Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:49, контрольная работа
Одними из главных человеческих потребностей всегда были любовь и уважение окружающих. И, безусловно, возникновение науки, которая помогла бы раскрыть секреты всеобщей любви, было предопределено заранее, хотя возникла она только в середине XX века.
Имиджелогия – как ее иногда характеризуют – наука об обаянии. Или точнее сказать, наука об умении произвести на людей правильное, нужное вам, впечатление.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Основные положения и сущность имиджа…………………………………5
2. Структура имиджа – внутренние и внешние составляющие……………...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Основные положения
и сущность имиджа…………………………………
2. Структура имиджа – внутренние и внешние составляющие……………...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Одними из главных человеческих потребностей всегда были любовь и уважение окружающих. И, безусловно, возникновение науки, которая помогла бы раскрыть секреты всеобщей любви, было предопределено заранее, хотя возникла она только в середине XX века.
Имиджелогия – как ее иногда характеризуют – наука об обаянии. Или точнее сказать, наука об умении произвести на людей правильное, нужное вам, впечатление.
Чем более успешен имидж, тем эффективнее нам удается управлять представлениями о нас других людей, а соответственно - их поведением. Но не путем манипуляций, а способностью четко донести до них информацию о том, кто мы есть и чего стоит ожидать от нашего поведения.
Имидж – это выраженное во вне внутреннее состояние, калька личностных характеристик. Имидж выражается в совокупности поведения, одежды, прическе, стиля жизни, друзьях, работе, личных интересах.
Во власти человека осознанно подходить к созданию своего внешнего образа, задуматься над тем, что он представляет собой в глазах других людей. Выходя из дома, мы не только должны досконально продумывать все детали своего костюма, но также настроение, позы, жесты, мимику, голос. Все поведение должно быть осознанным и направленным. Именно это приводит к успеху.
В последние годы понятие имидж все чаще используется для обозначения стиля жизни известных людей. Многие до сих пор уверены, что имидж создается как маска или роль с целью произвести нужное, но вымышленное впечатление: имидж актера, имидж политического деятеля, имидж спортивного игрока. Безусловно, доля правды и логики в этом есть. Для публичной личности идеальный имидж необходим, и над его созданием трудится целая команда специалистов разного профиля - психологи, специалисты PR, рекламисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры. Но это не значит, что имидж может быть только выдуманным стереотипом, как раз наоборот. Каждый человек, осознавая это или нет, формирует свой имидж в течение жизни. День за днем, год за годом мы носим вещи определенного, выбранного нами стиля, наносим или совсем не используем макияж, определенным образом укладываем волосы, ходим в одни и те же места и совершаем еще массу других действий, из которых складывается наш стереотипный образ - тот образ, который всплывает в памяти наших, родственников, друзей коллег, и который является нашим имиджем. Это стереотипное представление о том, кто мы есть, это границы, которые мы сами создаем, чтобы другие могли понять, как с нами взаимодействовать.
1. Основные положения и сущность имиджа
В психологии понятие «образ» является одной из базисных категорий не сводимой и не выводимой из других понятий и обусловливающей, в числе других базисных категорий, построение специальных теорий. Такой конкретной теорией является теория имиджа. Понятие «образ», следовательно, является родовым понятием по отношению к имиджу и способствует раскрытию его сущности как психологического явления Но как научные понятия, образ и имидж не тождественны.
В рамках данного
подхода имидж как образ
В психологии под социальным стереотипом принято понимать упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей Стереотип формируется на основе социального опыта и позволяет «экономить» внимание и мышление при восприятии социальной действительности. Имидж отличается от стереотипа тем, что он индивидуализирован, т.е. по сущности своей является образом данного конкретного объекта. Стереотип же «обобщает» некоторый класс сходных объектов, заставляя воспринимать их идентично, как наделенных набором одинаковых характеристик. Конечно, возможен вариант, когда имидж будет целиком определяться существующим стереотипом. Пожалуй, это не лучший вариант имиджа, ведь в таком случае скрытыми остаются индивидуальные особенности объекта. Вместе с тем, многие авторы указывают, что эффективный имидж должен опираться на имеющиеся стереотипы как на когнитивную основу, но не совпадать с ними
Некоторые исследователи обращают особое внимание на «иллюзорность имиджа», отмечая разрыв между имиджем и реальностью Однако, противопоставление некой «объективной» реальности и «иллюзорного» имиджа ничего не дает для выявления его сущности. Имидж, в таком случае, всегда «искажен» относительно образов, создаваемых иными людьми и группами. Поэтому можно говорить лишь о большей или меньшей согласованности имиджа, имеющегося в сознании одной аудитории, с образами данного объекта, сложившимися у другой аудитории. Иными словами, имидж всегда реален – само его наличие есть факт реальности. Имидж всегда «иллюзорен», так как он есть субъективная реальность, созданная субъектом.
В некоторых подходах сущность имиджа сводится к мнению, представлению, установке Многие авторы указывают на близкие ему понятия репутации, престижа, зачастую не утруждая себя уточнениями, имеются ли различия между указанными понятиями, или это разные наименования одного по сути явления. Рассматривая этот вопрос, Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин замечают, что понятия престижа, репутации и имиджа не тождественны потому, что имидж есть манипулятивный, привлекательный образ, воздействующий на сознание и поведение человека через эмоциональную сферу. В этом его отличие от репутации и престижа – категорий рассудочных, основанных на осознанном выборе, рациональном и аргументированном сравнении Трудно согласиться с тем, что престиж является рассудочной категорией. А вот указание на манипулятивность имиджа следует рассмотреть подробнее. Для понимания сущности имиджа чрезвычайно важен вопрос о том, является ли имидж только формируемым, целенаправленно заданным образом или он может быть как «искусственным», так и «естественным», стихийно образованным. Мнения исследователей по данному вопросу разделяются. Экспертный опрос, проведенный О.А. Малакановой, показал, что 64% специалистов в области массовой коммуникации выражают мнение, что имидж существует всегда, независимо от того, занимаются им или нет, и лишь 23% экспертов считают, что имидж целенаправленно формируется.
Т.е., образ объекта возникает всегда, когда появляется субъект, воспринимающий данный объект. Имидж же, как феномен возникает тогда, когда некто не просто осознает, что объект кем-либо воспринимается, но и ставит перед собой задачу корректировать это восприятие. В такой пристрастности социального объекта по отношению к воспринимающему субъекту, проявляется одна из специфических черт, качественно отличающих социальную перцепцию от восприятия неодушевленных предметов Следовательно, можно предположить, что понятие «имидж» носит функциональный характер. Это позволяет выделить наиболее важные особенности имиджа как разновидности психического образа. Понятие «имидж» имеет смысл употреблять тогда, когда, во-первых, появляется представление о том, что объект воспринимается аудиторией и происходит осознание самого факта восприятия; во-вторых, проявляется целенаправленность в формировании образа объекта. Иными словами, образ объекта может существовать «естественно», а понятие имидж возникает тогда, когда возникает задача коррекции этого образа в групповом или индивидуальном сознании. Сама же сознательная деятельность по коррекции имиджа не всегда становится предметом рефлексии – интуитивно ориентируясь на групповые ценности и идеалы, субъект не обязательно включает ее в предмет своего сознания.
При этом возможно выделение трех субъектов имиджа:
Во-первых, активность психики людей, составляющих аудиторию имиджа, обусловливает строительство образа объекта, активно «вычерпывая», по выражению А.Н. Леонтьева характеристики образа из окружающей действительности. Аудитория в таком случае является коллективным субъектом восприятия. Во-вторых, сам объект восприятия (корпорация) активно сообщает, презентирует свои качества окружению, и в этом смысле он предстает как субъект самопрезентирования. Третьим субъектом - субъектом управления становится человек или группа людей (руководство предприятия, имиджмейкер), чья целенаправленная деятельность состоит в организации восприятия объекта имиджа определенным образом.
При определении сущности имиджа важно избежать ошибки, на которую указывает Э.П. Утлик. Суть этой ошибки в уподоблении имиджа другим, «натурным» свойствам объекта У ряда авторов создается впечатление, что имидж - это еще одно свойство объекта, которое появилось после работы имиджмейкера По этой причине некоторые исследователи, первоначально определяя имидж как образ, затем говорят о «восприятии имиджа» Но имидж и есть результат восприятия – образ. Как образ, он не принадлежит объекту восприятия, а формируется в сознании субъектов восприятия. Принадлежность имиджа субъекту восприятия («аудитории») требует определения: не только чей имидж, но и у кого. Следовательно, более правильным будет выражение не «предприятие имеет имидж», а «у данной конкретной аудитории сформирован имидж предприятия».
Имидж отражает социальные ожидания общества, его определенных групп, которые обусловлены их насущными потребностями и интересами В процессе формирования имиджа активную роль играет готовность аудитории, так или иначе, воспринимать объект. В структуре этой готовности определенное место принадлежит «идеальному образу», т.е. представлениям о том, каким должен быть данный объект. Поэтому, другим важным компонентом в динамике формирования имиджа является идеал. Согласно концепции социальных представлений С. Московичи, идеал занимает важное место в структуре социальных представлений Этот идеал включает серию индикаторов, которые призваны улавливать степень отклонения наличного явления от образца. Следовательно, для оценки реального состояния предприятия в сознании аудитории используется идеал, имеющий культурно-обусловленный характер и отражающийся в литературе, произведениях искусства, явлениях обыденного сознания.
2. Структура имиджа – внутренние и внешние составляющие
Обыденное сознание – это совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат Это гетерогенная сфера, соединяющая в себе черты предсознательного и мифологического, детского и массового сознания с элементами научного знания и рефлексивного сознания.
Какой бы непредсказуемой ни была реакция общественности в период формирования облика структуры имиджа, вся система обязательно должна подчиняться стройной логической концепции. Имидж существует в сознании обывателя, как взаимосвязанный последовательный поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию. Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно и различными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контектстному:
— Визуальное измерение формирует внешний образ: соответствие нормам деловой и официальной одежды, аксессуары, прическа, манера поведения, мимика, жесты.
— В вербальном измерении - культура общения: речь, публичные выступления, доклады, интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону.
— Событийное измерение - это нормативно-этическая сторона поступка, поведения, деятельности в цепом, т.е. речь идет о репутации человека: динамика формирования имиджа определяется репутацией субъекта.
— Контекстное измерение рассматривают как присоединение имиджей других людей (родственники, друзья, окружение), что, также, оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом. Поэтому, в работе по формированию персонального имиджа, вопрос о репутации требует особого внимания.
Технология создания имиджа предполагает активное использование двух направлений:
1. Описательное (или информационное), представляющее образ (лидера, компании);
2. Оценочное, существующее как побуждающее оценки и эмоции, вызываемые информацией, различной интенсивности, несущей определенную эмоционально-психологическую реакцию.
Оценка имиджа происходит при использовании опыта, ценностных ориентации, общепринятых норм, принципов. Оценка и образ имеют условные концептуальные различия и неразрывную связь. В силу объективных условий, имидж может быть позитивным, негативгным, и нечетким. Цепью структуры является создание позитивного имиджа, повышающего конкурентоспособность, привлекающего внимание общества, ускоряющего процесс приятия и увеличивающего объем сторонников, что позволяет активизировать финансовые, информационные, человеческие и материальные ресурсы. Концепция формирования имиджа предполагает следующие этапы развития для успешного движения:
а) планирование;
б) организация;
в) контроль
Структура имиджа включает 8 компонентов:
1. Имидж субъекта: представления общества относительно уникальных характеристик:
а) основные преимущества (выгоды, обеспечиваемые успешным завершением данной программы);
Информация о работе Иностранные рекрутинговые фирмы в России