Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

В середине декабря прошлого года министр экономики Николай Снопков на заседании президиума Совмина однозначно подчеркнул — "инвестиции в основной капитал — основной источник роста экономики". Тем самым он дал понять, что срыв планов по привлечению инвестиций недопустим.

Основным источником инвестиций в основной капитал, скорее всего, останутся собственные средства предприятий. К примеру, их доля в общем объеме инвестиций в прошлом году, по предварительным прогнозам, составила более 30%.

Оглавление

1. Инновационный менеджмент. Основные понятия инновационного менеджмента, классификация инноваций. Инновационный проект: экспертиза и эффективность. Экономическая эффективность инноваций.…………………3
2. Задача…………………………………………………………….....12
3. Список использованной литературы…………………..…………15

Файлы: 1 файл

Контрольная .docx

— 55.10 Кб (Скачать)

     По  предметно-содержательной структуре и по характеру инновационной  деятельности проекты подразделяются на:

    - исследовательские;

    - научно-технические;

    - связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;

    - проекты  системного обновления предприятия.

    По  уровню решения инновационные  проекты подразделяются на:

    - международные;

    - республиканские;

    - региональные;

    - отраслевые;

    - отдельного  предприятия.

    По  характеру целей  проекта подразделяются на:

    - конечные  – отражают цели, решение проблемы  в целом;

    - промежуточные.

    По  периоду реализации подразделяются  на:

    - долгосрочные (более 5 лет);

    - среднесрочные (до 5 лет);

    - краткосрочные (1-2 года).

    По  типу инноваций подразделяются на:

    - новый  продукт;

    - новый  метод производства;

    - новый  рынок;

    - новый  источник сырья;

    - новая  структура управления.

    По  виду инноваций, могут  быть:

    - ведение  нового или усовершенствованного  продукта;

    - создание  нового рынка;

    - освоение  нового источника сырья или  полуфабрикатов;

    - реорганизация  структуры управления.

     С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные  проекты подразделяются следующим образом:

  • Монопроекты – проекты выполняемые, как правило, в одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
  • Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достидение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделение;
  • Мегапроекты – многоцелевые комплексные пограммы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанны между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий. Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.

     Инновационные проекты могут  носить разный характер и отличаются по ряду классификационных  признаков.

    Основными участниками инновационного проекта являются:

    - заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта;

      - инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги;

    - проектировщик – разработчик проекта;

    - поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;

    - руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;

    - команда проекта, создается на период работ.

    Экспертиза

     Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект. Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

     - описательный;

     - сравнение положений «до» и  «после»;

     - сопоставительная экспертиза.

     Описательный  метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

     Основным  недостатком метода является то, что  он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

     Метод сравнения положений  «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

     Сопоставительная  экспертиза состоит в сравнении  положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых проектов.

     Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

     Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

     Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться  следующими принципами проведения экспертиз:

     - наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля;

     - при расчете добавленной стоимости  деятельность в области исследований  и нововведений рассматривается как производственная;

     - осуществлять предварительное прогнозирование  и планирование расходов на  среднесрочную перспективу, чтобы  иметь возможность определить  предполагаемую эффективность и время для контроля;

     - увязывать методы контроля с  перспективами развития системы  руководства научно-технической политикой на государственном уровне;

     В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.

     При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

     В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проект, но может  предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

     Экспертиза  содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

     Экспертная  оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

     При анализе изложения замысла проекта  учитывается:

     - четкость изложения замысла проекта  (четкая, нечеткая);

     - четкость определения цели и  методов исследования (четко, нечетко);

     - качественные характеристики проекта  (проект имеет: фундаментальный  характер; междисциплинарный или  системный характер; прикладной  характер);

     - научный задел (имеются: существенный  научный и методологический задел  в решении сформулированной в  проекте проблемы; публикации по  заданной теме; научно-методическая  проработка решения проблемы  отсутствует);

     - новизна постановки проблемы (автором  впервые сформулирована и научно  обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

     Научный потенциал авторского коллектива оценивается  с учетом анализа научного содержания проекта (автор (участники)  в состоянии выполнить заявленную работу); эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу.

     Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его  актуальность для данной отрасли  знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.

     Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие  вопросы:

     - подготовлены ли программы исследований;

     - подготовлены ил анкеты для  опроса;

     - проведено ли пилотажное исследование.

     Экспертиза  предусматривает  три уровня.

     Первый  уровень представляет предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

     - отбор проектов для участия  во втором уровне экспертизы;

     - составление мотивированных заключений  по отклоненным проектам;

     - определение экспертов по каждому  проекту, прошедшему на индивидуальный  уровень экспертизы.

     Формализация  результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

     На  втором уровне экспертизы устанавливается рейтинг индивидуального проекта.

     На  третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).

     Индивидуальный  рейтинг проекта рассчитывается по формуле:

     R = r1 + r2 + r3,

     где

     R – общий рейтинг проекта;

     r1 – учитывает научную ценность  проекта;

     r2 – учитывает реальность выполнения  проекта в срок;

     r3 – корректирует суммарную оценку r1 и r2.

     R может принимать значения от 2 до 13.

     r1 оценивает вероятность того, что  выполнение проекта может привести  к новым принципиальным результатам;  обеспечить существенное продвижение  в рамках данного направления;  оказать влияние на прогресс  в данной или смежной научной  области.

     r2 учитывает научный уровень руководителя  и потенциал возглавляемого им  коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Информация о работе Инновационный менеджмент