Использование метода SWOT-анализа в стратегическом менеджменте»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучит использование метода SWOT-анализа в стратегическом менеджменте. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Дать понятие стратегическому менеджменту;
Дать понятие SWOT –анализу;
Изучить методику проведения SWOT-анализа.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие стратегического менеджмента 4
2. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 12
2.1 Понятие SWOT-анализа 12
2.2. Методика проведения SWOT-анализа 14
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Использование методов SWOT.docx

— 76.97 Кб (Скачать)

     Стратегический  и оперативный менеджмент различается  и с точки зрения требований к  контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий  оценивать гораздо сложнее, чем  результаты оперативного управления. Последствия стратегических решений  можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда  становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех  или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия оперативного управления, как правило, не разделены  большим промежутком времени  с принятием решения, и поэтому  причины, например неудачи, достаточно легко анализировать.

     Стратегические  и оперативные решения различаются  с точки зрения интересов отдельных  лиц или групп, участвующих в  управлении, т.е. стейкхолдеров. Стратегические решения подчинены корпоративным целям, в то время как оперативное управление может ориентироваться на локальные, частные цели, например отдела или группы.

     Риск  при принятии стратегических решений  несоизмеримо выше по сравнению с  возможными потерями от неправильных оперативных решений, что объясняется  как масштабами решений, так и  различным уровнем неопределенности и сложности среды2.

     Следует также различать стратегическое и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно  экстраполировать и на будущее. В  этом случае представляется несложным  определить основные параметры долгосрочного  плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план можно разбить на более короткие промежутки времени. Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много. Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития. Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации. Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ. Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры. Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды. В качестве важнейшего фактора успеха стратегический менеджмент рассматривает человеческие ресурсы организации и использование скрытых резервов организационной культуры.

 

 

2. SWOT-анализ  как инструмент стратегического менеджмента

2.1 Понятие SWOT-анализа

     SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды)3.

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

     SWOT-анализ  — это промежуточное звено  между формулированием миссии  предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности (рис. 1):

         
 
 
 
 
 
 

       Рис. 1 Последовательность проведения SWOT-анализа

  1. Вы определили основное направление развитие  предприятия (его миссию)
  2. Затем вы взвешиваете силы предприятия и оцениваете рыночную ситуацию, чтобы понять, сможет ли оно двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  3. После этого вы ставите перед своим предприятием цели, учитывая его реальные возможности. 

     SWOT-анализ  помогает ответить на следующие  вопросы: 
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать? 
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

     - какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

     - какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

     Итак, после проведения SWOT-анализа вы будете более четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит вам выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

     Даже  если вы уверены, что и так прекрасно обо всем осведомлены, лучше все же проводить SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.

     Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный  опыт («база знаний») является основой  управленческой стоимости любой  компании.

     Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.

2.2. Методика проведения SWOT-анализа

       В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 2, так называемой «матрицы SWOT-анализа».

       

       Рис.2. Матрица первичного стратегического SWOT - анализа

       В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны  предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

     Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

     Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

     Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

     Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

     Следует обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

     SWOT-анализ  должен проводиться при участии  всех важнейших членов данной  организации. Это касается общей  идентификации слабых и сильных  сторон, которые внутри организации  должны быть хорошо видны. Однако  этот анализ должен быть наиболее  широким. Сложнее всего определить  слабые стороны организации, которые  могут проявиться потом, в атаках  конкурирующих организаций. Сами  члены организации говорят о  них весьма неохотно.

     SWOT-анализ  может выполняться с применением  техники "мозговой атаки". Однако  если в задачи входит оценка  руководства организации, эта  техника окажется малоэффективной,  поскольку члены организации  могут опасаться высказывать  свои настоящие взгляды в присутствии  других лиц. Отсюда следует,  что необходимо применять также  и иные техники, обеспечивающие  анонимность конкретным авторам  анализа. С этой целью можно,  прежде всего, собрать выполненный  каждым членом организации анализ, а потом поддать результаты  общей верификации и дискуссии.  Каждый из пунктов во всех  четырех направлениях анализа может оцениваться рядовыми членами организации по схеме: "да", "нет", должен корректироваться (как?).

     Качество  анализа можно повысить, привлекая  к его проведению лиц, не относящихся  к организации. Правда, они могут  выполнять лишь вспомогательные  функции, поскольку не знают организации  настолько, чтобы самостоятельно различить  ее слабые и сильные стороны. Однако благодаря тому, что они не замешаны во внутренних "раскладах" организации, такие лица могут выступить беспристрастными арбитрами, которые в состоянии  оценить предложения, а также, ставя  особые вопросы, спровоцировать организацию  к более обстоятельному переосмыслению своих положений и действий. Конечно  же, эти лица должны пользоваться бесспорным доверием членов организации, ведь во время проведения анализа могут  обнаружиться факты, огласка которых  может быть очень опасной.

     При проведении SWOT-анализа, а в особенности  анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации  с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим  шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может  стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также  подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон. Даже если организация имеет сильного лидера, но это личность весьма непопулярна  в обществе, тяжело приписать ее наличие к сильным сторонам организации. Может оказаться, что такой лидер  очень хорошо руководит организацией (и в этом смысле это сильная  сторона), но именно его низкая популярность является угрозой для организации.

     Шаг 1. Определение  сильных и слабых сторон предприятия

     Первый  шаг SWOT-анализа — оценка ваших собственных сил. Первый этап позволяет определить, каковы сильные стороны и недостатки предприятия.

     Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия, вам необходимо:

  1. Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
  2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
  3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их  в  матрицу SWOT-анализа (рисунок 2).

     Проиллюстрируем эту методику примером.

Информация о работе Использование метода SWOT-анализа в стратегическом менеджменте»