Исторические тенденции развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:37, реферат

Краткое описание

Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 43.57 Кб (Скачать)

Введение.

    Знание  истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это  совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее  были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере  развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие  методы управления следует применять  в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

    Знание  истории управления играет большую  роль в формировании профессионального  сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков  стратегического и широкомасштабного  мышления.  

    1.Основные этапы развития менеджмента.

    Сегодня вряд ли кто может сказать, как  и когда зародилось искусство  и наука управления.  Менеджмент в той или иной форме существовал  всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого  общества:

  • политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;
  • экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
  • оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

      Даже в самых древних обществах  требовались личности, которые бы  координировали и направляли  деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.). К  примеру: египетские пирамиды  – это памятник управленческого  искусства того времени, поскольку  строительство таких уникальных  сооружений требовало четкости  в планировании, организации работы  великого множества людей, контроля  за их деятельностью.

Первый  период – древний  период

    Примерно  в 9-7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход  от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов  – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике  и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области  управления.

    В Древнем Египте был накоплен богатый  опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 – 2800гг. до н.э.)  сформировался достаточно развитый для того времени государственный  управленческий аппарат и его  обслуживающая прослойка (чиновники-писцы  и пр.).

    Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

    Платон (428-348гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал  попытки разграничить функции органов управления.

    Александр Македонский (356-323гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

    Приведенные материалы не охватывают всех  событий  и дат, которые так или иначе  характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о  том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новой науки –  менеджмента.

    Второй  период – индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период  принадлежит А.Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом  в области управления, т.к. сделал анализ  различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

    Большое  влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных  направлений и школ менеджмента  оказало учение Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

    Первый  переворот в теории и практике управления связан с созданием и  использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

    Третий  период – период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребности своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решили свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

    В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена  промышленной революции в ΧΙΧ  в. Возникновение фабрики как  первичного типа производства и необходимость  обеспечения работой больших  групп людей означали, что  индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать  за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников – обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

    Четвертый период – информационный период (1960г. по настоящее  время). В 60-е г. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

    Формализация  ряда управленческих функций, сочетание  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра  структурных элементов  организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые  элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оценки многоцелевых управленческих решений.

    .Историческое развитие взглядов на менеджмент.

 

    Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения  с тех пор, как управление стало  рассматриваться как особый вид  деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались  по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки  информации. Менялась практика управления -  изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования  за практикой  менеджмента. Более того, именно выдвинутые  и сформулированные ведущими умами  управленческой мысли новые идеи в области управления и новые  подходы  к осуществлению управления  обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили  широкие преобразования в практике управления.

    К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный  вклад в развитие теории и практики управления:  
 
 
 
 

1.Подходы на основе выделения различных школ.

    Школа классического научного управления.     1900          Тейлоризм – научное управление предприятием с применением инженерных наук в  управлении
    1920     Фойлеризм – принципы управления, ориентированные  на построение организационных структур.
    Школа неоклассицизма и человеческих отношений.     1940     Неоклассицизм – теория организации как социальная система, как наука управления с  учётом психологических аспектов человека (человеческое поведение).
    Школа количественного и системного подходов.     1950     Привлечения систематизирующих и инженерных принципов – разработка и применение теории систем ЭММ и компьютеризации.
    1970     Ситуационный  подход во взаимосвязях внутренней и  внешней сред организации.
    Школа системного и инновационного подходов.     1980     Культура  управления – метод воздействия  на людей как мощный инструмент (организационная  структура).
    1990     Инновационные и международные процессы: синтез деятельности людей и высоких  технологий; демократизация управления, участие работающих в прибылях.

1.1.Школа классического научного управления.

    Возникновение тейлоризма и его  сущность.

    Фредерик  Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) по "праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Файоль, Эмерсон или кто-нибудь другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью кустарных, ремесленнических, «дедовских» методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

    «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые  впоследствии получили название «тейлоризм». На смену расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

      В основе тейлоризма лежат  4 научных принципа (правила управления):

  • создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
  • отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;
  • сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;
  • равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

    Тейлоризм — это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами  которой являются организационная  гармония и экономическая  и психологическая  целесообразность. Основные его положения  актуальны и сегодня.

    В целом заслуга Тейлора, Ганнта, супругов Гилбрет, Форда и др. заключается  в утверждении следующих принципов  научного управления:

  1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
  2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение;
  3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
  5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс;

Утверждение менеджмента  в качестве самостоятельной формы  деятельности, науки. Формирование функций  менеджмента.

1.2.Административная (классическая) школа менеджмента.

    Возникновение административной школы связано  главным образом с именем Анри Файоля (1825 — 1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в.

    Файоль  создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное управление» — в 1916 г.

Принципы  управления — это  основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых  обеспечивает эффективность  управления.

Информация о работе Исторические тенденции развития менеджмента