Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 18:25, контрольная работа
Как представляется, прежде чем раскрывать сущность инновационной стратегии, нужно кратко охарактеризовать понятие инноваций в целом.
В литературе существует множество определений инноваций, однако они не так уж сильно расходятся между собой и имеют общими как минимум два пункта.
Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности.
1. Понятие и сущность инновационной стратегии
2. Классификация инновационных стратегий
Заключение
Литература
• по типу инновации - создание нового продукта, нового метода, нового рынка, новой структуры управления;
• по периоду реализации - долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет)[11].
Миссия инновационного развития предприятия заключается в активизации и эффективном использовании его инновационного потенциала для достижения устойчивого роста качества жизни населения на основе модернизации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.
Среди основных задач инновационного развития предприятия следует выделить следующие[12]:
1. Внедрение современных
2. Формирование и развитие новых
наукоемких производств с
имеющийся инновационный потенциал предприятия.
Эта задача особенно актуальна для предприятий,
имеющих ограниченный объем природных,
топливно-сырьевых и других ресурсов.
3. Формирование инвестиционного
климата на предприятии и
4. Институциональное и правовое
обеспечение инновационной
5. Выявление «локальных точек»
зарождения инновационных
для всемерной их поддержки наличными
ресурсами.
В процессе анализа стартовых условий инновационного развития предприятия предполагает проведение исследования внешней среды и внутренних возможностей развития. Развитие предприятия под воздействием внешних факторов является экстенсивным и экзогенным и протекает преимущественно на основании решений органов власти. Инновационное развитие предприятия, характеризуемое как интенсивное и эндогенное[13], должно проходить через поиск внутренних ресурсов для развития. Именно поэтому при разработке инновационной стратегии предприятия особое внимание уделяется оценке его инновационного потенциала. От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а, следовательно, и потенциальная возможность появления инноваций на территории предприятий.
Дальнейший анализ стартовых условий инновационного развития предприятия может проводиться с использованием результатов оценки инновационного потенциала следующими методами: предварительное исследование рынка, РЕST-анализ, SWOТ'-анализ, отраслевой анализ и др.
В процессе анализа рынка инноваций при разработке стратегического плана целесообразно исследовать структуру самого рынка и факторов, его определяющих; тенденции и условия, обусловливающие внешнее и внутреннее развитие рынка инноваций; роль рынка в инновационных процессах и взаимосвязь особенностей этого рынка и реализуемой на предприятии стратегии.
Применение методики РЕST-анализа для анализа условий инновационного развития предприятий состоит в том, что исследуется не только макросреда территории, но и само предприятие позиционируется в качестве внешней среды для деятельности бизнеса, общественных организаций и населения. Цель такого подхода - проанализировать влияние окружающей среды на развитие инфраструктуры предприятия и оценить возможность притока на территорию финансовых, материально-товарных, информационных, энергетических, интеллектуально-трудовых и других ресурсов, поскольку в условиях доминирования частного бизнеса, местная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия через создание привлекательного инвестиционного климата на своей территории. В этом случае анализ проводится по следующим направлениям:
- политические факторы - анализ
законодательства в
- экономические факторы - развитие
малого и среднего
- социальные факторы - тенденции
демографического развития, состояние
и развитие социальной сферы,
уровень и стиль жизни, модели
поведения потенциальных
- технологические факторы - оценка уровня развития инновационных технологий на предприятиях, в частности, уровень информатизации и интернетизации, финансирование исследований и разработок, изменение и адаптация новых технологий, проблемы интеллектуальной собственности.
Для анализа конкурентных преимуществ предприятий в инновационной сфере предлагается использовать SWOT-анализ, который в последнее время активно применяется в практике территориального стратегического планирования. SWOT-анализ проводится по двум направлениям:
1) анализ внешней среды, направленный
на выявление потенциальных
угроз и вновь открывающихся возможностей
в инновационной сфере предприятия;
2) анализ внутреннего потенциала
инновационного роста и
Анализ внешней среды инновационной сферы предприятия позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, проявляющихся в таких областях внешнего окружения, как экономика, политика, рынок, технологии, конкуренция, социальная сфера; разработать стратегию, позволяющую превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности; а также оценить внешние ресурсы, которые можно привлечь в инновационную сферу территории.
Процесс анализа внешней среды в целях инновационного развития предприятия предполагает следующие этапы:
1) анализ ключевых социально-
2) сравнительный анализ развития
инновационной сферы
3) бенчмаркетинг, заключающийся в анализе наилучшей тактики управления инновационным развитием территории с целью использования достигнутого положительного опыта применительно к исследуемому предприятию.
Анализ сильных и слабых сторон инновационной сферы предприятия целесообразно проводить по следующим параметрам[14]:
1) исходный инновационный
2) наличие у предприятия
3) наличие перспективной продукции и
развитого инновационного рынка
- отсутствие емких рынков сбыта продукции
неизбежно приведет к стагнации
развития производственной сферы предприятия,
а отсутствие инновационной продукции
и услуг со временем приведет к неспособности
удовлетворить современный потребительский
спрос, и, как следствие - к невозможности
достижения миссии инновационного развития
предприятия;
4) поддержка субъектов инновационной деятельности со стороны органов местного самоуправления, отраженная в нормативных правовых документах и направленная на создание условий, стимулирующих участие частного капитала в инновационном развитии предприятия;
5) достаточность финансовых
6) степень финансовой самостоятельности предприятия в решении проблем инновационного развития территории;
7) уровень профессиональной
Анализ внешних и внутренних факторов позволяет выявить имеющиеся предпосылки активизации инновационного процесса на предприятии, т.е. его способность к внедрению инноваций и осуществлению модернизации и структурных перемен в соответствии с миссией инновационного развития с существующими тенденциями, а также определить наиболее актуальные направления развития инновационной сферы предприятия, укрепляющие его конкурентные преимущества.
При выборе приоритетных направлений развития предприятия следует учитывать, что эффективная реализация инновационной стратегии возможна только через осуществление последовательной цепочки шагов (этапов).
1 этап - развитие ресурсосберегающих
технологий, oт6oр и использование
наиболее эффективных методов
управления и т.д. что позволяет
снизить уровень бюджетных
2 этап - определение системы
структуры экономики, позволяющей более
эффективно использовать организационные
и финансовые ресурсы. В группе отраслевых
приоритетов развития могут быть такие
сектора как: научно-образовательный комплекс,
информационные технологии, сектора промышленного
производства, туризм, судостроение, сельское
хозяйство. В рамках второго этапа выделяется
следующее направление инновационной
стратегии - направление 2 «Развитие конкурентоспособных
отраслей предприятия». Цель направления
2 - выявление отраслевых преимуществ развития
предприятия и всесторонняя поддержка
приоритетных отраслей.
3 этап - развитие высоких технологий
- предполагает не только отбор
и использование подобных
С учетом приоритетных направлений развития предприятие может выработать инновационную стратегию, соответствующую одному из следующих типов стратегий[15]:
1) стратегия интеграции
2) стратегия лидерства
3) стратегия диверсификации
4) стратегия следования за
неопределенности, с которыми сталкиваются
предприятия-лидеры в результате разработки
и внедрения инноваций в серийное производство.
При реализации стратегии следования
за лидером проводится корректировка
внедряемых инноваций с учетом возможных
ошибок лидера и особенностей развития
предприятия. Предприятия, на которых
реализуется стратегия следования за
лидером, должны обладать мошной производственной
базой, позволяющей снижать себестоимость
новой продукции за счет гибкости и экономии
на масштабах; развитой системой финансирования
в НИОКР для внесения существенных изменений
в инновационный продукт. Также для реализации
данной стратегии должны привлекаться
специалисты, имеющие опыт в области маркетинговой
деятельности и способные своевременно
проанализировать внешнюю среду и превратить
маркетинговые ошибки лидеров в конкурентные
преимущества предприятия;
5) стратегия копирования возможна когда отсутствует сильная база НИОКР, но существуют возможности массового внедрения инноваций в производство, и имеется значительный маркетинговый потенциал;