллективе.

Особую роль в кадровой политике играет планирование карьеры, под которым понимают процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей служащего с требованиями организации и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста в рамках действующей иерархической лестницы.

Информация о работе Экономический кризис и кадровая политика предприятия