Исторические тенденции развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:37, реферат

Краткое описание

Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 43.57 Кб (Скачать)

    Процесс управления состоит из следующих  функций: планирование, организация, мотивации  и контроля. Эти четыре первичных  функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство предполагает возможность влияния на отдельных  работников и группы работников таким  образом, чтобы они работали в  направлении достижения целей, что  крайне существенно для успеха организации.

    Процесс управления подчеркивает взаимозависимость  функций управления, это отличается от системного подхода, где подчеркивается взаимозависимость отдельных частей организации, а также взаимозависимость  организации и окружающей среды.

3.Системный подход.

    Системный подход рассматривает все процессы и явления  в виде определённых целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими  составляющим ее элементам. В виде систем можно рассматривать все объекты неживой, живой и социально-организованной материи (атомы, организмы, предприятия и т.д.). Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих специфическими функциями.

    Системы делятся на закрытые, функционирующие  независимо от изменений внешней  среды (например, часы) и открытые, связанные  с внешним миром (все социально-экономические  объекты – предприятия, организации, бригады и т.д.).

    Важнейшие принципы системного подхода:

  1. процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей
  2. необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  3. необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей;
  4. цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  5. восхождение от абстрактного к конкретному;
  6. единство анализа и синтеза, логического и исторического;
  7. выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействие и др.

4.Ситуационный подход.

    Ситуационный, или кейсовый (от англ. case - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

    Ситуационный  подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения  имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более  целесообразно применять в спокойной  обстановке и в процессе планомерной  деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных  и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1 - 2 мин. необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются  особые качества.

    Ситуационный  подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих  различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные  управленцы в одинаковой ситуации будут  предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь близкие цели. Поэтому  в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации (землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание  работников и др.), в ходе которых  моделируется весь ход действий и  их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера  к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.

    Развитие менеджмента в России.

    Развитие  менеджмента в  ХVII в. Начало развития менеджмента в России было положено  в ХVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

    В развитие системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким  образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается  одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

    Особую  эпоху в развитии российского  менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

  • развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
  • содействие развитию  сельского хозяйства;
  • укрепление финансовой системы;
  • активизация развития внешней и внутренней торговли.

    Законодательные акты Петра I – указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением –  регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный  менеджмент.

    Заслуживают внимания  и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К его оригинальным идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он  подразумевал богатство  государства (казны) и народа, под  вторым – эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. 

    Развитие  управленческой мысли  в ХVIII в.

    Первая  четверть ХVIII в. была периодом петровского  реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

    Идеи  государственного управления нашли  свое отражение в трудах 

    А.П. Волынского (1689 – 1740). Последовательным идеологом крепостничества  был  В.Н. Татищев (1686 – 1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев  особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что  государство обязано не наблюдать  за хозяйственными процессами, а активно  регулировать их в интересах России.

    Во  второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования  управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение  для управления губерний Российской империи». 

    Особенности управления экономикой России в XIX в.

    К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским  старыми  методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.

    Основные  преобразования управления экономикой  в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был  издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах  личной власти и ответственности.

    Особую  роль в  развитии менеджмента в  России сыграл М.М. Сперанский (1772 – 1839). Цель преобразований он видел в придании внешней формы конституционной  монархии, опирающейся на силу закона. Система власти М.М. Сперанский предложил  разделить на три части: законодательную, судебную и исполнительную. Т.е. законодательные  вопросы  должны были находиться в  ведении Государственной Думы, суда – в ведении Сената, управление государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой. 

    Развитие  менеджмента в XX в.

    В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких  личностей, как С.Ю. Витте (1849 – 1915) и  А.С. Столыпин (1862 – 1911).

    Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала  все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла  о децентрализации управления Россией.

    Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических  форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)осуществил ряд мер, основными  из которых были следующие:

  • введение рабочего контроля;
  • создание Высшего совета народного хозяйства;
  • образование местных органов экономического управления.

    Прерванные  Первой мировой и Гражданской  войнами отечественные исследования в области управления производством  и научной организации труда  были возобновлены в начале 20-х. Годов. В частности, были сформулированы «основные законы научной организации производства и НОТ».

    В развитии советской управленческой мысли самими плодотворными были 20-е годы, когда еще допускались  определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти  годы среди ученых достаточно четко  обозначились две основные группы концепций  управления: организационно-техническая и социальная.

    К первой группе относятся:

    1. Концепция организационного управления, предложенная А.А. Богдановым (1873-1920);
    2. Концепция «физиологического оптимума» О.А. Ерманского (1866-1941);
    3. Концепция узкой базы А.К. Гастева (1882-1941);
    4. Концепция «производственной трактовки» управленческих процессов Е.Ф. Розмирович (1886-1953).

   К социальным концепциям относятся:

  1. «Теория организационной деятельности» П.М. Керженева (Лебедева) (1881-1940);
  2. «Социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке;
  3. Теория «административной ёмкости» Ф.Р. Дунаевского (1887-1960).

    В 30-50 годах каждая организация оказалась  послушным «винтиком» в сложном  механизме планового управления  народным хозяйством и отраслями.

    Наконец, в 80-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций  системы управления экономикой  в условиях перехода к рыночным отношениям.

    Таким образом, история менеджмента –  это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих  и контролирующих.

Информация о работе Исторические тенденции развития менеджмента