Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:25, реферат
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, исходит от исторических особенностей, культуры и общественной психологии. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам.
Введение
Особенности развития экономики Японии
Особенности Японского управления
Профсоюзы в Японии
Заключение
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Институт экономики и управления предприятиями сервиса
Реферат на тему:
«Истоки японской системы менеджмента. Основные идеи и особенности японского менеджмента в управлении персоналом»
Выполнил: студент 1 курса
Заочного отделения
Группа 080200.62
Обозов Д. В.
Тепышева В. В.
Проверила:_______________
Санкт-Петербург,
2011г.
Оглавление.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, исходит от исторических особенностей, культуры и общественной психологии. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам.
Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее выражено проявляются отличия японского стиля от хорошо изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно отличаются от американских.
Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях, свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.
Благодаря Японскому опыту в работе с персоналом появляется возможность выделить те конкретные идеи, позволяющие обеспечить и ускорить выход экономики многих стран из кризиса, дает возможность научить работника и руководителя так, чтобы он смог направить свою экономику по нужной траектории развития.
Овладение японским стилям менеджмента – позволяет произвести отказ от узкой специализации, а значит даёт универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
Особенности японского управления.
Япония хорошо известна своей уникальной системой пожизненного найма. Пожизненный найм – это не юридическое право. Его утверждение – дань традиции.
Система
пожизненного найма, при которой
работники пребывают в одной
фирме с момента первого выхода
на рынок труда и до выхода на
пенсию. Японским фирмам нужны были
преданные делу и предприятию
работники, заинтересованные в достижении
не столько сиюминутных, тактических,
сколько более или менее
Принцип ориентировки на перспективу побудил японский капитал прибегнуть к методу найма, практически не имевшему аналога ни в Европе, ни в Америке.
Следует
сразу заметить, что пожизненный
найм характерен только для крупных
фирм. В маленьких фирмах этот метод,
не является доминирующим. Пожизненный
найм персонала дает предпринимателям
активных и преданных тружеников,
готовых трудиться, не покладая рук.
Правда, за его специфичностью скрывается
самая настоящая
Пожизненно нанятый работник ощущают стабильность в своей жизни, он способен планировать на будущее. Работник понимает от него зависит функционирование фирмы, а тем самым его рабочие место. По достижении 55(а в некоторых фирмах 60) лет он выйдет на пенсию, и фирма выплатит ему выходное пособие. Во всех крупных японских фирмах, при каком-либо кризисе или спаде к увольнению рабочих стараются не прибегать. Для рядового работника такое положение вещей является стимулирующим фактором.
Кроме чувства уверенности, что само по себе очень важно, человек ощущает и материальные блага пожизненного найма: его заработная плата постоянно растет. В Японии, как известно, старший по возрасту или ветеран фирмы получает больше младшего или новичка. Такой подход к оценке работника берет свое начало в традиции японского общества – уважать старших. Принцип старшинства служит мерилом в начислении заработной платы.
Повышение зарплаты производится ежегодно. При этом учитываются, конечно, профессиональное мастерство, должность и образование работника. Но самым главным считается возраст и выслуга лет в фирме. То есть работник в возрасте 25 лет получает почти в 2,5 раза больше двадцатилетнего. Эти же факторы определяют и должностное повышение работника.
Культивировани
Корпоративный дух должен быть
всегда, так считается в японском
менеджменте. Корпоративный
Так же производятся различные развлекательные мероприятия для сотрудников за счёт компании, что – бы они не считали себя роботающеми лошадками, а чувствовали себя как в большой семье. Благодаря этому многие не мыслят своей жизни в не компании. Бывают случаю, когда работники не полностью отгуливают свой положенный отпуск, а приходят на работу. Каждая фирма считает своей первейшей обязанностью нести определенные расходы с целью создания у работников определенного настроя. Считается, что без этого корпоративный дух не поднимешь. Поэтому Руководство японских фирм твердо убеждено в том, что потраченные на рабочих средства и внимание к ним с лихвой компенсируются той отдачей, которую фирма получает от рабочего, пропитанного корпоративным духом.
Кружки качества.
В
деятельности кружков качества за последнее
время выявились две основные
тенденции. Во-первых, их функции переросли
производственные рамки, начали проникать
в сферу повседневной жизни. Во-вторых,
кружки “ за качество” и “
бездефектность” продукции
Кружки качества объединяют, как правило, 6-10 работников одного уровня иерархии, выполняющих сходную работу. Они собираются 1-2 раза в неделю. Каждая группа имеет лидера и докладывает руководству о полученных решениях. Рационализаторским предложениям, исходящим от рабочих предается особо важное значение. На каждого рабочего приходится 18-22 рационализаторских предложения в год. Полезные предложения часто вознаграждаются в виде ручек, медальонов, памятных значков. Денежные вознаграждения получает кружок качества и поровну распределяет их между своими членами. В концепции кружков качества как практического инструмента решения проблем качества важен набор методик, которые используются для решения проблемы производительности труда, снижения затрат, совершенствования технологических процессов. Часто применяется диаграмма причин и следствий, называемая графиком Исикавы (в настоящее время ведущий специалист в Японии по вопросам управления качеством продукции) или ”рыбьим скелетом”
Отношения в рабочей группе
Одной из основных особенностей японского менеджмента является упор на приверженность к группе, групповая психология. Японская фирма составляется из множества малых групп. Всюду есть старший и младшие, на каждом, даже самом маленьком участке фронта труда в Японии действуют ведущие и ведомые. Первые, как правило, старше по возрасту и стажу, а следовательно опытнее. Поэтому они пользуются непререкаемым авторитетом, им подчиняются, их уважают. И так на всех ступенях организационной структуры.
Японцы
воспринимают социальный мир поделенным
на четкие структуры: “сэмпай» (старшие),
“кохай» (младшие) и “дорё”. Категория
“дорё”, обозначающая “коллеги”, относится
лишь к людям одинакового ранга,
а не ко всем кто выполняет вместе
какую-то работу. Даже среди “дорё”
различие в возрасте, стаже определяют
характер восприятия друг друга либо
в качестве “сэмпай” либо в качестве
“кохай”. Идеальная система
Японцы выработали жесткие правила домостроя, которые пережили века. Так, самой важной чертой японской семейной психологии является стремление всех членов семьи к тому, чтобы обеспечить непрерывность семейной линии и добиться ее процветания. Перенесение этих устремлений на производство оказывается сильнейшим стимулятором трудовых усилий персонала Далее, японская семья строится на основах незыблемой иерархии зависимостей (отец семейства – глава семьи, после его смерти главой становится старший сын, свекровь – госпожа невестки и т. д.). Перенесение этих шаблонов в производственную среду не только не создает противоречий между начальниками и подчиненными, а наоборот существенно их ослабляет. Наконец, наличие в семье слабой ее части всегда создавало благоприятную атмосферу для появления сильных личностей, способных вести и опекать слабых. В фирме это проявляется опекой подчиненного со стороны начальника. На японских предприятиях функционируют рабочие группы по 4-6 человек и более. Оптимальной признается группа в 10-20 человек. В такой группе обеспечивается контактность участников и их взаимодействие при выполнении трудовых операций. Во имя реализации цели японцы способны на большие жертвы. Не редко в угоду группе они отказываются от личных благ, терпят невзгоды. Тяга японцев к групповому взаимодействию необычайно сильна. Японский бизнес извлекает из всего этого немалую выгоду. Главное, конечно, это обеспечение высочайшего уровня трудовой дисциплины, так как известно, что дисциплина как интегральное целое воспитывается только в системе коллективных действий.
Принятие решений.
Управленческие решения являются существенными элементами планирования, организации, мотивации и контроля. Японская система принятия решений основана на национальных традициях, отражает этнопсихологические особенности японцев и сориентирована на их социальные ценности.
Администрация фирмы тонко чувствует нюансы человеческой мотивации. Поэтому она всемерно вовлекает рядовых работников в подготовку решений. С учетом ожидаемой от низов инициативы организуется стандартная процедура подготовки, обсуждения и санкционирования управленческих решений.
Эта процедура носит название ”ринги”. Термин “ринги” не имеет адекватного перевода на русский язык. Он состоит из двух китайских иероглифов: “рин» (спрашивать с нижестоящего) и “ ги» (совещаться, обсуждать, обдумывать). Первое употребление этого термина в японской практике управления относится к начальному периоду реставрации Мэйдзи. Исследования показывают, что “ринги” представляет собой в известной степени философию японского менеджмента.