Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа
В современной России, как и в других странах, проводится активная политика повсеместной информатизации всех сфер жизнедеятельности, разрабатываются и принимаются программы наиболее полного использования информационных ресурсов для целей управления, а также экономического, социального и культурного прогресса общества. В полной мере эта проблема относится к таможенным органам (ТО) страны, являющимися одним из важнейших государственных институтов по координации и управлению внешнеэкономической деятельностью, и обеспечению национальной безопасности.
Введение…………………………………………………………………………………..3
I. Информационное обеспечение менеджмента:
1. Понятие информации…………………………………………………………………..5
2. Виды информации……………………………………………………………………...6
3. Этапы обмена информацией………………………………………………………….10
4. Информационная система управления………………………………………………10
5. Защита информации…………………………………………………………………..13
II. Процесс управления в таможенных органах………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…
Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации). [8. с.73-74]
Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы.
Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются Таможенным кодексом Российской Федерации и другими законодательными и правовыми нормативными документами Президента РФ, Правительства РФ и ФТС России.
Цель должна быть теоретически обоснованной, определенной, количественно измеримой, ясной, значимой и достижимой. Содержательной основой цели в определенной ситуации управления должна быть цель более высокой ступени управления, т. е. цель более высокого уровня управления.
Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т. е. целью стратегического управления, является обеспечение реализации экономической политики РФ. В настоящее время это тот желаемый результат целесообразной деятельности таможенной службы, который должен быть достигнут в переходный период.
Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу как фискальному органу по формированию доходов федерального бюджета; с повышением роли таможенной службы как правоохранительного органа; с работой по упрочению интеграции таможенной службы России с таможенными службами других государств; дальнейшим удовлетворением социальных запросов сотрудников таможенной службы.
В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется "управление по отклонениям", "программное управление" и "целевое управление".
Управление по отклонениям имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения. Этот тип управления, наряду с вышеуказанным, является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов. Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автопереходов через таможенную границу и др.
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности. [8. с.76]
Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления, предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение "дерева целей"; строгое согласование дерева целей с "деревом задач", достаточно высокая корреляция между "деревом целей", "деревом задач" и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.
В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.
В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.
Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов системы управления — структуры и процесса — более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не укладывается, когда структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а следовательно, и всей системы управления в целом.
В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенствование динамических характеристик управления, прежде всего — за счет внедрения АСУ и информационной технологии управления.
В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.
Заключение
Информация сегодня превратилась в важнейший ресурс социально - экономического, технического, технологического развития любой организации, она является как бы катализатором научно - технического прогресса. Известное изречение «кто владеет информацией, тот владеет миром» приобретает все более глубокий смысл. Особенностями информации как ресурса являются ее неисчерпаемость, сохраняемость, возможность параллельного использования, легкость передачи.
Информация в процессе управления играет чрезвычайно большую роль. Правильность действий руководителя зависит от того, располагает ли он достаточно полной информацией об управляемом объекте, и чем сложнее объект, тем больший объем информации ему необходим для управления. Быстрое получение всех видов информации является одной из предпосылок ускорения развития производства. Но одновременно при этом возрастает и роль самого менеджера, призванного на основе получаемой информации своевременно принимать ответственные решения в быстроменяющейся обстановке. Чем полнее удовлетворены информационные потребности руководителей в области планирования и прогнозирования, учета и регулирования производства, изучения потребительского спроса, финансовой деятельности и т.д. тем выше будет производительность его управленческого труда.
Но, к сожалению, менеджеры иногда не в полной мере используют доступную информацию, несмотря на приписываемую ей первостепенную роль в процессе управления, т. к. работники управленческой сферы иногда оказываются завороженными обилием информации и статистических данных. Информация будет бесполезной до тех пор, пока, менеджер не знает, как ее осмыслить, оценить и как действовать на ее основе. Поэтому очень важно, чтобы менеджер получал относительно систематизированную информацию, которая бы помогала в совершенствовании его управленческой деятельности.
Список использованной литературы
1. Большаков А.С. Современный менеджмент. СПб., 2002.
2. Основы менеджмента / Под ред. Д.Д. Вачугова. М., 2005.
3. Веснин В.Р. Менеджмент. М., 2008.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2006.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2001.
6. Глухов В.В. Менеджмент. СПб., 2007.
7. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2003.
8. Основы таможенного дела / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2000.
9. Драчева Е.П., Юликов Л.И. Менеджмент. М., 2002.
10. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент. М., 2007.
11. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Менеджмент. М., 2003.
12. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов н/Д, 2008.
13. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2004.
14. Переверзев М.П. Менеджмент. М., 2002.
15. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. М., 2007.
16. Уткин Э.А. Менеджмент. М., 2003.
17. Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами. М., 2008.
18. Щегорцов В.А. Менеджмент. М., 2005.