История возникновения менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Определить достижения школы научного управления;
Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой;
Привести основные положения концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли;
Сформулировать концепцию управления школы человеческих отношений.

Оглавление

Введение
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
5. Школы 1940 - 1960-х годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менедж2.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

     Колледж Идель-Урал 
 
 

     Экономический колледж 
 
 
 

     Р Е Ф Е Р А  Т

     по  дисциплине: История менеджмента

     на  тему: «История возникновения менеджмента» 
 
 

     Выполнила: студентка 

     Проверил: 
 
 
 

     Набережные  Челны

     2006

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение

     1. Эволюция менеджмента как научной  дисциплины

     2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)

     3. Классическая (административная) школа  (1920 - 1950 гг.)

     4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

     5. Школы 1940 - 1960-х годов

     Заключение

     Список  использованной литературы

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Выполнение  управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

     Труд  управленческий и труд непосредственно  производительный в сферах материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.

     Согласно  концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

     1. Религиозно-коммерческая. Она произошла  в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

     2. Светско-административная. Связана  с деятельностью вавилонского  правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до  н.э.), который попытался организовать  эффективную систему управления  своей огромной империей. Знаменитый  свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. 
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

     3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и 
зернохранилищах.

     Однако  первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к началу двадцатого века.

     В данной работе сделана попытка раскрыть период зарождения и этапы развития менеджмента как научной дисциплины.

     Целью контрольной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.

     В процессе изучения ставятся следующие  задачи:

     Определить  достижения школы научного управления;

     Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой;

     Привести  основные положения концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли;

     Сформулировать  концепцию управления школы человеческих отношений.

 

      1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА  КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

     Первое  проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.

     Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

     Первой  объективной предпосылкой, которая  стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в  Англии.

     Однако  идея того, что само управление может  реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]

     Третья  предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.

     Появление и оформление управления как области  научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

     Успехи  в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в  других областях знаний, в том числе  с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.

     В то же время в мире происходили  великие перемены, связанные с  научно-техническим прогрессом, с  изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.

     С учетом этой эволюции известны четыре подхода  к управлению:

      Подход к  управлению с позиций выделения  различных 
школ, базирующихся на соответствующих концепциях.

     Процессный подход.

     Системный подход.

     Ситуационный  подход. [2, с. 54]

     Основные  этапы эволюция управленческой мысли  могут быть представлены табл. 1. 

     Таблица 1

     Эволюция  управленческой мысли

Подходы, школы Годы 
Подход  с позиций школ управления  
Подход  научного управления 1885-1920
Подход  административного управления 1920 - 1950
Подход  с позиций человеческих отношений 1930 - 1950
Подход  с позиций науки о поведении 1950 - по настоящее  время 
Подход  с позиций количественных методов 1950 - по настоящее  время
Подход  к управлению как к процессу 1920 - по настоящее  время
Системный подход конец время 1950-х  — по настоящее
Ситуационный  подход конец время 1960-х  — по настоящее
 

     2. ШКОЛА НАУЧНОГО  УПРАВЛЕНИЯ (1885 - 1920 гг.) 

     Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.

     Первым  этапом становления методологии  научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Были выдвинуты аргументы в защиту отделения управленческих функций, названных функциями обдумывания (анализа) и планирования, от непосредственного выполнения работы. В результате Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления:

     Работа  по управлению — это определенная специальность, и организация в  целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет  сосредоточена на том, что она  делает лучше всего.

     Авторы  работ по научному управлению выдвинули и обосновали важность отбора и необходимость обеспечения обучения людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе. Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.

     Основные  принципы Тейлора  и его школы  могут быть сформулированы в следующем виде:

     Создание  научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.

     Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.

     Сотрудничество  между администрацией и рабочими в деле практического внедрения  научно разработанной системы организации труда.

     Равномерное распределение труда и ответственности  между администрацией и рабочими. [2, с. 55]

     Важным  вкладом этой школы было систематическое  использование стимулирования, чтобы  заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.

Информация о работе История возникновения менеджмента