Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По срав­нению с другими видами труда в организации он имеет рад осо­бенностей, выражающихся в характере самого труда, его предме­те, результатах и применяемых средствах.

Файлы: 1 файл

лекции по менеджменту.doc

— 64.50 Кб (Скачать)


3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По срав­нению с другими видами труда в организации он имеет рад осо­бенностей, выражающихся в характере самого труда, его предме­те, результатах и применяемых средствах.

Особенности труда менеджеров вытекают из сущности управле­ния как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталки­ваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемо­го. Таких проблем великое множество и они носят самый разно­образный характер. Нередко они требуют немедленного вмеша­тельства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальным изменением ранее принятой политики поведения фирмы в быстро меняю­щейся обстановке. Это означает, что менеджеры должны не толь­ко вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их реше­ния, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае.               

При всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы типа: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к реше­нию? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту рабо­ту лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т.д. Ответы на эти и множе­ство других вопросов, требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктнвных способностей человека; Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.                                  

У менеджеров особый предмет труда - информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэто­му особое значение имеют средства работы с информацией, явля­ющиеся, орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 1.5).

Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональ­ную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще ста­новится решающим фактором успеха; поступающая информация может оказаться неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация харак­теризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям.

Таблица 1.5

   Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Специальные знания

Человеческие качества

Понимание природы управленческого труда и процессов управления

Владение искусством управления человеческими ресурсами организации

Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы

Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и пр.)

Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений

Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации

Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени

Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий

 

Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным зна­ниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менед­жерам:

* Они должны уметь обосновывать и принимать решения в си­туациях, для которых характерны высокая динамичность и нео­пределенность.

* Поэтому они должны знать все, что связано с внешней средой организации и с теми изменениями, которые в ней происходят.

* Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых э отрасли исследований, о нововведениях в отпасти техники и технологии. Они должны знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги.

* Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.  

* Им необходимы знания по управлению всеми видам и ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию. 

* Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной техноло­гии и средств коммуникации.

* Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время, и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.        

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управ­лять самими собой. В процессе выполнения своих функций ме­неджеры взаимодействуют с широким кругом лиц, - коллега­ми, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт: Это прежде всего:

• высокое чувство долга и преданность делу;              

• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

• умение четко выражать свои мысли и убеждать;

• уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

Значение этой группы профессиональных качеств менеджера трудно переоценить. Еще в 30-е гг. XX в. всемирно известный специалист в области человеческих отношений Д. Карнеги дал такую оценку умению строить взаимоотношения: "Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависит от его профессиональных знаний и процентов на 85 - от его умения общаться с людьми".

 

4.Разделение труда в управлении.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности {функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые общие функции менеджмента. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д. Наряду с этим функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (англ. general manager) и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации. Поэтому общий менеджер — это руково­дитель предприятия в целом или руководители отдельных частей предприятия, осуществляющие интеграцию работы функциональ­ных менеджеров и специалистов. В их задачи входят: выработка видения будущего, т.е. картины того, какой должна быть органи­зация в перспективе и как этого можно достичь; развитие потен­циала организации и людей, работающих в ней; принятие необ­ходимых действий для достижения поставленных целей.

Структурное разделение труда строится исходя из таких харак­теристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздейству­ющих на структурное разделение труда, оно специфично для каж­дой организации. В то же время можно выделить некоторые об­щие черты специализации, касающиеся, прежде всего вертикаль­ного и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда, построено на выделении трех уровней управления — низового (первого, или менеджмента пе­редовой линии), среднего и высшего.

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского тру­да. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих произ­водств, целевых программ и проектов.

Высший уровень — это администрация предприятия, осуществ­ляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными производственно-хозяйственными комплек­сами.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного - двух на малых предприятиях до восьми - десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по, функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему к  увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты организацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.        

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководители, специалисты и служащие. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей прежде всего сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, которым должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной прак­тике нашей страны выделялись следующие основные должности управленческого персонала на предприятиях: руководители и их заместители (мастера); главные специалисты; инженеры, техники, механики; экономисты; инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал; юридический пер­сонал; другие работники. Руководители составляют одну из наи­более значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

Информация о работе Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров