Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:41, контрольная работа
Управленческое решение — это концентрированное выражение процесса управления на заключительной стадии —это выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный надостижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.
ТЕМА:Исследование и проектирование управленческих решений
ВВЕДЕНИЕ
Введение
В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.
Иногда
для проведения исследования приглашают
консультационные фирмы. Необходимость
в исследованиях систем управления
продиктована достаточно большим кругом
проблем, с которыми приходится сталкиваться
многим организациям. От правильного
решения этих проблем зависит
успех работы этих организаций. Исследования
систем управления могут быть различными
как по целям, так и по методологии
их проведения.
Управленческое решение — это концентрированное выражение процесса управления на заключительной стадии —это выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный надостижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.
Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития). В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам, воздействия, сроком принятия, информационной обеспеченности и т. д. Управленческие решения требуют различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и ресурсам.
Известно, например, что количество оперативных решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития. Классификация решений на высоко- и слабоструктурированные позволяет более эффективно организовать процесс за счет разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям. Решения в высокой степени структурированные известны так же, как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено, и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т. д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Слабоструктурированные решения (не запрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабоструктурированными являются решения, связанные с определением целей и формулированием стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т. п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации; к такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, увеличению ее открытости, так как их прямым следствием становится рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения как внешней среды, так и внутренней организации каждого предприятия. В то же время современные разработки в области исследования операций, развитие информационной технологии и компьютеризация позволяют значительно повысить долю программируемых решений, которые, как уже было отмечено” характеризуются большей точностью и в ряде случаев требуют меньших затрат времени и других ресурсов.
Между
двумя видами решений — запрограммированными
и незапрограммированными — находится
множество их комбинаций, и именно
это множество является реальностью,
в которой принимаются
При решении
относительно несложных проблем
часто используется интуитивный
подход, который характеризуется
такими чертами: субъект решения
держит всю проблему в голове; по
мере развития проблемы подход к ее
решению может радикально меняться;
возможно одновременное рассмотрение
нескольких вариантов; может не соблюдаться
последовательность этапов; качество
решения основывается на предыдущем
опыте лица, принимающего это решение.
Поэтому интуитивный подход не дает
хороших результатов в тех
случаях, когда опыт лица, принимающего
решение, небольшой, а предыдущие ситуации
не соответствуют новым. Кроме того,
на качество интуитивных решений
могут оказывать влияние
Если
проблемная ситуация не так очевидна,
а ее решение неоднозначно, то принятие
решения требует
Самая
простая “идеальная” схема
В табл.
1. представлена более детальная
структуризация процесса принятия решения,
в которой наряду с выделением
четырех этапов показан состав процедур,
необходимых для реализации целевых
установок каждого этапа. Цель первого
этапа — выявление и описание
проблемы и проблемной ситуации; второго
этапа - поиск возможных вариантов
решений; на третьем этапе производится
оценка альтернатив и выбор
Таблица 1. Этапы и процедуры процесса
принятия решений
Этапы
Процедуры
1. Постановка
Возникновение новой ситуации ; .;
проблемы
Появление проблемы
Сбор необходимой информации '
Описание проблемной ситуации
2. Разработка ва
Формулирование требований ограничений
риантов решений
Сбор необходимой информации
Разработка возможных вариантов решений
3. Выбор решения
Определение критериев выбора
Выбор решений, отвечающий критериям
Оценка возможных последствий
Выбор предпочтительного решения
4. Организация
План реализации выбранного решения j
выполнения реше
Контроль хода реализации решения '
ния и его оценка
Оценка решения проблемы и возникно
вения новой ситуации
и оценке информации проводится на всех этапах процесса принятия решений, но имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также, стиля работы лица, принимающего решение. Наибольшую потребность в информации испытывают субъекты решений, которых в управленческих кругах называют максималистами, так как они собирают и анализируют максимум возможной и полезной информации. Этот подход оправдывает себя в том случае, когда решается очень сложная проблема и нет дефицита времени, отпущенного для ее решения. Наряду с этим субъекты решения нередко ограничиваются лишь таким количеством информации, которое достаточно, чтобы выбрать один—два удовлетворительных варианта решений, после чего поиск и анализ но вой информации прекращается. Это дает неплохие результаты при решении сравнительно несложной проблемы, но в условиях жесткого лимита времени. Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. На этапе постановки задачипринятие решений - это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации;
на этапе решения — оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами; на этапе принятия решения — оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются критерии. На первом этапе в качестве критерия распознавания проблемычаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой судят о возникновении проблемы. Следовательно, руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности, чему способствует применение системы управления по целям (или по результатам). В противном случае существование проблемы определяется чисто интуитивно или по мере поступления сигналов, что существенно усложняет последующий процесс принятия решений. Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий. Как правило, при решении сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы. На этапе выработки курса действий, т. е. разработки вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них — наиболее полезные или предпочтительные для решения целей организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете — эффективность и прибыльность. Наиболее полно система критериев оценки решений разработана для структурированных проблем, позволяющих применять экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т. п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое связано с более длительным процессом реализации, могут существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса действий менеджерам приходится анализировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.
В практике
менеджмента часто возникает
необходимость решения слабо
структурированных проблем, не дающих
возможности оценивать варианты
с помощью математического
Информация о работе Исследование и проектирование управленческих решений