Инновационный менеджмент и его особенности для нефтегазовых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 03:11, реферат

Краткое описание

Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности: разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность); дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств; закрытие старых производств.

Файлы: 1 файл

Innovatsinny_menedzhment_i_ego_osobennosti_dlya.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»


 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

        

РЕФЕРАТ

 

      По дисциплине:                           Основы менеджмента______________________

                                                             (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

 

Тема: Инновационный менеджмент и его особенности для нефтегазовых компаний

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. НГ-08-2                  ______________                   /Бычков Ю.С./

                                                                                                                                                      (подпись)                                                                          (Ф.И.О.)  

 

 

ОЦЕНКА: _____________

 

Дата: __________________

ПРОВЕРИЛ:

 

Руководитель:       доцент                   ________________                         /Зайцева Д.И./

                                                             (должность)                                                       (подпись)                                                                                 (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление:

 

Аннотация

Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности: разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность); дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств; закрытие старых производств.

 

The summary

Innovative management - represents one of directions of the strategic management which is carried out top-level of a company management. The purpose of innovative management is the establishment of the basic vectors of scientific and technical and industrial activity of the company in following areas of its activity: development, perfection and introduction of new production (actually innovative activity); the further modernization and development of old profitable manufactures; closing of old manufactures.

 

Введение

Актуальность темы. Крупнейшие мировые нефтегазовые компании постоянно ищут пути повышения эффективности, в том числе за счет применения инноваций в поиске, разведке и добыче нефти. В таких условиях конкурентоспособность, а в долгосрочной перспективе и выживаемость российских нефтяных компаний определяется эффективностью их инновационной деятельности.

Объект исследования – предприятия нефтегазовой промышленности. Предмет исследования – инновационная  деятельность предприятий нефтегазовой промышленности

Гипотеза исследования – в настоящий момент большинство  российских нефтяных компаний так или  иначе осуществляют внедрение инноваций, главным образом, современных методов  интенсификации добычи нефти. Однако, по существующим оценкам, потенциал применения инноваций многократно превышает достигнутый уровень. При этом по многим направлениям инновационной деятельности реальный эффект от их применения в несколько раз меньше потенциального. Возможности по приросту начального дебита по нефти на новых скважинах за счет применения инноваций оцениваются в 2–8 раза, среднего дебита скважин на действующих месторождениях – в 1,5–3 раза. Представляется, что одной из причин этих явлений выступает недостаточная разработанность многих методических и практических вопросов управления инновационной деятельностью в российской нефтедобывающей промышленности. В связи с этим разработка методических подходов и рекомендаций по обоснованию приоритетов и повышению экономической эффективности инновационной деятельности нефтедобывающих предприятий является актуальной научной задачей.

Целью данной работы является изучение инновационной деятельности предприятий в нефтегазовой промышленности.

Достижение указанной  цели достигается посредством решением следующих задач:

  • анализа современного состояния и существующих подходов к управлению инновационной деятельностью в нефтедобывающей промышленности;
  • комплексного подхода к управлению инновационной деятельностью с учетом отраслевой специфики и современных условий функционирования нефтедобывающих предприятий;
  • разработки методических рекомендаций по выявлению приоритетных направлений инновационной деятельности;
  • формирования системы критериев для комплексной оценки экономической эффективности инноваций и инновационной деятельности нефтедобывающего предприятия.

Методы исследования – при написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный  метод; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.

Степень разработанности  – Курсовое исследование написано при использовании литературы по инновационному менеджменту, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему, а также материалам периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

Научная новизна – в работе изложены результаты исследований, которые заключаются в корректировке инструментария управления инновационной деятельностью.

Практическая значимость работы – предложенные технологии управления инновациями в отличие от имеющихся отечественных и зарубежных разработок позволят повысить эффективность функционирования отраслевых предприятий на основе учета специфических особенностей нефтегазодобывающего производства.

 

1. Инновационный менеджмент и научно-техническая

 политика

Основные  положения теории инноваций были высказаны  еще в 1930-е годы известным экономистом Й.Шумпетером, затем дальнейшее развитие теория получила в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в работах западноевропейских исследователей (Г.Менша, Х.Фримена, Я. Ван Дейна, А. Клянкнехта и др.). В советской экономической литературе анализ инновационной теории нашел наиболее полное отражение в работах С.П. Аукуционека.

1.1. Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. [2]

Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии  фирмы, так как определяет все  остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

    • разработку планов и программ инновационной деятельности;
    • наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;
    • рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    • проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
    • обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
    • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    • создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

Как и для  любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента  характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Рис.1 Схема  инновационного менеджмента.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На каждой  стадии цикла решаются определенные задачи.

  1. Планирование – составление плана реализации стратегии.
  2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
  4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.[1]

Особенность современного этапа развития инновационной  деятельности – образование в  крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

В современных  условиях в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

Особенно  заметны эти тенденции проявляются  в инновационном менеджменте  у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.[2]

1.2. Научно- техническая политика

Научно-техническая  политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.

Она ориентирует  деятельность производственного отделения  по тем направлениям, которые могут  обеспечить повышение эффективности  производства путем создания и выпуска  продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы

Научно-техническая  политика решает следующие задачи:

    • быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;
    • внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;
    • минимизация затрат в связи с изменением планов.

Обычно научно-техническая  политика разрабатывается по трем направлениям: ориентация производства на выпуск новых  товаров, ориентация производства на быстрое  техническое обновление выпускаемой  продукции и ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках.

Разработка  научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих  вопросов.

  1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.
  2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация следования за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок, пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на  постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.
  3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемыми конкурирующими фирмами.

Информация о работе Инновационный менеджмент и его особенности для нефтегазовых компаний