Использование метода «Мозгового штурма» и его разновидностей в принятии решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1) мозговой штурм как метод принятия коллективных решений;

2) рассмотрение методологии, принципов и этапов проведения мозгового штурма;

4) определение достоинств и недостатков мозгового штурма, как метода принятия коллективных решений;

5) рассмотрение основных видов технологий мозгового штурма и его модификаций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты мозгового штурма……………………………5
1.1. Мозговой штурм как метод принятия коллективных решений………………………………………………………………… 5
1.2. Методология и принципы мозгового штурма ………………………..7
2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма.. …………. 9
2.1. Этапы проведения мозгового штурма……………………………….. 9
2.2. Разновидности мозгового штурма……………………………………12
2.3. Достоинства и недостатки мозгового штурма……………….………17
Заключение………………………………………………………………..……19
Приложения……………………………………………………………….……21
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ по мим на 6 балов!.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по  учебной дисциплине "Модели и  методы принятия решений" 

на  тему: Использование  метода «Мозгового штурма»  и его разновидностей в принятии решений. 
 
 
 

Студентка      

3 курса  11028 группы                                      Куделко Ольга Николаевна

социально-экономического фак-та                              

специальность бизнес-администрирование

Номер зачетной книжки 1145/11028

Телефон 80292569628 
 
 

Руководитель

проф.

                                                             Чеблаков Андрей Андреевич        
 
 
 
 

МИНСК 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты мозгового штурма……………………………5
1.1. Мозговой штурм как метод принятия коллективных решений………………………………………………………………… 5
1.2. Методология и  принципы мозгового штурма ………………………..7                                      
2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма.. …………. 9
2.1. Этапы проведения мозгового штурма………………………………..  9 
2.2. Разновидности мозгового штурма……………………………………12
2.3. Достоинства и  недостатки мозгового штурма……………….………17
Заключение………………………………………………………………..……19
Приложения……………………………………………………………….……21
Список использованных источников…………………………………………23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Основная  цель делового совещания – принять  управленческое решение. Уже много  десятилетий компьютеры являются инструментом для принятия решений там, где, где  есть количественные данные и хорошо структурированные ситуации.

     Однако  в последние годы практика управления все больше сталкивается с нестандартными организационными ситуациями, в которых превалирует человеческий фактор. В большинстве случаев такие ситуации включают психологические переменные, кроме того, очень быстро меняется организационная среда; менеджеры все чаще имеют дело с неожиданными ситуациями. Управленческие решения предполагают учет индивидуальных запросов, восприятий ценностей, целей и опыта персонала.

     Самый распространенный метод коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки позволяет в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

       Актуальность рассматриваемого  вопроса объясняется тем, что  мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное  мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

     Объектом  данной работы является мозговой штурм, как метод коллективного принятия решения.

     Предмет данной работы - это процесс  принятия коллективного решения при помощи метода мозгового штурма.

     Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

     Цель  позволила сформулировать задачи, которые  решались в данной работе:

     1)  мозговой  штурм как метод принятия коллективных решений;

     2) рассмотрение методологии, принципов и этапов проведения мозгового штурма;

     4) определение достоинств и недостатков  мозгового штурма, как метода  принятия коллективных решений;

     5) рассмотрение основных видов технологий мозгового штурма и его модификаций.

     Таким образом принятие сложных профессиональных решений является важной  частью  любой управленческой деятельности. Неоценимую помощь в этом может оказать мозговой штурм, как коллективный метод принятия решений. 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА 

     1.1. Мозговой штурм как метод принятия коллективных решений

      Основным  моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга  лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

      Главными  критериями формирования такой группы являются компетентность, способность  решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

      Коллективные  формы групповой работы могут  быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.

      Наиболее  распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

      Если  предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые  предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового  штурма" – это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

   Во многих случаях требуется творческий подход к решению проблемы. Для этого и необходим "мозговой штурм". Во время его проведения участники группы предоставляют своим мыслям полную свободу и не пытаются направить их по определенному руслу. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Основное правило "мозгового штурма" заключается в том, что процесс генерации идей отделяется от их критики. Любая, даже самая безумная и явно ошибочная, мысль поощряется. Такая поддержка стимулирует творческий процесс. В результате сотрудники предлагают несколько десятков новых, оригинальных идей.

   Руководителями  этого процесса являются двое: эксперт  и организатор. Экспертом выступает  специалист, обладающий профессиональной компетентностью в той области, к которой относится обсуждаемая проблема. В качестве организатора, отвечающего за эффективные коммуникации и позитивную атмосферу обсуждения, может выступать специалист в области человеческих ресурсов (например, управленческий психолог или HR-менеджер).

   Желательно, чтобы "мозговой штурм" проводили  внешние специалисты, не работающие в компании (эксперт по проблеме и коммуникатор), поскольку они  не обременены опытом деловых и дружеских  отношений с участниками дискуссии, что способствует непредвзятому анализу возникающих новых идей. Кроме того, поскольку "мозговой штурм" направлен на поиск новых идей по выходу компании на принципиально новый уровень развития, а также на решение актуальной проблемы, то желательно, чтобы управляли дискуссией внешние специалисты, имеющие иной профессиональный опыт и компетентные в технологии проведения "мозгового штурма". 
 
 
 

1.2. Методология и  принципы мозгового  штурма 

     Метод мозгового штурма подразумевает  получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания,  проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

    • Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса
    • Анализ и оценка выдвинутых идей

     Метод мозгового штурма базируется на психологических  и педагогических закономерностях  коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

     В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

     Мозговой  штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

     Успех проведения мозгового штурма зависит  от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики.1

     Он  заключается в следующем: при  совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при  индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что  идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

     Второй  принцип состоит в том, что  если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

     На  мой взгляд, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения.

 

2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ МЕТОДОМ МОЗГОВОГО ШТУРМА 

2.1. Этапы проведения  мозгового штурма 

     Творческое  мышление, как правило, проходит три  стадии:

  1. генерирование идей, их формулировка;
  2. оценка или анализ этих идей;
  3.      использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

         В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется  только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

         Итак, мозговой штурм состоит из следующих  этапов:

  1. подготовительный
  2. генерирование идей
  3. заключительный – анализ и оценка идей

     Подготовительный  этап.

     Первый  этап состоит в подготовке и организации  процесса мозгового штурма. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Информация о работе Использование метода «Мозгового штурма» и его разновидностей в принятии решений