Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:20, курсовая работа
Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения результативности данной деятельности. Какую бы деятельность ни осуществлял человек, он всегда стремится выполнять рационально и эффективно. Рационализм предполагает поиск наиболее удобных и производительных методов выполнения работы, эффективность – наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата. В данном случае закономерен вопрос, насколько ваша организация экономична (цена которую пришлось заплатить за полученный результат) или выгодна, одним словом во сколько раз результат больше затрат?
где ЧР — среднегодовая численность работников, занятых на предприятии. Критерием эффективности управления при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум оказания услуг. С точки зрения функционирования субъекта управления, т.е. самой управляющей системы, критериями экономической эффективности могут быть: • быстрый сбор необходимой информации для принятия управленческих решений; • способность принимать оптимальное решение в кратчайший срок; • оперативность доведения решений до исполнителей; • обеспечение четкого выполнения решений; • комплексный контроль за выполнением решений. Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности. Повышение производительности труда зависит от многих факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д. Материалоемкость, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость инвестиций — это показатели, характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, которая позволяет соотнести полученную прибыль с издержками. Расчетная рентабельность (Эр) исчисляется по формуле (2.1.5):
где П — расчетная
прибыль, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия; С — издержки,
связанные с созданием и пополнением основных
и оборотных средств. Рентабельность качественно
характеризует работу предприятия (организации)
и отражает сопоставление прибыли со всеми
затратами. При этом в различных отраслях
на уровне отдельных предприятий в методике
расчета показателей экономической эффективности
могут быть специфические особенности.
Социальная эффективность обеспечивается
реализацией системы мер, направленных
на удовлетворение социально-экономических
ожиданий, потребностей и интересов работников
предприятия. Социальная эффективность
проявляется: во-
3.Факторы повышения
эффективности управления организации
Рис.3.1 Вертикальная схема разделения труда Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, то есть в формальном смысле обладает большей властью и статусом. Чем больше ступеней существует между высшим уровнем и оперативными работниками, тем более сложной является данная организация. Вертикальная структура состоит из уровней власти, построенных в иерархическом порядке. Власть распределяется по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Горизонтальное разделение труда заключается в том, что руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями: руководитель среднего уровня (производства), руководитель среднего уровня (бухгалтерский учет) и руководитель среднего уровня (маркетинг). В свою очередь, РСУ (руководители среднего уровня) имеют прямой контроль над соответствующими РНУ (руководители низшего уровня), а те - непосредственно над определенным числом исполнителей. Это можно рассматривать как функционализацию (это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации), в результате которой образуются те или иные специализированные подразделения.
Рис.3.2 Схема горизонтальное разделение труда Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, их количество и качество являются значительным фактором качества управления. На возможности успешной деятельности фирмы оказывают влияние как материальные, так и духовные ресурсы. Последние имеют очень большое значение в предприятиях сферы обслуживания. При планировании или проведении необходимых мероприятий всегда следует определить наличие ресурсов, без которых нельзя их осуществление невозможно. После определения ресурсов необходимо сравнить имеющиеся ресурсы с теми, которые нужны для воплощения планов в жизнь. Это даст реалистическую картину о возможностях. Задача руководства организации - обеспечить возможность осуществления планов, а вместе с этим и непрерывность деятельности организации на ближнюю и дальнюю перспективу путем развития имеющихся и создания новых ресурсов. На повышение эффективности управления организацией большое влияния оказывают демографические, социально-психологические, национальные и другие характеристики персонала. Мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента. Системный подход к мотивации персонала является обязательным условием профессионализации управления и рационального использования организационных возможностей стимулирования работников к трудовой активности. Системный подход к мотивации персонала основан на всестороннем учете психологических принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также действенных методах мотивации привлечения, удержания и эффективного труда. Системный подход включает управление мотивацией работников на всех уровнях с использованием всех видов мотивации: в зависимости от временных рамок - долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной и сиюминутной; в зависимости от стимулов - материальной и нематериальной, денежной и не денежной. Системный подход предполагает сочетание действия организационных стимулов и последовательных усилий менеджеров всех звеньев управления по мотивации персонала в четком соответствии с организационной стратегией. Поэтому ключевой задачей является поддержание баланса интересов различных категорий специалистов.
3.1 Анализ эффективности управления в ООО Швейная фабрика
ООО Швейная фабрика «Радуга»
на сегодняшний день – одно из крупнейших
в России предприятий по разработке и
производству форменной и специальной
одежды. Целью создания общества является
извлечение прибыли и удовлетворение
потребностей клиентов в производимой
продукции и услугах. Рассмотрим некоторые элементы
внешней и внутренней среды предприятия,
которые оказывают непосредственное влияние
на его деятельность. Поставщики. На сегодняшний
момент в число поставщиков ООО Швейная
фабрика «Радуга» входит более 15 крупных
российских предприятий, а также предприятия
Швеции и Германии. Со многими из них ООО
Швейная фабрика заключило многолетние
контракты о поставке сырья и материалов.
Основной перечень российских поставщиков
ООО Швейная фабрика «Радуга» представлен
в таблице 3.1.1 (Приложение 2). Потребители.
Большая часть продукции ООО «Швейная
фабрика «Радуга» изготавливается по
заказам сторонних организаций. Основную
часть потребительского рынка предприятия
составляют юридические лица по причине
особой специфики производимой продукции.
ООО Швейная фабрика «Радуга»
имеет линейно-функциональную организационную
структуру управления, то есть для низших
ступеней управления сохраняется линейный,
а в руководстве отделами – функциональный
принципы (рисунок 3.1.1, Приложение 3). Руководители
подразделений по ступеням управления
осуществляют свою деятельность на принципах
единоначалия, но для обеспечения необходимой
компетентности управленческих решений
при руководителе создаются функциональные
подразделения (отделы, группы), привлекаются
специалисты. Последние выступают в качестве
помощников руководителя по отдельным
функциям управления; они готовят решение,
но принимает его руководитель – единоначальник.
3.2 Основные
технико-экономические
Все менеджеры ООО
Швейная фабрика «Радуга»
2. Инновационная деятельность.
Инновационная деятельность в ООО Швейная фабрика «Радуга» развита довольно слабо, поскольку руководство недоверчиво относится к выдвигаемым снизу новым идеям и не считает нужным согласовывать внедрение каких-либо новинок с персоналом. Поэтому на предприятии отсутствует атмосфера «творческого поиска». С одной стороны, это не является большим недостатком, который оказывал бы влияние на эффективность управления, так как основная деятельность предприятия – производство, которое требует от работников четкого выполнения своих функций. С другой стороны, с увеличением новых продуктов на рынке и сокращением их жизненного цикла для поддержания эффективности организации необходима высокая плотность потока новаторских идей. Кроме того, поддержка инновационной деятельности способствует формированию благоприятного социально-психологической обстановки в коллективе.
3. Информационные системы.
В ООО Швейная фабрика «Радуга» существует единая компьютерная сеть, которой могут пользоваться менеджеры и сотрудники, у которых имеется к ней доступ.
Эффективным средством
коммуникации на предприятии
являются информационные доски.
Их размещают в помещениях
фирмы (коридорах, лестничных клетках
и др.) Характер информации зависит
от типа информационной доски.
Иногда доски разделяют на
ряд секций, каждая из которых
предназначена только для
В целом систему коммуникаций на предприятии довольно слабая, так как существует некоторый информационный барьер между руководителями и рядовыми сотрудниками, а также отсутствует свободное распространение информации. Это способствует образованию определенных психологических барьеров у работников и ведет к недостатку информации, что негативно сказывается на общих результатах деятельности предприятия.
4. Система мотиваций.
Система мотиваций также развита довольно слабо, что способствует значительному снижению эффективности управления.
В качестве мотиваций на предприятии используются: